Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
20.01.2017 / 17:45:07

Ахматовские чтения в Ташкенте


Сегодня можно с уверенностью сказать, что  в Узбекистане с каждым годом эпохи  Независимости утверждает себя новая волна интеллигенции. Её духовный опыт расширяется и приближается к истинному пониманию вещей. Отчасти этим она обязана просветительской работе, которая ведётся в музеях узбекской столицы, в частности, «Мангалочьем дворике Анны Ахматовой» при РЦНК в Ташкенте. Здесь на  еженедельных четвергах  происходит процесс воскрешения  духовной и эстетической памяти. Активисты и гости открытого для всех общественного клуба-музея открывают и «вспоминают» русских философов, художников, поэтов Серебряного века и нового времени. Здесь мы ощущаем свежесть и бесконечность Слова, имеем возможность слышать музыку языка поэзии.

В «Мангалочьем дворике Анны Ахматовой»  19 01 17 прошли Ахматовские чтения. Предметом обсуждения стали три первых сборника выдающегося русского поэта Серебряного века: «Вечер», «Четки», «Белая стая». С докладом о раннем этапе творчества Анны Ахматовой выступил знаток  литературы Серебряного века Вадим Фомичёв. Вадим Владимирович отметил, что творческий путь Анны Ахматовой от акмеизма к классике нельзя представить без открытия литературного воздуха «серебряного века», без знания творчества Иннокентия Анненского, Михаила Кузмина, Николая Гумилёва, Николая Агнивцева, Осипа Мандельштама.., их взаимовлияний и миропониманий.

Когда первый сборник Анны Ахматовой «Вечер» вышел в 1912 году небольшим тиражом в триста экземпляров с предисловием М. Кузмина, ничто не говорило о том, что через много десятков лет она будет спорить с ним между строк «Поэмы без героя», над которой она работала в  Ташкенте (19141-1944) и закончила только в 1962 году в Ленинграде.

В. Фомичёв прочитал ахматовское стихотворение «Автопортрет»  и подчеркнул, как в повелительном, державном облике поэта пряталась женская и материнская боль, звучавшая в её строках, потрясающих читателя, но никогда не рождавших ощущения надломленности их автора. Счастливые истоки судьбы этой гордой победительницы, - отметил докладчик, - в восторженном принятии сборника Ахматовой  «Четки» (1914) В. Маяковским, М. Цветаевой и Б. Пастернаком, в добром отзыве А. Блока. К тридцатилетнему рубежу своей жизни Ахматова подошла с репутацией  талантливой ученицы Пушкина, оставив позади себя  лестное признание лидера (вместе с Н. Гумилёвым) оригинального литературного направления – акмеизма. Творческий путь будущего автора гениального «Реквиема»  начинался почти триумфально, но впоследствии попал под гнёт «конвоиров» культуры и всей духовной жизни многомиллионного народа. 

А. Ахматова, «великая молчальница » была летописцем времени и сумела соединить в своём творчестве разные эпохи – классическую – пушкинско-блоковскую – и ту, что совпала  с драматическим периодом жизни поэта. Она сумела доказать неистребимость национального слова художника вопреки сатанинским силам антиискусства и мрачным покровителям последнего.

В книге  «Белая стая» свою поэзию она называет  «И голос Музы еле слышный». Этот голос позднее стойко пережил вынужденное длительное молчание и заглушил  одного из «теоретиков  репрессий» - А. Жданова. Ждановы останутся в истории  только как палачи Ахматовой и Мандельштама, а Анна Андреевна – как пророчица вечной жизни художника слова и мужественная защитница русского языка от фашистского и иных разновидностей варварства и бесчеловечия.

В Тащкенте она написала стихотворение «Мужество», вошедшее в изданный здесь сборник избранных стихов 1943 года, которое она читала раненым бойцам в военных госпиталях и труженикам тыла на открытии канала для орошения полей. В последние годы эти слова обрели всемирное эхо: «И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, и внукам дадим, и от плена спасём Навеки!».

 Композитор Геннадий Арефьев исполнил несколько своих романсов под гитару на ранние лирические стихи Анны Ахматовой, среди которых были любимые всеми: «Вечером» («Звенела музыка в саду»), «Сероглазый король», «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» и другие. Олег Бордовский, Ирина Парамонова, Светлана  Бабёнышева, автор этих строк читали стихи Анны Ахматовой. Бард Арнольд Смородин спел свою юмористическую песню-притчу, посвящённую женщинам.

«Анна Ахматова до конца своих дней осталась верна Пушкину и «серебряному веку» русской поэзии, из которого произросла её художественная система. В ней  нашлось место всему: мудрой иронии, гимну любви, жажде житейской радости, выстраданному гуманизму, глубинному чувству отечества и непоколебимой вере в русское искусство и русскую речь», -  подвела итог Ахматовским чтениям директор «Мангалочьего дворика Анны Ахматовой»  А.В. Маркевич. На этой мажорной ноте завершились первые «Ахматовские чтения», которые продолжатся на разные темы, связанные с творчеством русского поэта XX века, до конца этого года в «Мангалочьем дворике». Историческая справедливость, в конечном счёте,  всегда торжествует в судьбе великой поэзии.

Гуарик Багдасарова





Другие материалы рубрики

20.01.2017 / 17:38:53

В Ташкенте состоялся День памяти бакинцев, трагически погибших 20 января 1990 года в результате варварской незаконной военной акции

Это был период распада бывшего Союза, когда определенные силы делали попытки остановить этот процесс и для этого не останавливались ни перед чем. В ту трагическую ночь от рук военных, экстремистски настроенных соседей, готовых на все , в столице Азербайджана погибло 137 человек, около 700 было ранено и 400 жителей города пропало без вести. И с того времени в стране каждый год проводится День памяти безвинно погибших людей. Эта преступная акция получила в народе название "Черный январь" Далее...

20.01.2017 / 17:38:11

"ЗЕМЛЯ СОЛНЦА: ИЗРАИЛЬ – УЗБЕКИСТАНУ"

23 января в Музее искусств Узбекистана состоится церемония передачи в дар коллекции картин из Израиля. Далее...

20.01.2017 / 13:08:24

документальный фильм "Большое сердце Ташкента"

документальный фильм "Большое сердце Ташкента" Далее...

20.01.2017 / 12:08:03

Денис Истомин: Это самая большая победа в моей карьере

Во втором круге Открытого чемпионата Австралии представитель Узбекистана Денис Истомин неожиданно победил вторую ракетку мира Новака Джоковича. Далее...

19.01.2017 / 11:25:40

Beeline расширил покрытие сети в Ташкенте

Beeline сообщает о расширении зоны покрытия и емкости сети в Ташкенте. Дополнительные базовые станции были установлены в Мирабадском районе по улице Ойбек и Мирзо-Улугбекском районе по улице Орол. Далее...





17.04.2024 / 14:29:09
Театр-студия имени Марка Вайля "Ильхом" представляет репертуар недели
 
17.04.2024 / 10:23:49
В столице республики с большим успехом продолжается Международный фестиваль оперы и балета "Тошкент бахори". Его программу украсила новая версия оперы великого итальянского композитора Джакомо Пуччини "Богема"
 


10.04.2024 / 12:00:56
Предстоящий в Узбекистане международный фольклорный фестиваль "Весна Байсуна" в фокусе внимания СМИ Казахстана
 
09.04.2024 / 17:18:38
Accor откроет новый отель рядом с международным аэропортом Ташкента
 


14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 
17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 


09.04.2024 / 12:19:35
Русский дом в Ташкенте провел "Книжный завтрак" с поэтом, прозаиком, переводчиком, критиком и эссеистом Сухбатом Афлатуни.
 
26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте