Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
01.02.2016 / 11:03:41
В ОБЩЕНИИ С МУЗЫКОЙЗаслуженный коллектив Национального симфонического оркестра Узбекистана (художественный руководитель народный артист республики И.Джалилов) хорошо известен своей благородной деятельностью по пропаганде классического наследия. Не стал исключением и недавний концерт с успехом прошедший в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана. За пультом на этот раз стоял Гайрат Абраров, человек влюбленный в свою профессию. Программа классического вечера была составлена из шедевров творчества Н.Римского-Корсакова, К.Сен-Санса, Я.Сибелиуса и Ф.Шопена – композиторов эпохи романтизма, чьи произведения наполнены лиризмом, нежностью и красочностью. Открыло концерт «Испанское каприччио» Н.Римского-Корсакова, представляющее собой сюиту из пяти идущих без перерыва частей, ярко рисующих картины природы, народных празднеств, быта и характера испанцев. Это блестящее сочинение для оркестра под управлением Г.Абрарова прозвучало многопланово, со зримой пластичностью. Музыкантам удалось передать испанский характер испанского народа, а дирижер с первых тактов «Каприччио» завоевал симпатию зала. Далее прозвучал меланхолический «Грустный вальс» короля финской музыки Я.Сибелиуса - оркестровая миниатюра из музыки к спектаклю «Смерть» А. Ярнефельда, написанная под влиянием крупнейшего французского поэта-символиста Мориса Метерлинка. Две сферы этого самого печального вальса – лирическая и драматическая были исполнены оркестром ярко и поэтично. Следующим номером концертной программы стала симфоническая поэма «Пляски смерти» К.Сен-Санса, которую высоко ценил Ференц Лист, и особенно «чудесную красочность» ее партитуры. Она была написана под впечатлением стихотворения поэта и врача Анри Казалиса, писавшего под псевдонимом Жан Лагор, в котором описывалась пляска скелетов в зимнюю полночь под звуки скрипки Смерти. Абраров дирижировал «Плясками» как человек, познавший все страсти и тревоги жизни, тонко вплетая узоры музыкальной ткани. Он руководил оркестром, ни на миг не забывая ни об одном из музыкантов, вдохновенно исполнившим этот опус. Программу завершил Концерт для фортепиано с оркестром №2 (фа минор), ор.21 Фредерика Шопена – одного из самых ярких представителей романтизма и одного из самых лирических композиторов, которого Борис Пастернак очень метко назвал «поэтом фортепиано». Этот автор является важным в репертуаре каждого пианиста. Прочувствовать, понять, интерпретировать музыку Шопена не так-то легко. Однако солистка - учащаяся Республиканского специализированного академического лицея имени В.Успенского, лауреат международных конкурсов Иноятхон Абдуллаева (класс заслуженного работника народного образования Узбекистана А.А.Ким) замечательно сыграла в сопровождении оркестра известный концерт польского гения. Юной исполнительнице удалось передать всю красоту музыки Шопена. А ее нежное туше, чистота исполнения, прекрасная техника вкупе с гармоничным взаимопониманием оркестра, который аккомпанировал очень чутко и выходил на авансцену только в моменты своего одиночества, буквально заворожили зал. Музыканты под управлением маэстро Абрарова играли Шопена одновременно строго и бережно без салонной чувствительности и повышенной экспрессии. Дирижер стремился особенно подчеркнуть романтический дух этого шедевра. Музыка, где каждый звук, каждый контрапункт и каждая фраза прекрасно известна и любима слушателем, воссоздавалась исполнителями как можно более выразительно, тщательно и деликатно. Концерт прошел на одном дыхании, став большим подарком нашим музыкантам и любителям классической музыки, которые после исполнения каждого произведения долго благодарили исполнителей бурными аплодисментами. А аплодировали они долго, и уходить им явно не хотелось, поэтому музыкантам пришлось бисировать заключительную часть финала шопеновского фортепианного концерта.
Гули Атамирзаева, студентка Государственной консерватории Узбекистана
|
|