Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
20.03.2014 / 16:03:37
Легко ли сесть и написать статью?Иногда кажется - что же может быть проще, чем сесть и написать статью? И кажется, что она сразу получится и грамотной, и интересной, и познавательной. Но это совсем не так. 15 марта состоялась встреча участников студии "Репортер" с известным психологом, преподавателем ташкентского филиала МГУ Рано Суннатовой, которая и поведала нам о тонкостях такого непростого дела, как написание статей. Главное, что подчеркнула Рано Иззатовна в своем выступлении на мастер-классе: "Хороший журналист - это не хобби." В этом с ней трудно не согласиться, ведь в этой работе необходимо отдавать читателям частичку себя, своей души. Профессор поделилась с нами секретами написания статьи. Первый пункт - выбор названия . Оно должно быть кратким, ёмким и четким. Можно использовать метафору, но в этом случае есть риск быть неправильно понятым. Метафора должна быть понятна широкому кругу читателей. Далее, в тексте, безусловно, можно использовать свои, "авторские" метафоры. Рано Иззатовна познакомила нас с такими психолингвистическими понятиями как "коннотат" и " денотат". «Денотат" - это собственно обозначаемый предмет. А "коннотат" - это личностная окраска названного предмета. Метафора по сути это коннотат, но если сильно отойти от денотата, то есть от общего представления о предмете, не исключено что никто сразу не поймет о чем речь. Название должно отражать основную идею статьи. Следующий пункт в приготовлении "вкусной" статьи - аннотация. Аннотация - это содержание статьи в пяти-шести предложениях, краткая характеристика статьи с точки зрения ее назначения, содержания и других особенностей. Вообще, в работе над статьей нужно четко определять свои цели. Для постановки определенных целей существуют вопросы, которые нужно себе задавать в ходе работы. "Для кого я пишу эту статью?" Определение круга читателей дает возможность более глубоко подойти к проблеме, раскрываемой в ней. "Что я хочу написать в статье?" Определение объекта статьи, опять-таки, не дает уйти размышлениями далеко от темы. Не стоит забывать, безусловно, и о лингвистических навыках. Конечно, интересно читать статью, написанную языком ярким, живым, чем статью, изобилующую однотипными связками, не блещущую обилием синонимов и сложностью предложений. Но и тут может подстерегать «ловушка": не стоит переходить границы и "запихивать" в предложения научные термины, архаизмы, диалекты и выстраивать витиеватые предложения длиной в абзац. Красота в простоте. Структурно статья делится на три части : введение, основная часть и заключение. Причем основная часть занимает две трети всего объема. Она состоит из экспозиции - показа объекта статьи и разработки - авторской части. Текст должен быть предельно понятным и ясным и каждый читатель должен узнавать в ней себя или близких. Нужно давать им возможность переживать эмоции автора. Так происходит некое "единение" читателя с автором и читатель лучше воспринимает предоставленный материал. В заключении можно дать рекомендации, советы. Подводя итоги, можно использовать введение, но выражаться другими словами. Также есть неписаные законы о "вычитке" текста. Во-первых, его обязательно нужно прочесть вслух. Иногда фразы, гладко ложащиеся на бумагу, ужасно звучат в устной речи. Еще есть правило "семи подходов". Текст нужно перечитать от трех до семи раз, причем с длительными промежутками. И тут мы возвращаемся к мысли о том, что "журналистика - не хобби". Каждая статья должна "вынашиваться" автором долгое время. Ни о какой "штамповке" статей тут не может быть и речи. Это очень ответственное занятие, требующее больших сил. Будущий репортер должен взять несколько правил на заметку:
Еще Рано Иззатовна показала два интересных упражнения. В первом было дано предложение, и нужно было "пересказать" его с помощью синонимов. Как оказалось, это очень непросто! Довольно трудно сохранить мысль и не исказить смысл. Во втором упражнении она дала три слова, из которых нужно было составить предложение. Это упражнение хорошо развивает писательские навыки. Также их заметно улучшают книги. Книги - самые верные друзья, учителя и советчики журналистов! Закончить хотелось бы словами руководителя нашего мастер-класса Бориса Рахимовича Бабаева: "Хорошо пишет тот, кто хорошо думает" Мила Гашева, Студия молодых журналистов «Репортер» сайта kultura.uz
|
|