Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
08.11.2014 / 17:10:32
"Мангалочий дворик" отметил 75-летие со дня рождения А. Файнберга«Я уйду к тем, кто ещё не родился…». А. Файнберг. В клубе «Мангалочий дворик А. Ахматовой» при Российском центре науки и культуры Узбекистана с небольшим опозданием отметили 75-летие со дня рождения Александра Файнберга (1939-2009), чей день рожденья выпадает на 2 ноября. Здесь собрались родные и близкие: вдова Народного поэта Уз И.Г. Коваль-Файнберг; руководитель клуба А.В. Маркевич, хорошо знавшая Александра Файнберга, частого почётного гостя ахматовского музея, выступавшего здесь со своими стихами; ташкентские поэты Бах Ахмедов, Николай Ильин, Вика Осадченко, Олег Бордовский; известный композитор и исполнитель авторских песен Геннадий Арефьев и многие другие искренние почитатели многомерного таланта безвременно ушедшего поэта, оставившего после себя 15 стихотворных сборников и большое количество сценариев, внёсших в национальный документальный, художественный и анимационный кинематограф Уз особую поэтику и философичность восприятия мира. Литературно-музыкальный вечер, посвящённый юбилею любимого всеми Поэта, носил непротокольный исповедальный характер. И.Г. Коваль рассказала, как трудно ей было быть одновременно женой и Музой творческого человека. Ей приходилось не только готовить борщи и всячески лелеять талант мужа в счастливом и непростом 48- летнем семейном браке, но очень часто отстаивать правоту поэтического Слова перед бюрократическими препонами и идеологическими запретами тоталитарного режима прошлого столетия. И всегда побеждала единственная художественная правда честного искусства над большой ложью, всегда ведущей в пустоту мертвой жизни:
СЛОВО
«Где слово не дано – там нет и прав. Мы отравили древние глубины. И в берег моря врезались дельфины, И умерли, ни слова не сказав.
Молчат стволы порубленных дубрав. Локаторы горам прогнули спины. И меркнет свет над ядерной равниной. И нету слов у обречённых трав.
Не проклянут нас ни вода, ни камень. Нет слов у псов, добитых каблуками. Нет слов у птиц, ракетой сбитых влёт.
Две тыщи лет от рождества Христова. А мы живём. И стыд нас не берёт. Кому ж ты дал, Господь, язык и слово?» (А. Файнберг) Ташкентский поэт и литературный критик Николай Ильин отметил особую отличительную особенность таланта и лирического лица А. Файнберга от его великих современников – товарищеская близость народу. Поэзию «шестидесятников» представляли глашатай Евгений Евтушенко; новатор стихотворной формы и оракул Андрей Вознесенский; совестливый, отзывчивый бард Булат Окуджава, готовый всегда откликнуться и посильно удовлетворить любые чаяния страждущей толпы, но при этом живущий в своём замкнутом возвышенном мире: «Меня удручают размеры страны проживания. Я с детства, представьте, гордился отчизной такой. Не знаю, как вам, но теперь мне милей и желаннее мой дом, мои книги, и мир, и любовь, и покой. Мне русские милы из давней прозы и в пушкинских стихах. Мне по сердцу их лень, и смех, и слёзы, и горечь на устах. Мне по сердцу их вера и терпенье, неверие и раж... Кто знал, что будет страшным пробужденье и за окном – пейзаж? Что ж, век иной. Развенчаны все мифы. Повержены умы. Куда ни посмотреть – всё скифы, скифы, скифы. Их тьмы, и тьмы, и тьмы». В отличие от них, А. Файнберг был не просто по-свойски ближе народу и из самой гущи народа: он был товаришем, другом, собеседником в одной компании. Он не пытается вас перекричать в споре. Он просто высказывает своё мнение и отвечает на ваши вопросы или признаёт вашу правоту. Это чувство товарищества – незаменимое качество лирики А. Файнберга, - считает Н. Ильин. За этим внешним равенством и товариществом в обычной жизни скрывалось глубокое превосходство провозглашаемых Поэтом истин и жизненных принципов, за которые он готов был идти до конца. Эта форма доверительного общения поэта с читателем и родственная забота о нём усилило и одновременно оберегала нас от окружающей лживой действительности: ЛИТЕРАТОРУ
Ты, с врагом желая сечи, вновь талдычишь мне о нем. Ты от жажды этой встречи все худее с каждым днем.
За народ пером лютуя, строчкой машешь, как мечом. А народ – он знает туже, что к чему и что почем.
Сосчитай спокойно до ста. А потом пойми, балда, Дон-Кихот и Македонский не встречались никогда.
Тот страдал, душа живая. Этот жег и убивал. Но один овес жевали Россинант и Буцефал.
Николай Ильин сделал вывод для себя: прошло пять лет со дня ухода А. Файнберга, но его поэзия не уходит от нас. Мы к ней приникаем всё больше и больше. Время позволяет нам глубже понимать его поэзию, о каких-то вещах судить нам ещё рано, например: «Почему А. Файнберг так любим в Узбекистане и почему поныне так мало его знают в России?» Олег Бордовский прочитал своё посвящение юбиляру «Памяти А. Файнберга» в сонетной форме из своей книги «В полёте времени». Геннадий Арефьев исполнил а капелла песню на стихи А. Файнберга о маме:
Кого благодарить за радость и за боль, Что жив ещё во мне тот дворик голубой?.. Подъезды без дверей. В сирени все заборы. Я маме говорю: «Я дома буду скоро». Сорвётся ветерок с крыла летучей мыши. Чердачное окно. Через него – на крышу. Чуть слышно прозвенит нагретое железо. Не бездна надо мной, а словно я над бездной. На свете ночи нет. Лишь сумерки наплыли. И звёзды надо мной – на светлом голубые. С балкона слышу я: - Домой… Девятый час... - Сейчас, - я маме лгу. Я маме лгу: - Сейчас… …До гробовой доски с той крыши не уйти. Мне сорок… А на ней всё нету девяти. Там вечная весна. Там время на приколе. Балкон и синева… И мама на балконе… Бах Ахмедов поделился с гостями своими размышлениями о любимом поэте, назвав его классиком современности. Классиков можно читать бесконечно, открывая их заново для себя. Бах выразил своё особенно тёплое отношение к лирическим стихам А. Файнберга и к тем его сочинениям, где автор рассуждает о природе творчества. Бах высоко оценил человеческую интонацию самовыражения щедрой любящей обаятельной души А. Файнберга, ответно вызвавшей к себе любовь миллионов его сограждан. Поэт часто обращается к читателям, - заметил Бах Ахмедов, - словами «брат», «друг», как Булат Окуджава в своих песнях и этой доверительной интонацией он был во многом близок песенному поэту. Бах Ахмедов прочитал своё посвящение А.Файнбергу, в котором были такие трогательные слова: «И плывут недопетые звуки уходящей в бессмертье души». В заключение литературно-музыкальной программы Вика Осадченко прочитала «Балладу о поэте» и стихотворение А. Файнберга, которое ещё раз подтвердило, насколько Народный поэт Узбекистана Александр Файнберг актуален сегодня: «По белым сумеркам в дыму костров осенних пойду туда, где край Луны рассыпал на иней трав опилки золотые. И лунная дорога зазвенит под сапогами юного солдата. И он увидит, восходя по ней, как звёзды путь ему предначертали не строить храмов на чужой крови, с друзьями пить весёлое вино, любить прекрасных женщин на Земле, писать стихи меж двух великих войн».
Отрадно было отметить активное участие молодых волонтёров на юбилейном вечере. Вчерашние выпускники ташкентских лицеев и колледжей, объединённые любовью к русской литературе, не только подготовили оригинальный плакат с портретным изображением А. Файнберга. Они с удовольствием выразительно читали наизусть стихи талантливого поэта и задавали А.В. Маркевич, И.Г. Коваль самые разные вопросы о жизни и творчестве народного поэта Узбекистана, ни один из которых не остался без внимания. Все, как один, в этот холодный ноябрьский вечер, когда на улице шёл снег с дождём, в уютном «Мангалочьем дворике А. Ахматовой» ощутили присутствие А. Файнберга в прозвучавших его стихах и исповедальных рассказах о нём близких друзей и почитателей его поэтического таланта. Гуарик Багдасарова
|
|