Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
31.05.2016 / 23:42:18
ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН – ЭТО ОЧЕНЬ ЧУТКИЙ ИНДИКАТОР, О ЧЕМ НЕ ДОЛЖНЫ ЗАБЫВАТЬ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА! таково мнение Алии ЮНУСОВОЙ - депутата Законодательной палаты парламента, члена фракции Народно-демократической партииНе следует забывать, что в Основном Законе страны провозглашено, что высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права[1]. Развивая данный основополагающий конституционный тезис, Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 марта текущего года за № 62 «Об утверждении типовых правил этического поведения работников государственного управления и органов исполнительной власти на местах» закрепляет в качестве одной из обязанностей служащих рассмотрение в установленном порядке обращений граждан, своевременное разрешение поднимаемых в них проблем и принятие обоснованных решений. Кроме этого, обсуждаемый ныне на ЕПИГу законопроект «Об административных процедурах» предполагает акцентировать усилия на данном виде деятельности работников государственных органов в части либерализации делопроизводства, упрощения и ускорения процедур рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб, повышения ответственности за нарушения установленного порядка и пр. О том, что к этому вопросу сегодня стали относиться более внимательнее и серьезно, могу судить на примере своей депутатской деятельности и коллег по фракции и комитету. Так, если за весь 2015 год ко мне поступило 140 обращений, то на 20 мая сего года обращений поступило 40. Если ранее граждане, в основном, обращались индивидуально, то сегодня увеличиваются коллективные заявления, которые подписываются иногда более 100 гражданами. К примеру, коллективно-групповые заявления поступают от имени жителей многоквартирных домов, махалли, сотрудников предприятий, учреждений, также пенсионеров. В полученных мною жалобах избиратели поднимали проблемные вопросы пенсионного обеспечения, несвоевременной выплаты заработной платы, пенсий, стипендий, экологии и охраны окружающей среды, высоких тарифов и качества представляемых услуг организациями в сфере ЖКХ и деятельности ТЧСЖ, как-то устранение технических недостатков в жилых помещениях, ремонта кровли, системы канализации, отопительной системы, об отключении горячего водоснабжения, о газификации, благоустройстве, а также незаконных действий сотрудников органов государственной власти на местах, правоохранительных органов. Часто поступают обращения от выпускников детских домов по вопросам предоставления жилья и оплаты коммунальных услуг. Надо отметить, что с вступлением в силу Закона увеличилось число второй категории заявителей. А круг вопросов, ими поднимаемых, стало новым направлением в нашей работе и основанием для проведения мониторингов, контрольно-аналитических изучений. Из общего количества 40 рассмотренных мною обращений удовлетворено 25, отказано в удовлетворении и прекращено – 8 обращений, даны разъяснения по 7 обращениям. Существенную часть почты граждан и представителей юридических лиц занимают обращения по вопросам ремонта школ, детских садов, строительства спорткомплексов, дорог, обеспечения водоснабжения. Заявители обращаются с просьбами о предоставлении земельных участков в частную собственность, для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, по вопросу уточнения площади и границ земельного участка, выплат компенсаций и др. Кроме этого, заявители в ряде случаев жалуются на незаконные действия и бездействие руководителей и преподавателей различных учебных заведений, в связи с задержкой выплаты заработной платы и выплаты стипендий. Если говорить относительно выявления нарушений порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц, то следует отметить, что этот вопрос является одним из важных. И в случае, несвоевременного направления ответа, каждый должен помнить, что может быть привлечен к административной/ дисциплинарной/ уголовной ответственности. При этом гласное освещение выявленных нарушений станет залогом неповторности их в будущем и другими должностными лицами! Определенная часть обращений граждан свидетельствует, что все же имеются случаи о недолжном правоприменении Закона Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления». Заявители указывают, что хокимы и отдельные сотрудники хокимиятов отказывают им в приеме. Полученные ответы из госорганов иногда носит характер отписки. Иногда в заявлениях граждан отмечается, что их заявления, направляют для рассмотрения в органы, фактически на которые граждане сами и жалуются. Поэтому в таких случаях приходится и мне реагировать самым жестким образом, применяя все возможные правовые рычаги воздействия на нерадивых работников госструктур, в т.ч. обращаться к прокурору и в местные СМИ. Конечно же, работа с обращениями физических и юридических лиц, прежде всего, анализ, поступивших обращений, позволяет выявить имеющиеся проблемы, нарушения со стороны должностных и иных лиц, проблемы в правоприменительной практике законодательства, способствует совершенствованию законодательства, кроме того определения новых путей и методов в разрешении проблем. За последние годы в нашей стране институт обращений граждан в государственные органы и органы самоуправления претерпел существенные изменения, в принципе изменились структура и функции государственного аппарата, в деятельности последнего появились новые социальные приоритеты. Все это, неуклонно развиваясь, вызывает необходимость пересмотра основных подходов в работе должностных лиц, прежде всего органов исполнительной власти, с обращениями граждан. Для исполнения в полной мере национального законодательства в этой сфере подготовлен Комментарий к Закону, поскольку необходимо поднять ответственность должностных лиц госорганов не только перед гражданами, но представителями бизнеса и третьего сектора, которые стали чаще обращаться за зашитой собственных интересов. Следует задуматься о том, что увеличение количества обращений, с одной стороны, это показатель, который свидетельствует о повышении уровня социальной активности граждан, а с другой — о наличии проблемных явлений в деятельности госструктур и их должностных лиц, несовершенстве организации работы по рассмотрению ими обращений. Подтверждается необходимость формирования нового демократического подхода к работе с каждым обращением. Обратим внимание на статью 24 Закона, в которой указывается, что «государственные органы, рассматривающие обращения, не реже раза в год обобщают и анализируют обращения с целью выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав, свобод и законных интересов физических лиц, а также интересов общества и государства». Для нас, депутатов, обобщение и анализ обращений граждан, есть основа для формирования вопросов по проведению контрольно-аналитической деятельности, изучения состояния исполнения закона или международного договора, государственными органами власти и управления, дальнейшего совершенствования действующего законодательства, восстановления нарушенных прав и свобод граждан, их законных интересов, а также принятия соответствующих мер ответственности к должностным лицам, допустивших нарушения законодательства. Возможно, пришло время создания единого механизма в масштабах всей страны правовых статистических показателей, методологии их получения, анализа и прогнозирования формирования системной правовой статистической информации в деятельности по работе с обращениями и введением в действие «Информационной системы единого учета обращений всех категорий лиц», позволяющей проконтролировать весь процесс прохождения обращения с момента от его регистрации до рассмотрения и до принятия по нему решения (аналоги есть в дальнем и ближнем зарубежье, к примеру управленческие структуры Европейского Союза, прокуратура Республики Казахстан и пр.). Именно благодаря такому механизму возникнет у обращающихся граждан нашей страны уверенность в том, что их голос будет обязательно услышан вне зависимости от того обратились ли они в госорган, СМИ или общественную организацию! С другой стороны, действенная система учета и мониторинга результатов рассмотрения обращений физических и юридических лиц позволит государственным органам и их должностным лицам в значительной мере оптимизировать как нормотворческую, так и правоприменительную деятельность, повысить ответственность за принимаемые ими решения и правовую культуру причастных лиц. Не нужно забывать и о воспитательных аспектах этого процесса, и поэтому следует проводить занятия и лекции в учебных заведениях от средней до высшей школы, чтобы чуткое отношение к обращению прививалось еще до того, как по нему надо принимать решение. Маъруф Н. Усманов
|
|