Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
29.11.2018 / 23:59:50
Встреча в творческом клубе "Майсара" продолжалась четыре часа. И никто не хотел расходиться…В этот раз программа заседания в мемориальной квартире композитора Сулеймана Юдакова была особенно богатой и разнообразной. Главные темы включали разговор о новом фильме известного узбекского кинорежиссера Зульфикара Мусакова «Берлин-Аккурган»; проект семьи Тиора, посвященный воссозданию 12 исторических ворот Ташкента; живопись Любови Тиоры и демонстрацию ее очень впечатляющего триптиха, новости творческой деятельности других членов клуба… Первым спикером , которого представил директор музея, руководитель клуба «Майсара» Борис Бабаев, был заслуженный деятель искусств Узбекистана, кинорежиссер и сценарист Зульфикар Мусаков, известный своими фильмами «Ватан» и «Свинец», «Дадам бетоб» («Отец болен»)в своем новом фильме «Берлин-Аккурган», который скоро выйдет на экраны, снова обращается к теме войны. Почему снова война? - возможно, спросит часть зрителей. – Разве эта тема не исчерпана многочисленными произведениями в разных жанрах искусства? Мы согласны с автором сценария и режиссером нового фильма З.Мусаковым: нет тем, которые бы себя исчерпали. Важно то, что в той или иной теме автор видит, находит и КАК подает увиденное зрителю или читателю.
Несмотря на то, что его фильм «Ватан» видел почти каждый житель Узбекистана, Зульфикар Мусаков с сожалением говорит, что наша молодежь мало интересуется и мало знает недавнюю, современную историю своей страны, и по сути ничего не знает о войне. Потому для него характерно обращение к истории страны и близких людей, концентрация внимания на личности героев . Мало кто, наверно, знает, что в Великой Отечественной войне погибло 475 000 узбекистанцев, т.е. более чем одна десятая часть тогдашнего населения страны (4 млн. 450 000). Сквозная линия фильма связана с совершенно удивительной судьбой снайпера Кузыбая, земляка автора из Аккургана. А всего участвовало в войне около 5 000 снайперов из Узбекистана и они занимали третье место по количеству снайперов после России и Якутии. В фильме использованы некоторые реальные факты из судьбы близких и родных , например, бабушки Майрам Халиковой, сначала репрессированной и сосланной в сталинские лагеря, а позже назначенной председателем колхоза и отдавшей все свои сбережения на самолет ИЛ-2, подаренный фронту … Зульфикар Мусаков сообщил также, с благодарностью к Тамаре Якубовой, дочери известной актрисы Марьям Якубовой, что использовал некоторые фрагменты ее книги о матери, бывшей ученицей репрессированного Мейерхольда. И оказавшись в Москве в 1939 году она не побоялась спросить , где находится ее учитель, который был подвергнут репрессиям… На наши просьбы рассказать подробнее о будущем фильме и его героях, автор сказал, что лучше нам с ним познакомиться в зрительном зале и обещал пригласить на премьеру. Очень впечатляющим и интересным был рассказ и Турсунали Кузиева, заместителя директора Мемориального комплекса «Ислам Каримов Он сообщил о принятых решениях по его созданию, большой работе, ведущейся его коллективом и о том, что здесь запечатлен весь жизненный путь Первого Президента страны. Любовь Тиора представила на заседании свой триптих, объединенный темой «Врата судьбы», визуально разделенной между двумя ее пределами: вступлением в жизнь и выходом из нее. И пригласила всех присутствующих на свою выставку, которая состоится 28 декабря с.г. «В своих работах, - говорит Любовь Тиора, - я стремлюсь одновременно отразить, создать и познать мир, не ограниченный внешними формами. Мои картины не нужно стараться понять, нужно просто уловить неведомое, принимая импульсы чего-то, не объяснимого словами, но сотворенного рукой художника. Я научилась слушать пространство и, руководствуясь внутренним состоянием, передавать содержание посредством абстрагированной формы» Как говорилось во время обсуждения картины, Любовь Тиора отображает на своих холстах легенды, предания самых разных народов и культур, страницы эпосов и сказаний , вместе с образами из священных книг. Интуитивно старается создать художественное переплетение исторической и современной реальности. Используя разные техники, она совмещает стили реалистический, авангардный, новой предметности и другие. Часто использует разные иероглифы и знаки, геометрические формы треугольника, круга и квадрата, считает, что структурная основа материального мира заложена в трех фигурах, в которых микрокосмос превращается в макровселенную. В отличие от цветных холстов, создаваемых на уровне подсознания, ее черно-белая графика графика более концентрирована, лаконична и понятна. Геометрическая форма, олицетворяющая камень в виде граненого алмаза, бриллианта, была также использована для логотипа города Ташкента, семья Тиора дополнила этим логотипом свой проект воссоздания 12 ворот старинного Ташкента, как символ каменного города и единения древних культур, проходивших по Великому шелковому пути. Активное участие в состоявшейся беседе и обсуждении затронутых вопросов принимали Адель Чилякова, Юрий Черногаев, Фарида Бобрик, Лариса Юсупова , Насиба Сабирова и другие члены клуба Майсара». Р.Абдурахманова
|
|