Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
20.01.2017 / 17:45:07
Ахматовские чтения в ТашкентеСегодня можно с уверенностью сказать, что в Узбекистане с каждым годом эпохи Независимости утверждает себя новая волна интеллигенции. Её духовный опыт расширяется и приближается к истинному пониманию вещей. Отчасти этим она обязана просветительской работе, которая ведётся в музеях узбекской столицы, в частности, «Мангалочьем дворике Анны Ахматовой» при РЦНК в Ташкенте. Здесь на еженедельных четвергах происходит процесс воскрешения духовной и эстетической памяти. Активисты и гости открытого для всех общественного клуба-музея открывают и «вспоминают» русских философов, художников, поэтов Серебряного века и нового времени. Здесь мы ощущаем свежесть и бесконечность Слова, имеем возможность слышать музыку языка поэзии. В «Мангалочьем дворике Анны Ахматовой» 19 01 17 прошли Ахматовские чтения. Предметом обсуждения стали три первых сборника выдающегося русского поэта Серебряного века: «Вечер», «Четки», «Белая стая». С докладом о раннем этапе творчества Анны Ахматовой выступил знаток литературы Серебряного века Вадим Фомичёв. Вадим Владимирович отметил, что творческий путь Анны Ахматовой от акмеизма к классике нельзя представить без открытия литературного воздуха «серебряного века», без знания творчества Иннокентия Анненского, Михаила Кузмина, Николая Гумилёва, Николая Агнивцева, Осипа Мандельштама.., их взаимовлияний и миропониманий. Когда первый сборник Анны Ахматовой «Вечер» вышел в 1912 году небольшим тиражом в триста экземпляров с предисловием М. Кузмина, ничто не говорило о том, что через много десятков лет она будет спорить с ним между строк «Поэмы без героя», над которой она работала в Ташкенте (19141-1944) и закончила только в 1962 году в Ленинграде. В. Фомичёв прочитал ахматовское стихотворение «Автопортрет» и подчеркнул, как в повелительном, державном облике поэта пряталась женская и материнская боль, звучавшая в её строках, потрясающих читателя, но никогда не рождавших ощущения надломленности их автора. Счастливые истоки судьбы этой гордой победительницы, - отметил докладчик, - в восторженном принятии сборника Ахматовой «Четки» (1914) В. Маяковским, М. Цветаевой и Б. Пастернаком, в добром отзыве А. Блока. К тридцатилетнему рубежу своей жизни Ахматова подошла с репутацией талантливой ученицы Пушкина, оставив позади себя лестное признание лидера (вместе с Н. Гумилёвым) оригинального литературного направления – акмеизма. Творческий путь будущего автора гениального «Реквиема» начинался почти триумфально, но впоследствии попал под гнёт «конвоиров» культуры и всей духовной жизни многомиллионного народа. А. Ахматова, «великая молчальница » была летописцем времени и сумела соединить в своём творчестве разные эпохи – классическую – пушкинско-блоковскую – и ту, что совпала с драматическим периодом жизни поэта. Она сумела доказать неистребимость национального слова художника вопреки сатанинским силам антиискусства и мрачным покровителям последнего. В книге «Белая стая» свою поэзию она называет «И голос Музы еле слышный». Этот голос позднее стойко пережил вынужденное длительное молчание и заглушил одного из «теоретиков репрессий» - А. Жданова. Ждановы останутся в истории только как палачи Ахматовой и Мандельштама, а Анна Андреевна – как пророчица вечной жизни художника слова и мужественная защитница русского языка от фашистского и иных разновидностей варварства и бесчеловечия. В Тащкенте она написала стихотворение «Мужество», вошедшее в изданный здесь сборник избранных стихов 1943 года, которое она читала раненым бойцам в военных госпиталях и труженикам тыла на открытии канала для орошения полей. В последние годы эти слова обрели всемирное эхо: «И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, и внукам дадим, и от плена спасём Навеки!». Композитор Геннадий Арефьев исполнил несколько своих романсов под гитару на ранние лирические стихи Анны Ахматовой, среди которых были любимые всеми: «Вечером» («Звенела музыка в саду»), «Сероглазый король», «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» и другие. Олег Бордовский, Ирина Парамонова, Светлана Бабёнышева, автор этих строк читали стихи Анны Ахматовой. Бард Арнольд Смородин спел свою юмористическую песню-притчу, посвящённую женщинам. «Анна Ахматова до конца своих дней осталась верна Пушкину и «серебряному веку» русской поэзии, из которого произросла её художественная система. В ней нашлось место всему: мудрой иронии, гимну любви, жажде житейской радости, выстраданному гуманизму, глубинному чувству отечества и непоколебимой вере в русское искусство и русскую речь», - подвела итог Ахматовским чтениям директор «Мангалочьего дворика Анны Ахматовой» А.В. Маркевич. На этой мажорной ноте завершились первые «Ахматовские чтения», которые продолжатся на разные темы, связанные с творчеством русского поэта XX века, до конца этого года в «Мангалочьем дворике». Историческая справедливость, в конечном счёте, всегда торжествует в судьбе великой поэзии. Гуарик Багдасарова
|
|