Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
01.10.2018 / 13:44:45

Ко Дню учителя и наставника: один из "назначенного круга" — Эдуард Бабаев


Наш век на земле быстротечен

И тесен назначенный круг

                              А. Ахматова.

 

Эдуард Григорьевич Бабаев (1927-1995) родился в Ташкенте. Отец — Григорий Нерсесович Бабаев (Бабаян) — военный инженер — служил в штабе Туркестанского военного округа. Мать — Сирануш Айрапетовна Бабаева (урождённая Тер-Григорьянц) окончила медицинский факультет университета в Ташкенте. Родители были выходцами из Нагорного Карабаха (г. Шуша). В Ташкенте он учился первоначально в Транспортном институте, потом на физмате САГУ, потом перешёл на филфак САГУ (позднее ТашГУ). Летом он работал в геодезических партиях, изучал историю с географией, видел старые крепости, ходил по руслам высохших рек. После окончания университета служил в дальнем гарнизоне, был журналистом, школьным учителем, преподавал в Ташкентском педагогическом институте, много путешествовал.

Подростком в Ташкенте Эдуард Бабаев познакомился с Анной Ахматовой, эвакуированной из блокадного Ленинграда, Алексеем Николаевичем Толстым, Корнеем Ивановичем Чуковским, Надеждой Яковлевной Мандельштам. Он сохранил список неопубликованных стихов О. Э. Мандельштама, известный как «Ташкентский список». Вдова Мандельштама, Надежда Яковлевна, раздавала списки многим надёжным людям, гадая — кто сохранит, не испугается. Бабаеву был доверен «рукописный чемодан» с первыми экземплярами. Бабаев оказался единственным, кто выдержал и не сжёг, и продержался до конца, до реабилитации русского поэта. Он сам отдал чемодан Надежде Яковлевне, но «негромкий страж» не был ею упомянут как хранитель, по закону воздаяния за каждое доброе дело.

Тихий дворик на задах ташкентского главпочтамта на улице Гоголя, 19 на несколько лет стал самой главной любимой аудиторией для подростков военного времени, а Эдуард Бабаев — главным наставником и воспитателем. Из уст Бабаева его сверстники и младшие товарищи часто впервые слышали стихи Ахматовой и Гумилёва, Волошина и Ивнева, Заболоцкого и Мариенгофа, Каменского и Хармса. От него узнавали литературные ругательства ждановской поры как «акмеизм» и «имажинизм», «серапионы» и «обэриуты». Тогда это было как путешествие на Марс.

Дороги подростков из ахматовского окружения разбегутся после отъезда в Москву и ухода на фронт шестнадцатилетнего сына М. Цветаевой Георгия Эфрона по прозвищу Мур и его гибели в первом же бою. Позднее из Ташкента уехали сперва А. Пьянов, потом В. Берестов и Э. Бабаев, но в каждом из них останется благодарность доброму солнечному Узбекистану за то, что судьба когда-то их свела с ахматовским «назначенным кругом», определившим их дальнейшую литературную судьбу. Впоследствии родятся такие стихи о заново построенном Ташкенте, пережившем землетрясение 1966 года:

Наугад я поеду по городу,

Полюблю стекло и бетон.

Я грущу по особому поводу,

Мчит трамвай через явь, через сон.

 

Вот сейчас он свернет за чинарами,

Остановится возле крыльца.

Обойду я весь город с базарами,

Твоего не увижу лица.

 

Здравствуй, улица, улица новая,

Я и сам ведь из этих мест.

Есть Широкая, есть и Почтовая,

Есть еще Водопадный проезд.

 

Не придешь ты ко мне на свидание,

Но отсюда я вижу ясней,

Что деревья хранят очертания

Прежних улиц и прожитых дней.

 

А кондуктор молоденький вежливо

Отрывает от ленты билет.

Будет город прекраснее прежнего,

Только прежнего города нет.

 

Будет город, словно с иголочки,

Что упало, пошло на слом…

Землемеры вбивают колышки,

Где мой дом стоял за углом.

 

Новый взгляд на историю, природу, живые реалии военного времени оставили русские писатели, поэты, журналисты, артисты, пребывавшие на нашей гостеприимной земле во время южной эвакуации в годы Второй мировой войны: А. Ахматова, К. Чуковский, А. Толстой, К. Симонов, Н. Мандельштам, Ф. Раневская, Вл. Луговской. Их молодые питомцы, наши соотечественники, принявшие эстафету служения высокому искусству слова, впоследствии в конце 40-х — начале 50-х годов прошлого века стали известными деятелями советской литературы и искусства: З. Туманова, В. Берестов, Э. Бабаев, Н. Татаринова, С. Сомова, В. Липко, Р. Такташ… и другие.

Эдуард Григорьевич Бабаев для защиты кандидатской диссертации приехал в 1961 г. из Ташкента в Москву и покорил всех поэтическим началом его научных концепций об «Анне Карениной». Он не просто по-новому прочёл роман Л.Н. Толстого: в нём он нашёл изобилие «нравственных формул» и сделал вывод, что исповедальное является сущностью творчества великого романиста. Вскоре его назначили заместителем директора по научной работе в музей Л.Н. Толстого в Хомовниках. Позднее он перешёл на работу в МГУ имени М.В. Ломоносова. Мне волей судьбы даровано было счастье учиться у него и писать под его руководством курсовую работу о Маленьких трагедиях А.С. Пушкина и выпускную работу об истории антологии «Поэзия Армении» под редакцией В.Я. Брюсова и А.М. Горького (1916).

По воле судьбы, профессор Эдуард Григорьевич Бабаев в мои студенческие годы в Московском университете (1970-1975) преподавал Историю русской литературы и журналистики XIX в. Часто я его провожала после лекций домой. Он знакомил меня с достопримечательностями Первопрестольной столицы на протяжении всего пешего маршрута от улицы Моховой, где располагался наш факультет журналистики, до своего дома на старом Арбате. В свои неполных 16 лет он был гидом и доверенным лицом Анны Ахматовой в Ташкенте в 1943 году.

Об этом времени своей жизни Э.Г. Бабаев вспоминал: «Как счастливо было моё прибытие в Москву из Ташкента. Я оказался востребованным Музеем Л.Н. Толстого, а потом Московским университетом». В стихах он писал более сокровенно об этом своём высоком предназначении, ниспосланным свыше как божий дар:

Покажутся наброском смелым

Верхи деревьев и дома.

Посмотришь в окна между делом,

А на дворе уже зима.

 

Как будто больше стало света,

Метель умерила разбег.

И с лестницы университета

Счищают падающий снег.

 

Из глубины родных историй

Правдивый вырастет рассказ.

Высокий мир аудиторий,

Он выше каждого из нас.

 

Лишь веток мерное качанье

И снегом занесённый след.

И после лекции молчанье

Отрадней дружеских бесед.

 

А там Москва за снегопадом,

Её кремлёвская стена…

И молча мы стояли рядом

У незамёрзшего окна.

 

Эдуарда Григорьевича отличало великое трудолюбие. Э.Г. Бабаев говорил, что он работал в разных жанрах и даже не мог назвать тот или иной жанр «главным» для себя. Книги создавались, по его словам, по ходу жизни и преподавания до последних дней на Кафедре русской литературы и журналистики МГУ. Он не стремился стать профессиональным писателем: «Всё пришло в своё время и как бы само собой», — рассказывал он о себе. Далеко не все его работы были опубликованы при жизни, но в журналах можно было найти стихи, рассказы, переводы из пиренейских песен, узбекской литературы (Кудрат Хикмат; газели и мухаммасы Фурката; «Рамазан» и другие стихи Хамзы Хакимзаде Ниязи; «Сказка о воробье» Шукура Сагдуллы), армянской поэзии («Сад дремал», «Я людей полюбил, всё что в них человечно», «Грустная песенка» и другие стихи Геворга Эмина; «Матендаран» и другие стихи Сурена Мурадяна), из современной американской поэзии (стихи Рида Уитемора и Томаса Макграта); из сонетов Шекспира («Есть у стихов надёжная основа»). Э. Бабаев экспериментировал и с оригинальными стихами в сонетной форме («Дальний гарнизон»).

Студенты, коллеги по работе в МГУ знали и обсуждали в кулуарах его исследовательские книги и научные статьи по Истории русской литературы XIX в. — о творчестве Пушкина, Герцена, Лескова, Толстого. Его любимыми афоризмами были: «Нравственность человека видна в его отношении к слову» и второй завет, адресованный студентам факультета журналистики МГУ, которых он называл своими «собеседниками»: «Надо читать трудные книги!».

Он не был обычным лектором — он был проповедником, который вещал с университетской кафедры о дальних путях поиска истины. Это был голос живой, а не мёртвой литературы. Какое счастье, что этот голос сохранили аудиозаписи его лекций, и впоследствии — посмертно, в 2008 году — была издана книга «Высокий мир аудиторий» — лекции и статьи по Истории русской литературы и журналистики.

Устные воспоминания Э.Г. Бабаева об А. Ахматовой посмертно легли в его книгу «Воспоминания» (СПб., 2000), позднее подаренную мне дочерью Бабаева — Елизаветой. Мои воспоминания о моём любимом Учителе вошли в очерк «Прогулки по Москве», фрагмент которых был опубликован в сборнике текстов лекций Э.Г. Бабаева и мемуаров друзей и выпускников факультета журналистики о выдающемся педагоге, читавшем нам курс русской журналистики и литературы XIX века — «Высокий мир аудиторий» (М.: Факультет журналистики МГУ, 2008.). Так, спустя годы, мы снова оказались вместе с моим Учителем на страницах книги из серии «Наше наследие», которая тоже совершенно случайно попала мне в руки. Её подарила мне моя однокурсница Мила Шевченко на встрече выпускников в Москве в 2010 году, купив последний экземпляр в книжной лавке в фойе факультета журналистики МГУ на Моховой.

Эдуард Григорьевич вечерами для студентов дополнительно читал спецкурс о Л.Н. Толстом. На одном из своих занятий он рассказал нам свою историю побратимства с русским гением и историю написания своей главной книги — Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина»:

У меня в жизни всё шло не от меня. Я и Лев Николаевич Толстой — это было так далеко друг от друга. Но однажды в детстве я оказался в пустыне Каракумах. По дороге к городу стали исчезать все встречные машины. Мы остановились, не доехав до города, так как там свирепствовала чума. Санитар лазарета, чтобы я не скучал, дал мне почитать “Хаджи-Мурата”, потом — “Анну Каренину”. Я читал их запоем. У меня не было ничего с собой, кроме карантинных книг. Лев Николаевич стал для меня основой миропонимания, как для кого-то Плутарх. Потом, много лет спустя, я написал книгу об Анне Карениной.

Все люди делятся на множество аудиторий, способных и мало способных читать трудные книги. Надо читать Плутарха, Ключевского, Толстого. В жизни достаточно написать одну книгу или прочитать одну книгу. Если это, например, Плутарх, то вы будете знать историю, философию, Плутарха и самого себя. Он формирует человека. Надо читать трудные книги!

Студент — читающая машина, не думающая. А что-то прекрасное надо читать медленно. Надо найти для себя своего Плутарха!

Моя книжка теперь живет сама, своей жизнью. И ничем ей не поможешь. Это неуправляемый процесс. Это уже не моё, а всеобщее достояние.

Такой книгой для меня стала «Высокий мир аудиторий», которая в значительной мере воспроизводит аудиторные лекции профессора МГУ из Истории русской литературы и его необыкновенный негромкий доверительный голос, особую манеру говорить строфами. Каждая из тематических лекций представляет собой законченное произведение поэта и учёного и сногсшибательной свежестью научных трактовок разрушает наши обычные стереотипы и штампы мышления. Э.Г. Бабаев мыслил совершенно по-своему. Некоторый ход его мышления зафиксирован в разделе «Записки» в его книге воспоминаний:

— Свой путь, как путь спасенья, тесен: не шире игольного ушка, через которое надо пройти верблюду.

— Сюжет — это, прежде всего, нарушение ритма, последовательности, соответствия. «Шёл в комнату — попал в другую» — вот что такое сюжет.

— Наука растёт как шар. Чем больше радиус, тем обширнее поверхность соприкосновения с неизвестным.

Эти слова — ключ к истории литературы и к воспоминаниям Э.Г. Бабаева о Ташкенте последних лет войны, «столице эвакуированных», написанным в первое послевоенное десятилетие и увидевшим свет уже после его жизни, благодаря стараниям его дочери — лингвиста Елизаветы Бабаевой. Эту книгу, состоящую из множества новелл, справедливо называют «лавровым венком сонетов» в прозе.

Анна Ахматова, имея широкий круг знакомых, Эдику Бабаеву доверила на хранение переписанную им самим детским школьным почерком рукопись «Поэмы без героя», а также свой автограф «Китежанка», над которыми она работала в Ташкенте. Ташкентский вариант оказался лучше, точнее её позднейших версий «Поэмы без героя», которую Ахматова закончила в 1962 году. Она писала её двадцать два года.

Таким образом, Эдуард Бабаев, однажды накрепко связав себя с ахматовской эпохой, уже никогда не мог выпасть из неё, говоря о себе: «Наряду с поэтами в истории нашей поэзии получили известность и безвестные хранители ценностей, которые не давали и не дали пропасть бесследно многим рукописям». Э.Г. Бабаев был не только блистательным лектором, тонким мемуаристом, эссеистом, глубоким проницательным исследователем русской классической и современной литературы. Он ещё был таким «негромким стражем» рукописей из архива Осипа Мандельштама и самой Анны Ахматовой, утвердив тем самым предположение Анны Андреевны, что «Муза существует» как один из незримых материальных истоков жизни.

Однажды Э.Г. Бабаев после очередной лекции в МГУ вручил мне свой монолог-поэму «Собиратель трав», изданную в виде буклета в «Рекламной библиотечке поэзии». Там были такие строки: «Движение, достигшее покоя, и есть полёт: вот птица в небесах».

В моей домашней библиотеке есть ещё две книги Э. Бабаева: сборник рассказов «След стрелы» в мягкой обложке, вышедший в издательстве «Советский писатель» в 1980 г., и монография «Из истории русского романа XIX века» (Издательство Московского университета, 1984), посвящённая историческим, социальным и нравственным исканиям русского романа. В центре внимания автора монографии — поэтика «свободного романа» А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и её восприятие и развитие в эпических жанрах у А.И. Герцена («Былое и думы») и Л.Н. толстого («Анна Каренина»). Именно такой «незримый прочный след в чужой душе на много лет» (Л. Мартынов) оставили лекции, книги, беседы, остроумные шутки этого человека, который считал нормой слова Христа: «Нет пророка в своём Отечестве».

Для Э.Г. Бабаева литература была не столько предметом изучения, сколько способом существования и образом жизни. В этом огромном литературном пространстве он смог воссоединить писателей и поэтов разных эпох: они дополняли друг друга, спорили и подталкивали человека к самоотверженному служению Прекрасному. Его считали доверенным лицом, духовником русской классики.

В своей автобиографической заметке Эдуард Бабаев писал:

— Я помню своего деда Нерсеса. Он был мастеровой и всю жизнь работал: плотничал, переписывал Евангелие, складывал очаг из камней. Так и я всю жизнь работал:

Есть у стихов надёжная основа —

Мечты, воспоминанья и дела.

Всего-то надо записать два слова,

Присел к столу, глядишь — и жизнь прошла.     

 

Природу художественного творчества он ощущал артистично, поражая интуицией и неожиданностью догадок. Живое дыхание неумирающей культуры передавалось каждому, кто слушал его или читал, или имел счастье беседовать с ним. Он воспитал целую плеяду учёных, писателей, журналистов, музейных работников, научив их угадывать и беречь талант как высшую ценность. За год до смерти Э.Г. Бабаев написал ностальгическое стихотворение о своей Прародин

С пеньем свечи зажгите

В поминальном ряду.

Кто погиб в Сумгаите,

Тот рассудит беду.

Отрываясь от праха,

Прозревает душа

Чёрный сад Карабаха,

Светлый город Шуша.

Там, вдали, за горами

Праотеческий дом.

Отпоют меня в храме

С полукруглым окном.

Посох мой и дорога,

Мир, лежащий во зле.

Справедливость у Бога.

Вещий сон на земле.

 

Литературовед Игорь Волгин своё предисловие к книге Э. Бабаева «Высокий мир аудиторий» (лекции и статьи по истории русской литературы) завершает искренним сетованием: «Ему удалось то, что удаётся немногим: «ни единой долькой» не отступиться от лица. И это лицо — деда-мастерового из Нагорного Карабаха и прирождённого русского интеллигента, уже неотделимого от той России, которую мы потеряли, и от той, которую, хотелось бы верить, когда-нибудь обретём» (И. Волгин). Как с этим не согласиться?..

         

Гуарик Багдасарова





Другие материалы рубрики

01.10.2018 / 13:10:49

Общественный Совет при хокимияте Мирзо-Улугбекского района возобновил свою работу. Его возглавил ташкентский предприниматель Дилявер Аблаев

После очень успешного начала работы, когда в этом Общественном Совете (ОС) собрались многие способные, талантливые люди, а главное, патриоты нашего района, начали происходить какие-то объективные перемены в его составе. Группа ведущих его членов – Никита Макаренко, Нигора Акилова, Азамат Шамузаффаров и другие были приглашены в состав Общественного Совета при ташкентском хокимияте. И это вполне естественный процесс. Далее...

30.09.2018 / 17:04:39

В Алма-Ате завершилась международная конференция "История. Память. Люди". В рамках форума состоялся показ узбекского документального фильма "Большое сердце Ташкента"

Организаторами этой крупной научно-практической конференции стали Ассамблея народов Казахстана, Архив Президента Республики Казахстан, Ассоциация "Мица" и Евро-Азиатский Еврейский Конгресс... В этом году ее участники и гости собрались в Государственном учреждении "Архив Президента Республики Казахстан"... Далее...

30.09.2018 / 10:10:30

МНО Узбекистана создала прозрачный инструмент для привлечения спонсорских средств в школы

29 сентября 2018 года в Узбекистане запустили первую онлайн платформу "краудфандинга" (народное финансирование) MFond.uz. Платформа является инструментом для руководителей школ по привлечению спонсорских средств для развития материально-технической базы образовательных учреждений, которая обеспечит прозрачность и отчётность по использованию привлеченных финансовых средств. Далее...

29.09.2018 / 23:36:56

Узбекистан за год присоединился более чем к 10 структурам СНГ

Узбекистан за прошедший год присоединился более чем к десяти структурам сотрудничества в рамках СНГ. Далее...

29.09.2018 / 23:08:33

Самарқандда Устозларга бағишланган байрам тадбири бўлди

Бугунги самимий тилаклар, нозиқ юраклардан отилиб чиқаётган сўзлар, ҳаяжон билан айтилган шеърлар, баланд пардаларда қўйилган қўшиқлар, жозибали рақслар, барчани завқландирган саҳна томошалари барчамиз учун ҳурматли бўлган ўқитувчиларимиз ва мураббийларимизга бағишланди. Далее...





26.03.2024 / 12:27:37
Ташкент-Бишкек. Мосты дружбы . Недавние гастроли артистов ГАБТа им. А. Навои в столице Кыргызстана стали событием в культурной жизни дружественной страны
 
24.03.2024 / 12:44:54
В Большом театре Узбекистана им. А. Навои снова был аншлаг. Многочисленную публику накануне очень порадовал вечер итальянской музыки "Три тенора"
 


28.03.2024 / 14:34:38
Большой успех учеников республиканской музыкальной школы им. Успенского на Международном конкурсе юных исполнителей в Бишкеке
 
28.03.2024 / 09:56:10
Профессор Виталий Львович Мелкомини. Рыцарь служения музе искусств
 


25.03.2024 / 22:05:37
С 6 апреля 2024 года авиакомпания Uzbekistan Airways увеличивает количество регулярных рейсов по маршруту Ташкент-Минск-Ташкент.
 
20.03.2024 / 11:31:24
По инициативе Узбекистана 2027 год будет объявлен Международным годом устойчивого и жизнестойкого туризма
 


17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 
22.01.2024 / 10:44:10
"И это все о нем." Борис Бабаев
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте