Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
22.08.2016 / 11:32:31

Музыка в поэзии Серебряного века прозвучала в "Мангалочьем дворике" Анны Ахматовой при РЦНК в Ташкенте


Любителей изящной литературы в этот знойный августовский день заставила отложить все дела и приехать в Ахматовский музей очень привлекательная тема - «Музыка Серебряного века». Приглашённый на творческую встречу преподаватель Республиканского специализированного музыкального академического лицея имени Успенского Виктор Александрович Цветков продемонстрировал собравшимся великолепную классическую игру на гитаре и познакомил слушателей с искусством выдающихся современных гитаристов, последователей испанского гитариста и педагога Франциско Таррега (1852-1909) - А. Сеговиа, Д. Вильямса, А. Диаса, а также собственные сочинения – «Две пьесы», «Три прелюдии» и «Танец». В.А. Цветков ещё раз на своём примере доказал, что нельзя быть хорошим гитаристом, не имея разносторонних знаний в области музыкальной и общей культуры. Он наизусть прочитал переводы Марины Цветаевой из Федерико Гарсиа Лорки, посвящённые гитаре, и сообщил много интересного о влиянии испанских народных песен «канте хондо» на русских композиторов XIX-начала ХХ вв. - М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, И. Стравинского, С. Рахманинова. С. Прокофьева.

 

 

 


Директор Ахматовского музея А.В. Маркевич рассказала о многообразной и очень музыкальной лирике Серебряного века (1892-1910/22). Сам эпитет "серебряный ", - отметила она, - звучит как колокольчик. Серебряный век подарил нам целое созвездие поэтов-музыкантов: А. Блока, А. Ахматову, И. Северянина, О. Мандельштама, Н. Гумилёва, В. Маяковского, С. Есенина, М. Кузьмина, Д. Мережковского, Сашу Чёрного, М. Цветаеву и других, менее известных стихотворцев. Поэзия Серебряного века - это воплощённая музыка слов. В этих стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, ни одной не к месту поставленной точки. Они и для поэтов XXI в. служат образцом гармонии мелодии и смысла.
Стихи любимых поэтов «Серебряного века» - А. Блока, И. Северянина, М. Кузьмина, О. Мандельщтама, В. Маяковского о музыке на этой встрече читали все ахматовцы и вслух восхищались, как им удавалось гармонично сочетать в поэзии, как и в жизни, «серьёзное» из-за горней высоты – со смехом, шутками, вином, лёгкими влюблённостями. Акмеисты во главе с Н. Гумилёвым собирались в любимом кафе с шутливым названием «Бродячая собака», где сквозь остроумные шутки и смех очень часто звучали провидческие трагические стихи о себе и судьбе России. Они были и остались в истории русской литературы живыми людьми и одновременно аристократами духа, слышавшими «музыку революции» (А. Блок) и умеющими разговаривать с далёкими звёздами; водосточной трубой, подобной флейте; «Чаконой» И.С. Баха; гитарой Гарсиа Лорки; скрипкой Николо Паганини; умирающей лошадью, брошенной собакой и «опавшим заледенелым клёном». Вот почему и сегодня в начале третьего тысячелетия мы испытываем к ним неподдельный неутолимый интерес.
Серебряный век в литературе и музыке развивался в одном направлении. Основной темой был человек: его жизнь, внутренний мир, мысли и деяния. В литературе и музыке появляются различные течения, которые имеют свою особенность выражения чувств и страстей. Появляются новые поэты, писатели и композиторы. В музыкальное искусство входят новые темы и образы. Характерными чертами искусства становятся синтез, опосредованное отражение жизни, в отличие от критического реализма ХIХ столетия с присущим ему конкретным отображением действительности. Контингент музыкально-образованных исполнителей и слушателей начинал повсюду расти. Основанная в Петербурге в 1894 году «Русская музыкальная газета» явилась тем первым культурным музыкальным органом, который, наряду со статьями историческими и эстетическими, стал обслуживать музыкально-просветительные и музыкально-общественные интересы всей страны, а не только столичных центров. В этом же органе печатались статьи, посвященные вопросам музыкальной этнографии и культуре культового пения.

Творческая деятельность Скрябина захватывает конец ХІХ века, но в значительно большей степени она связана с началом ХХ в., когда композитор создавал свои самые крупные и важнейшие произведения («Поэма экстаза», «Прометей»). В центре образного мира композитора Серебряного века - целеустремленный и властный человек, человек-титан, жаждущий счастья и свободы. Мне приходилось неоднократно бывать на камерных концертах Святослава Рихтера в Малом зале Московской государственной консерватории. Маэстро очень часто обращался к творчеству его любимых композиторов – И.С. Баха и А. Скрябина. Публика замирала во время его мучительно напряжённого исполнения и пыталась до конца понять непознаваемые глубины человеческой души – противоречивый дух отрицания и неприятия, дух непокорности мужественно-одинокой гордыни скрябинского лирического героя, подобного горьковскому бунтарскому «Буревестнику».
Скрябин в духе Серебряного века был единственным музыкантом-символистом. Рахманинов, - считают специалисты, - является в плеяде русских композиторов вместе с Чайковским одним из «человечнейших» композиторов, музыкантом своего внутреннего мира.
Модернистам, однако, была ненавистна музыка Рахманинова своей искренностью, подлинной человечностью, доступностью широким кругам слушателей, то есть как раз наиболее ценными, демократическими ее чертами. Как писала критик М. Шагинян: «У Рахманинова нет интереса к мистическим прозрениям, он весь на земле. Темы его или задушевны или трагичны, но всегда бесхитростны. «Я хочу быть человечной» - упорно говорит его музыка». Эти композиторы внесли много нового и интересного не только в Серебряный век, но также для настоящего и будущего развития музыки и литературы.
По просьбе А.В. Маркевич, в подтверждение этого многовекторного влияния, Сергей Слонов прочитал свою шутливую басню. Автор этих строк с удовольствием познакомила публику с двумя лирико-философскими произведениями («Струны земли», «Скрипачка») из своей новой книги «Левитация». Ахматовцев впереди в ближайший четверг ожидает новая творческая встреча с авторами литературно-художественного журнала «Звезда Востока». Уверена, она также порадует и взбодрит поклонников Серебряного века новыми музыкально-поэтическими мотивами и заставит на время забыть о жаре и временных неудобствах грандиозной стройки в узбекской столице.

Гуарик Багдасарова





Другие материалы рубрики

22.08.2016 / 11:11:13

Бокс: Два золота на финише Олимпиады!

Даже те, кто никогда не интересовался спортом, в эти дни внимательно следили за состязаниями в Рио, даже те, кто интересовался спортом, но не был фанатом бокса, приникали к экранам своих телевизоров во время трансляций боксерских поединков Олимпиады. "Виной" тому блестящее выступление мастеров кожаной перчатки Узбекистана, которые еще двумя золотыми медалями в последний день Игр поставили победную точку выступлениям отечественных спортсменов на главных стартах четырехлетия Далее...

22.08.2016 / 10:53:35

Beeline расширяет голосовой и GPRS-роуминг в Мексике

Beeline сообщает о расширении возможностей голосового и интернет-общения в роуминге в Мексике. Договор о партнерстве подписан с компанией Iusacell. Далее...

22.08.2016 / 09:47:13

Beeline подводит итоги программы "Третье поколение-2016"

Beeline подводит итоги восьмого сезона программы "Третье поколение". 18 августа с отчетными презентациями о стажировке в компании выступили 13 студентов III и IV курсов Ташкентского университета информационных технологий, Международного Вестминстерского университета, Сингапурского института развития менеджмента, Ташкентского Государственного Юридического Университета и Московского Государственного Университета им. Ломоносова. Далее...

21.08.2016 / 11:58:30

Конкурс бухарско-еврейской кухни: живое наследие

На этой неделе в Израиле состоялся конкурс блюд бухарско-еврейской кухни. А оценивал искусство участниц шеф-повар Исраэль Аарони - прославленный израильский кулинар, писатель, телеведущий, по происхождению - бухарский еврей. Далее...

21.08.2016 / 11:25:22

Наша молодежь прекрасна и целеустремленна, дадим ей больше шансов!

Молодых людей у нас в стране можно встретить повсюду, и это не удивительно – она составляет более 60% населения! И поэтому главной заботой государства, смотрящего в будущее, является создание ей достойных условий для жизни и развития. В рамках Государственной программы "Год здоровой матери и ребенка" Кабинетом Министров подготовлен законопроект "О государственной молодежной политике" Далее...





19.04.2024 / 10:22:49
В Самарканде открылась выставка археологических находок эмирата Шарджа
 
18.04.2024 / 15:39:18
Гёте-Институт в Узбекистане в сотрудничестве с берлинским ннститутом международных отношений представили в Ташкенте фотовыставку известного немецкого фотомастера - "Хельга Парис. Фотография".
 


13.04.2024 / 14:06:55
"ШУМ БОЛА" XI-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 
08.04.2024 / 11:57:58
В Ташкенте прошли показы документальных фильмов "Из Ташкента в Нью-Йорк и обратно" и "Самарканд- вечный город". После просмотра состоялась оживленная дискуссия
 


09.04.2024 / 12:19:35
Русский дом в Ташкенте провел "Книжный завтрак" с поэтом, прозаиком, переводчиком, критиком и эссеистом Сухбатом Афлатуни.
 
26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 


18.04.2024 / 13:33:40
Поедете учиться в российский город будущего? Он есть в числе других участников выставки "Образование и профессия"
 
12.04.2024 / 14:02:19
20 апреля в 13:00 в Русском доме в Ташкенте пройдёт просветительская акция "Тотальный диктант" - праздник грамотности для тех, кто хочет, умеет и любит писать по-русски грамотно
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте