Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
06.02.2018 / 10:22:34
Через века… (немного о календарях, действовавших на территории Узбекистана)Ещё в глубокой древности на территории Средней Азии- в том числе и современного Узбекистана - широко распространен был зороастри́йский календа́рь — солнечный календарь. В его основу положена последовательность 12 тридцатидневных месяцев, в которых каждый день назван в честь чего-то - почитаемого в зороастризме. Отличительной особенностью календаря является отсутствие понятия недели. Использовался он как на территории Средней Азии - получив широкое распространение с 7-6 веков до н.э.- так и на сопредельных территориях - в Персии (Иране) а также - отчасти в Малой Азии и Индии. В зороастрийском календаре было шесть сезонных праздников. Состоял календарь из шести сезонов, к которым и были "привязаны" сезонные праздники. В древности исчисление продолжительности года не отличалось точностью и даты наступления сезонов варьировались в разные годы, но чётко закреплялось - сколько дней проходит от одного до другого. За каждым праздником в сезоне было закреплено одно из шести деяний верховного бога Ахуразмазды в течение года. Из-за "подвижек" календаря, происходивших в древности и вызванных вставлением 5 дополнительных дней после основных 360, за каждым праздником (гаханбаром) традиционно закрепился не один, а 5 дней. Отличительной особенностью зороастрийского календаря являлось то, что названия имели не только месяцы, но и дни в месяце. Наименование месяцев и дней в календаре имеет большое значение для зороастрийцев. Был установлен даже своего рода список рекомендуемых дел для каждого дня и список цветов, посвящённых каждому дню. Названия месяцев зороастрийского календаря повторяют 12 названий дней месяца, однако порядок имён в годовом цикле иной. Зороастрийский календарь из 12 месяцев по 30 дней оказал влияние на названия месяцев каппадокийского календаря, зафиксированного греческими авторами. Интересно замечание великого А.Р.Беруни в "Памятниках минувших поколений", что зороастрийцы не компенсировали накапливающуюся четверть дня каждые четыре года (разницу реального астрономического года и календарного) дополнительным днём, как это делается в юлианском (а ныне- и в григорианском) календаре. В то время бывал дополнительный (вставной) тринадцатый месяц Спандармад-вихезаг. Беруни пишет, что в этот месяц царь отменял налог харадж (поземельный налог). Зороастрийский календарный год начинается 21 марта, в день весеннего равноденствия. По словам все того гениального ученого-энциклопедиста Абу Райхона Беруни- в Хорезме это летоисчисление как хорезмийское было введено в XIII веке до нашей эры. Надо подчеркнуть - зороастрийский календарь — это строго солнечный календарь, где месяцы по 30 дней никак не привязаны к фазам луны, а идея называть месяцы в честь божеств, вероятно, позаимствована из Египта. Древнеегипетский календарь начинался месяцем Тота, в эпоху господства Ахеменидов в Средней Азии приходившимся на начало зимы. Сперва зороастрийский календарь начинался месяцем "Творца Ахурамазды" (приходящимся на декабрь-январь). А уж в дальнейшем- как выше сказано- начало года было перенесено на традиционное для стран, находившихся под влиянием месопотамской культуры, весеннее равноденствие, отмечаемое сегодня как Навруз (обычно 21 марта) — начало года в традиционном зороастрийском календаре и первый день месяца фарвардин. Названия месяцев, например, в Согде (Согдиане) отличались от хорезмийских, где бытовали различные названия: были собственные, более близкие к согдийским; были сложившиеся под западноиранским влиянием и прямо заимствованные из парфянского календаря. Вместе с солнечным двенадцатимесячным календарём вставлялись в Хорезме 5 дней в добавление к 360 (12 месяцев х 30 дней) для приближения календарного года к реальному солнечному. Они традиционно вставлялись после последнего месяца года (эсфанда) перед Наврузом. А поскольку т.н. "тропический год" содержит не 365 дней, а 365,25636, разница в 0,25636 дней будет сдвигать начало годового цикла 365-тидневного календаря вперёд по сезонам. Чтобы компенсировать разницу, в календаре делалась "интеркаляция"— вставка дополнительного, тринадцатого месяца в каждый 120-й (по другим данным 116-й) год. Предполагается, что подобные вставки проводились и раньше. Точных данных о времени и месте создания зороастрийского календаря нет; по предположению проф. В.А. Лившица, зороастрийский календарь возник Средней Азии (или в Восточном Иране) в первой половине I тыс. до н.э. и был воспринят в Западном Иране Ахеменидами. Так как зороастрийский календарь был короче астрономического года на 6 часов, это приводило к тому, что каждые четыре года начало нового календарного года как бы передвигалось на один день. За 120 лет эта разница составила полный зороастрийский месяц в 30 дней. Позже, в период правления Сасанидов производилась, хотя и нерегулярно, вставка такого месяца. Абу Райхон Беруни писал по этому поводу, что год составлял 365 дней, а одной четвертью дня "они пренебрегали, пока из этих четвертей не накапливалось дней на целый месяц, что происходило один раз в 120 лет". Зороастрийцы предпочитали, чтобы дополнительные дни составляли целые месяцы, а не дни. Когда в календарный год вставлялся дополнительный (високосный) месяц, последние пять дней, приходившиеся на конец года и связанные с одним из древних зороастрийских религиозных праздников – почитанием душ умерших, следовали не за последним, 12-м месяцем в году, а за високосным месяцем. Это создавало определенные проблемы - так как передвигались последние пять дней. С конца царствования Сасанидов високосный месяц не добавляли, и с этого времени ни один месяц в древнем зороастрийском календаре не являлся високосным. К последнему месяцу года прибавлялись дополнительных пять дней, а через каждые четыре года прибавлялся один день. Таким образом зороастрийский календарь имеет 360 дней, делится на 12 месяцев по 30 дней в каждом. К последнему, 12-му месяцу всегда прибавлялось пять дней, которые считаются преддверием Навруза, а раз в четыре года приплюсовывается еще один день. Дни месяцев в зороастрийском календаре не имеют числовой нумерации: первое, второе, третье и т. д. Название месяцев и дней в этом календаре "теофорное" (т.е. восходящее к именам зороастрийских божеств) пантеона. Каждый месяц и день имеют своего ангела, духа-покровителя или божество, в честь которого они и названы. Первый, восьмой, пятнадцатый и двадцать третий день каждого месяца являются особыми, посвященными Ахурамазде. Если название дня совпадает с названием месяца, такой день считается праздником. Например, 13-й день каждого месяца называется тир, четвертый месяц года также называется тир. День "тир" в месяце тире считался праздничным днем, посвященным воде, и связан с выполнением определенной церемонии. Поскольку в каждом месяце есть день, название которого совпадает с названием месяца, всего таких дней насчитывается 12.В настоящее время известны названия месяцев и дней авестийского, согдийского и хорезмийского календарей- разновидностей зороастрийского. В древности, да и в настоящее время у парсов (современных зороастрийцев Индии и Ирана), наиболее торжественными и почитаемыми праздниками у считались преддверие Нового года и сам Новый год. Эта церемония обставляется с особой торжественностью, с соблюдением старинной традиции. В.А. Лившиц показал, что к числу общих представлений, возникших, вероятно, в степных районах Евразии, относится празднование дня весеннего равноденствия как начала Нового года. Народ Узбекистана – как и вообще народы Средней Азии -и сегодня отмечают в дни весеннего равноденствия Навруз как большой праздник. С 1 по 8 века-до прихода арабов, широкого распространения ислама и мусульманского календаря Хиджры применялся "новый" хорезмийский календарь. С распространением отчасти манихейского вероучения распространение получил и манихейский календарь. Видимо, в связи с довольно широким распространением одного из направлений христианства –несторианства- в Средней Азии (в основном в доарабский период) имело место и использование юлианского календаря. После прихода арабов в Среднюю Азию и распространения ислама в Средней Азии стала широко использоваться Хиджра - мусульманский лунный календарь, а завоевание Средней Азии Российской империей и создание Туркестанского края (а ранее - Туркестанского генерал-губернаторства) отмечено на его территории широким использованием юлианского календаря как официального (кроме Бухарского эмирата и Хивинского ханства). В 1918 г. в Туркестане (входившем до 1924 г. в состав РСФСР) был введен с 1 февраля 1918 г. григорианский календарь, позднее он стал применяться и на территории Бухарской и Хорезмской республик. После т.н. национально-государственного размежевания в 1924-25 гг. григорианский календарь - уже ставший фактически международным - стал применяться во всех республиках региона как единственный официальный.
Иофе Валерий Григорьевич Магистр Международной Ассоциации "Искусство народов мира"; Доцент в.б. кафедры источниковедения и архивоведения Исторического факультета Национального Университета Узбекистана им .М.Улугбека
|
|