Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
06.02.2018 / 10:22:34

Через века… (немного о календарях, действовавших на территории Узбекистана)


Ещё в глубокой древности на территории Средней Азии- в том числе и современного Узбекистана - широко распространен был зороастри́йский календа́рь — солнечный календарь. В его основу положена последовательность 12 тридцатидневных месяцев, в которых каждый день назван в честь чего-то - почитаемого в зороастризме. Отличительной особенностью календаря является отсутствие понятия недели. Использовался он как на территории Средней Азии - получив широкое распространение с 7-6 веков до н.э.- так и на сопредельных территориях - в Персии (Иране) а также - отчасти в Малой Азии и Индии. В зороастрийском календаре было шесть сезонных праздников. Состоял календарь из шести сезонов, к которым и были "привязаны" сезонные праздники. В древности исчисление продолжительности года не отличалось точностью и даты наступления сезонов варьировались в разные годы, но чётко закреплялось - сколько дней проходит от одного до другого. За каждым праздником в сезоне было закреплено одно из шести деяний верховного бога Ахуразмазды в течение года. Из-за "подвижек" календаря, происходивших в древности и вызванных вставлением 5 дополнительных дней после основных 360, за каждым праздником (гаханбаром) традиционно закрепился не один, а 5 дней.

Отличительной особенностью зороастрийского календаря являлось то, что названия имели не только месяцы, но и дни в месяце. Наименование месяцев и дней в календаре имеет большое значение для зороастрийцев. Был установлен даже своего рода список рекомендуемых дел для каждого дня и список цветов, посвящённых каждому дню.

Названия месяцев зороастрийского календаря повторяют 12 названий дней месяца, однако порядок имён в годовом цикле иной.

Зороастрийский календарь из 12 месяцев по 30 дней оказал влияние на названия месяцев каппадокийского календаря, зафиксированного греческими авторами.

Интересно замечание великого А.Р.Беруни в "Памятниках минувших поколений", что зороастрийцы не компенсировали накапливающуюся четверть дня каждые четыре года (разницу реального астрономического года и календарного) дополнительным днём, как это делается в юлианском (а ныне- и в григорианском) календаре. В то время бывал дополнительный (вставной) тринадцатый месяц Спандармад-вихезаг. Беруни пишет, что в этот месяц царь отменял налог харадж (поземельный налог).

Зороастрийский календарный год начинается 21 марта, в день весеннего равноденствия. По словам все того гениального ученого-энциклопедиста Абу Райхона Беруни- в Хорезме это летоисчисление как хорезмийское было введено в XIII веке до нашей эры. Надо подчеркнуть - зороастрийский календарь — это строго солнечный календарь, где месяцы по 30 дней никак не привязаны к фазам луны, а идея называть месяцы в честь божеств, вероятно, позаимствована из Египта. Древнеегипетский календарь начинался месяцем Тота, в эпоху господства Ахеменидов в Средней Азии приходившимся на начало зимы. Сперва зороастрийский календарь начинался месяцем "Творца Ахурамазды" (приходящимся на декабрь-январь). А уж в дальнейшем- как выше сказано- начало года было перенесено на традиционное для стран, находившихся под влиянием месопотамской культуры, весеннее равноденствие, отмечаемое сегодня как Навруз (обычно 21 марта) — начало года в традиционном зороастрийском календаре и первый день месяца фарвардин. Названия месяцев, например, в Согде (Согдиане) отличались от хорезмийских, где бытовали различные названия: были собственные, более близкие к согдийским; были сложившиеся под западноиранским влиянием и прямо заимствованные из парфянского календаря.

Вместе с солнечным двенадцатимесячным календарём вставлялись в Хорезме 5 дней в добавление к 360 (12 месяцев х 30 дней) для приближения календарного года к реальному солнечному. Они традиционно вставлялись после последнего месяца года (эсфанда) перед Наврузом. А поскольку т.н. "тропический год" содержит не 365 дней, а 365,25636, разница в 0,25636 дней будет сдвигать начало годового цикла 365-тидневного календаря вперёд по сезонам. Чтобы компенсировать разницу, в календаре делалась "интеркаляция"— вставка дополнительного, тринадцатого месяца в каждый 120-й (по другим данным 116-й) год. Предполагается, что подобные вставки проводились и раньше. Точных данных о времени и месте создания зороастрийского календаря нет; по предположению проф. В.А. Лившица, зороастрийский календарь возник Средней Азии (или в Восточном Иране) в первой половине I тыс. до н.э. и был воспринят в Западном Иране Ахеменидами.

Так как зороастрийский календарь был короче астрономического года на 6 часов, это приводило к тому, что каждые четыре года начало нового календарного года как бы передвигалось на один день. За 120 лет эта разница составила полный зороастрийский месяц в 30 дней. Позже, в период правления Сасанидов производилась, хотя и нерегулярно, вставка такого месяца. Абу Райхон Беруни писал по этому поводу, что год составлял 365 дней, а одной четвертью дня "они пренебрегали, пока из этих четвертей не накапливалось дней на целый месяц, что происходило один раз в 120 лет". Зороастрийцы предпочитали, чтобы дополнительные дни составляли целые месяцы, а не дни. Когда в календарный год вставлялся дополнительный (високосный) месяц, последние пять дней, приходившиеся на конец года и связанные с одним из древних зороастрийских религиозных праздников – почитанием душ умерших, следовали не за последним, 12-м месяцем в году, а за високосным месяцем. Это создавало определенные проблемы - так как передвигались последние пять дней.

С конца царствования Сасанидов високосный месяц не добавляли, и с этого времени ни один месяц в древнем зороастрийском календаре не являлся високосным. К последнему месяцу года прибавлялись дополнительных пять дней, а через каждые четыре года прибавлялся один день. Таким образом зороастрийский календарь имеет 360 дней, делится на 12 месяцев по 30 дней в каждом. К последнему, 12-му месяцу всегда прибавлялось пять дней, которые считаются преддверием Навруза, а раз в четыре года приплюсовывается еще один день. Дни месяцев в зороастрийском календаре не имеют числовой нумерации: первое, второе, третье и т. д.

Название месяцев и дней в этом календаре "теофорное" (т.е. восходящее к именам зороастрийских божеств) пантеона. Каждый месяц и день имеют своего ангела, духа-покровителя или божество, в честь которого они и названы. Первый, восьмой, пятнадцатый и двадцать третий день каждого месяца являются особыми, посвященными Ахурамазде. Если название дня совпадает с названием месяца, такой день считается праздником. Например, 13-й день каждого месяца называется тир, четвертый месяц года также называется тир. День "тир" в месяце тире считался праздничным днем, посвященным воде, и связан с выполнением определенной церемонии.

Поскольку в каждом месяце есть день, название которого совпадает с названием месяца, всего таких дней насчитывается 12.В настоящее время известны названия месяцев и дней авестийского, согдийского и хорезмийского календарей- разновидностей зороастрийского. В древности, да и в настоящее время у парсов (современных зороастрийцев Индии и Ирана), наиболее торжественными и почитаемыми праздниками у считались преддверие Нового года и сам Новый год. Эта церемония обставляется с особой торжественностью, с соблюдением старинной традиции.

В.А. Лившиц показал, что к числу общих представлений, возникших, вероятно, в степных районах Евразии, относится празднование дня весеннего равноденствия как начала Нового года.

Народ Узбекистана – как и вообще народы Средней Азии -и сегодня отмечают в дни весеннего равноденствия Навруз как большой праздник.

С 1 по 8 века-до прихода арабов, широкого распространения ислама и мусульманского календаря Хиджры применялся "новый" хорезмийский календарь. С распространением отчасти манихейского вероучения распространение получил и манихейский календарь. Видимо, в связи с довольно широким распространением одного из направлений христианства –несторианства- в Средней Азии (в основном в доарабский период) имело место и использование юлианского календаря. После прихода арабов в Среднюю Азию и распространения ислама в Средней Азии стала широко использоваться Хиджра - мусульманский лунный календарь, а завоевание Средней Азии Российской империей и создание Туркестанского края (а ранее - Туркестанского генерал-губернаторства) отмечено на его территории широким использованием юлианского календаря как официального (кроме Бухарского эмирата и Хивинского ханства).

В 1918 г. в Туркестане (входившем до 1924 г. в состав РСФСР) был введен с 1 февраля 1918 г. григорианский календарь, позднее он стал применяться и на территории Бухарской и Хорезмской республик. После т.н. национально-государственного размежевания в 1924-25 гг. григорианский календарь - уже ставший фактически международным - стал применяться во всех республиках региона как единственный официальный.

 

Иофе Валерий Григорьевич

Магистр Международной Ассоциации "Искусство народов мира";

Доцент в.б. кафедры источниковедения и архивоведения

Исторического факультета Национального Университета Узбекистана

им .М.Улугбека





Другие материалы рубрики

05.02.2018 / 23:28:46

Одноклассники запустили систему продвижения публикаций

В социальной сети Одноклассники появилась нативная система рекламного продвижения постов. Владельцы групп получили возможность продвигать публикации и оплачивать их банковской картой внутри соцсети. Далее...

05.02.2018 / 14:47:27

Шавкат Мирзиёев снова в списке повлиявших на международную ситуацию персон

Один из ведущих испанских "мозговых центров" - Барселонский центр международных отношений (CIDOB) составил Список выдающихся лиц и событий, оказавших влияние на международную ситуацию в 2017 году. Далее...

05.02.2018 / 14:45:43

Спортивный магазин Champion предоставляет скидки держателям карт Beeline Club

Beeline Club сообщает, что держатели карт привилегий Gold и Platinum получают скидку 5% и 8% соответственно от магазина Champion – партнёра Beeline Club. Далее...

05.02.2018 / 09:47:06

"... Так кто же я?" Светлая память ему.

"... Так кто же я?" Я - русский поэт, а не русскоязычный. Я - русский человек по самосознанию. Самосознание и есть национальность. Мать моя и отец любили друг друга недолго, но я их люблю всегда. Я люблю всех женщин, которых я когда-то любил. Я люблю свою жену Машу. Я люблю всех своих пятерых сыновей. Я люблю Пушкина и Володю Соколова, Шостаковича и Булата Окуджаву, Петрова-Водкина и Олега Целкова, великого сибирского шофёра моего дядю Андрея Дубинина и великого футболиста Всеволода Боброва. Я люблю станцию Зима, Переделкино, Гульрипш, где сейчас от моего сожжённого дома остался только пепел. Далее...

04.02.2018 / 20:23:58

Узбекистан вступил в этап цифровой трансформации

В Узбекистане будет реализован ряд проектов по внедрению "умных" и "безопасных" городов и регионов на основе обработки больших данных и внедрения интернета вещей, сообщил Абдулла Арипов. Далее...





28.03.2024 / 16:52:52
В Международном караван-сарае культуры Икуо Хирояма завершилась фотовыставка "Шелковый путь , заполненный светом"
 
27.03.2024 / 12:32:55
Фонд развития культуры и искусства Узбекистана сообщает о создании Национального павильона Узбекистана во Всемирной выставке Expo Osaka 2025
 


26.03.2024 / 12:27:37
Ташкент-Бишкек. Мосты дружбы . Недавние гастроли артистов ГАБТа им. А. Навои в столице Кыргызстана стали событием в культурной жизни дружественной страны
 
24.03.2024 / 12:44:54
В Большом театре Узбекистана им. А. Навои снова был аншлаг. Многочисленную публику накануне очень порадовал вечер итальянской музыки "Три тенора"
 


21.03.2024 / 15:41:53
В Русском доме в Ташкенте состоялась премьера документального фильма "Мост"
 
14.03.2024 / 09:59:58
А Скорсезе забыли… "Оскар"-2024: новые правила, скандалы и один из самых сильных списков претендентов в истории главной кинопремии
 


26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 
18.03.2024 / 12:25:35
Мир волшебства Елены Макаровой
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте