Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
18.05.2014 / 09:21:05
Мастер-класс по театральному искусству и журналистике от Андрея и Людмилы Слоним
В минувшее воскресенье в студии молодых журналистов «Репортер» состоялся интересный творческий мастер-класс. На этот раз гостями нашей студии стали Андрей Евсеевич Слоним, заслуженный работник культуры Узбекистана и режиссер-постановщик Государственного академического большого театра им. А. Навои, и его супруга, Людмила Васильевна Слоним, композитор и концертмейстер ГАБТа. О журналистике и личности пишущего журналиста А.Е.Слоним: Я часто читаю публикации в прессе и вижу, что люди выходят в эфир, в интернет, вижу, кто и как себя проявляет, потому что написанное не только отражает материал, но и выявляет лицо автора. Хочу сказать буквально несколько слов о том, что хотелось бы видеть в материалах прессы касательно того, что сейчас происходит. На настоящий момент очень мало статей раскрывают личность пишущего журналиста. Большинство материалов носит информативный характер, то есть описывается, как и где состоялось какое-то событие, или кто участвовал в мероприятии. А вот как тот или иной журналист воспринимает то, что он видел, его мысли в отношении того или иного события, к сожалению, сейчас практически не встречается. Это можно сравнить с деятельностью певца. Возьмите, к примеру, пианиста-инструменталиста, он сыграл концерт, и больше этот концерт никогда не повторится. Пианист играет каждый свой концерт вживую, и каждая игра исполнителя зависит от его психофизического состояния на данный момент или от того, как на небе выстроились планеты. Его концерт – единичен, он – неповторим. То же самое относится к спектаклю, к выступлению певца, танцовщицы. Художнику проще, он написал картину, картина висит, она – постоянна. А наше искусство, увы, – эфемерно. И судить о нашей деятельности через 20-30 лет будут уже по материалам, написанным журналистами. Поэтому наше отражение, восприятие, мысли, которые пробуждаются, и чувства, которые рождаются, все это должно проявляться так, чтобы человек, открывший материал в интернете или на страницах издания, заинтересовался. Необходимо написать статью, чтобы личности, которые в ней описаны, предстали интересными и непохожими на всех остальных. И, самое главное - в материале должна проявиться личность пишущего журналиста. Это – очень важная вещь. Тогда эта статья будет интересной, тогда ее будут читать. Об индивидуальности журналиста Так устроен наш мир, что у каждого человек свой ответ на вопрос: Как? Как писать? Как творить? Как ставить спектакли? Как действовать? То, что мы видим, воспринимается в индивидуальном сознании человека и отражается через его собственное восприятие. Мы не можем сказать, что сфотографировали то или иное событие, как оно произошло. Каждый, кто видел это событие, отражает его через свое восприятие. Поэтому, в любом материале журналиста, хотя бы частично, будет отражение его индивидуальности, и мы уже увидим не работу режиссера или актера, о которых журналист писал, а увидим работу автора, который преломил через себя какое-то событие и преподнес его в виде результата, увиденного в тот момент. Еще важнее, если журналист увидит процесс, если он почувствует это движение. Как мне кажется, именно движения не хватает в очень многих материалах. События – статичны, они напоминают кадр из кинопленки. Если хороший журналист пишет материал, то мы всегда видим движение, его образы – всегда динамичные, в них хочется вникнуть, их хочется ощутить и потрогать. О беседе И тут мы, наверно, подойдем к вопросу, а как, собственно говоря, беседовать с человеком, как брать у него интервью. Главный секрет – это попытаться понять, что за человек перед тобой, ведь каждый из людей интересен сам по себе, потому что он не похож на других. Найти эту своеобычность и своеобразие собеседника – это великая штука и дорогого стоит. Мы очень часто видим и слышим, как задаются какие-то вопросы, как собеседник на них отвечает, а потом в печатном интервью эти вопросы и ответы настолько, не сказать, что искажены, но они настолько представлены не в стиле героя интервью, что он подчас не узнает себя в интервью, потому что вся информация преломляется через стиль пишущего журналиста, который не понимает, не воспринимает, не осознает внутренний мир человека, о котором он пишет, с которым он, собственно говоря, беседует. Беседа – это не давление какими-то своими темами или позициями, беседа – это поразительное умение слушать собеседника, которое в настоящее время встречается очень редко. О «звездах» Мы живем в мире, который гремит войнами, гремит настырностью принципов, где есть два мнения: одно – мое и все другие – неправильные, гремит раздутыми категориями. В частности, термин «звезда», который возник в последние пять лет, - это термин очень странный, он не определяет сути человека. Звезда – это какой-то идол, который создается из человека. Человек может быть очень необычен и оригинален, и зачастую бывает очень сложно понять его творчество, понять его движение, его дух, понять, чем он руководствуется, когда действует так или иначе. Однако, чем лучше мы сможем отразить это в своей статье, тем дороже это ценится. Например, мы знаем о творчестве Федора Шаляпина или других великих актеров МХАТа, в основном, по материалам, которые о них выходили, которые были написаны не только журналистами, но и критиками, искусствоведами, театроведами, деятелями культуры. И этот пласт позволяет нам воспринять и пропустить через себя все то, что было накоплено несколько десятилетий тому назад. То же будет и с нашей эпохой, пройдет 30-40 лет, и о том, что делал каждый из нас, можно будет понять только по тому материалу, который будет написан. Этот материал уже будет в электронных архивах, его можно будет прочитать, понять и прочертить какую-то логическую линию. Об опере и работе оперного певца Опера, как и все виды искусства, требует высокого профессионализма. Оперный театр соединяет воедино пение, актерскую игру, оркестровое звучание, пластику, декорации, свет. Оперный театр – самый сильный театр, который может воздействовать на человека. Говоря об опере, я не устаю повторять, что – это предельно сложный механизм. Оперный певец работает на партитуре. У автора все задано в нотах: интонация, тембр. В опере надо не только выучить ноты и запомнить мелодию, но и необходимо объяснить, почему я это делаю, почему автор поставил здесь высокую ноту, а здесь длинную паузу. Почему в этой части произведения звучит трамбон – пронзительный и трагический инструмент, а здесь звучат нежные скрипки. Мы можем раскрыть сюжет тысячами способов, но должны опираться на то, что хотел этим сказать композитор. Необходимо попасть в яблочко, ведь композиторство – вещь капризная. Если мы уйдем от нее, мы изменим задумку автора. Ларчик автора открывается просто, надо лишь найти необходимый ключик. Когда знаменитого пианиста Николая Луганского спросили: «Как Вы воспринимаете работу своих коллег?», он ответил: «Я воспринимаю их работу очень доброжелательно. Я стараюсь ее понять, а если что-то до меня не дошло, я считаю, что сегодня я, в силу каких-то причин, не был готов по-настоящему к восприятию этой вещи. Однако я уверен, что завтра я восприму это по-другому». Кстати, я прошу взять на вооружение его позицию. Индивидуальность и особенность нашего понимания всегда играет большую роль в том, как мы что-либо воспринимаем. О жизни на сцене Когда мы наблюдаем за работой актера на сцене, мы зачастую говорим: «Ах, как он точно и правдиво передал чувства, как он прожил свою роль!» Да, он проживает роль, но проживает ее в условиях условности параллельного мира. Когда актер на сцене гневается, он должен, с одной стороны, сделать так, чтобы излучение его чувства было достоверным, а с другой стороны, сделать так, чтобы замахнувшись и дав пощечину партнеру по игре, не сделать ему больно. В этом заключается раздвоение театра. Как говорил Шаляпин: «На сцене два Шаляпина: один играет, а второй контролирует». Поэтому, жизнь на сцене – это существование в параллельном мире. Когда мы репетируем драму, поединок, убийство и другие действия, которые на сцене должны выглядеть убедительно, мы, с одной стороны, прорабатываем достоверность, а с другой стороны необходимо осуществить это действие с минимальной опасностью для нашего партнера по игре. О публике Публика – это та часть театра, без которой театр невозможен. Театральный герой не живет сам для себя, он живет, чтобы быть воспринятым залом, зрителями, которые непосредственно следят за ним. Исполнитель – публика – это нерушимое единение театра, потому что от публики зависит очень многое. Если публика настроена доброжелательно и реагирует на каждое движение души актера, то спектакль начинает жить какой-то особой жизнью. Если же, напротив, публика выключена, и, в силу каких-то причин, не настроена на восприятие спектакля, то этот спектакль растворяется в пустоте. И мы говорим, что спектакль не удался, в нем нет импульса, нет обратной связи. Исполнителю нужен слушатель, ведь без ответного излучения, душа актера не получает особого импульса. Об общении Общение – это обмен энергией, обмен информацией, общение бывает не только словесным. Например, мы общаемся, когда находимся в лесу и воспринимаем какое-то красивое дерево, листва которого шелестит под ветром. Наше воображение воспринимает его непохожесть и красоту, а дерево излучает энергию. Или, очутившись в горах, мы получаем интересные ощущения, обмен энергией. Общение на сцене – это взаимодействие, в результате которого мы начинаем понимать, что происходит между людьми. Действие – это не только движение, это также процесс, ведь можно, например, размышлять в статике. При общении на сцене два актера знают в совершенстве текст отрывка и обмениваются фразами, во-первых, так чтобы возникло ощущение, что происходит общение между героями, а во-вторых, чтобы понять, что происходит между героями, и как будут дальше развиваться события. Мастер класс от супругов Слоним был очень насыщенным, мы обсудили, как можно приобщить молодежь к театру, поговорили о работе и планах ГАБТа, о драматургии в Узбекистане, о балете, о современных интерпретациях некоторых классических произведений, о театральных жанрах, о важности профессий концертмейстера и дирижера, о современной музыке, о различных принципах постановки кино и театра. Как сказал Андрей Слоним, говорить о театре можно долго, и я уверена, что знания, полученные во время нашего творческого занятия, помогли нам глубже понять оперное искусство и приобщиться к таинственному миру театра. Пожелаем Андрею Евсеевичу и Людмиле Васильевне творческого успеха, а также новых и интересных театральных премьер. Нурия Батраева
|
|