Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
14.02.2017 / 14:07:50

ДВИЖЕНИЕ И УСТРЕМЛЁННОСТЬ (Размышления о творчестве композитора Рустама Абдуллаева в канун юбилея)


   Воссоздать особенности творчества любого композитора в словесном ряде статьи, заметки – задача невероятно непростая. Тем более, когда речь идет об одном из виднейших композиторов Узбекистана – Заслуженном деятеле искусств, профессоре, Лауреате многих премий и носителе множества иных творческих титулов Рустаме Абдуллаеве. Музыканте глубокого и возвышенного смысла этой профессии, создателе множества самобытнейших музыкальных произведений, вошедших в сокровищницу достижений искусства нашей страны. Педагоге, воспитавшем целый ряд молодых композиторов с  уже начинающим проявляться контуром неповторимости творческого лица. Председателе Союза композиторов нашего государства, объединившем разные и самобытные композиторские дарования своих коллег в творческий союз могучей силы и возможностей. И наконец – общественном деятеле, с полной отдачей способствующего многоплановому развитию мощного пласта культуры и искусства Узбекистана. О его творчестве уже написано множество исследовательских трудов – и сегодня хочется, не дублируя уже сказанного, -  поразмышлять об особенно самобытных чертах жизненного и творческого облика этого замечательного композитора и человека.

 

    В эти дни жизненный и творческий путь Рустама Абдуллаева подошел к значительной дате – одной из тех, что люди считают «круглыми». Разумеется, формирование и «учет» этих дат во многом привнесено в жизнь нами самими – ведь общеизвестно, что без дат восходит и заходит солнце, без дат сменяется листва на деревьях, без дат в свой час приходит каждое время года. И всё же человеку свойствено в ощущении «круглой» десятичной даты с еще большей пристальностью всматриваться в свой жизненный и творческий путь, отмечать все значительное в днях и годах минувших, с надеждой смотреть вперед и вдаль, предполагая планы на будущее.

   Итак, путь жизни и творчества нашего замечательного композитора Рустама Абдуллаева включил в себя семь десятилетий. Для любого человека – это пора зрелости, когда рост профессионализма, переплетаясь с опытом и мастерством – дает весьма яркие результаты. Для композитора-музыканта – это пора оптимальной гармонии между тем, о ЧЁМ пришло время поведать людям, и тем, КАКИМИ мастерскими выразительными средствами становится возможно это совершить.

    Наверное, портрет каждого человека в нашем восприятии начинается с личностных свойств. Многие десятилетия плодотворно общаясь с Рустамом Абдуллаевым, а последние лет двадцать ощущая особое тепло наших дружественных отношений – я не могу не сказать об особой широте его души, об открытости чувств, о стремлении делиться излучениями его чувств и мыслей, о поразительном в наше время умении поддержать, помочь, найти в нужный момент особо верные слова и дела. И как это бывает практически всегда и везде – его человеческие качества неразрывно связаны с особой привлекательностью  его творчества,  устремленностью к людям. Рустам  Абдуллаев менее всего связывается в сознании с неким, обособленных ото всех творцом, занятым исключительно процессом творчества. Напротив, постоянно ощущая живые импульсы информации большого мира, его душа чутко отзывается на каждый такой зов. И активно-созидательно сопереживает всему, что мешает гармонии и свободе духа, что несет хаос и опустошение душ.

    А вот –   еще одно самобытнейшее свойство и мироощущения, и творчества Рустама Абдуллаева. Являясь по истокам и сути глубоко национальными, и его мироощущение, и творчество человека и композитора распространяются далеко за пределы одной, хотя и мощной эстетической структуры нашей страны и народа. Они простираются в устремлении ко всему необъятному миру людей. И, скорее всего, именно в силу этого – находят обширный отклик, сопереживание и понимание.

     Творчество Рустама Абдуллаева воплощает нечто гораздо более объемное и глубинное, чем простое отражение жизни. Музыка, ее драматургия, ее конфликты – наделены во всей палитре композитора могучим обобщающим началом, и раскрывает суть мощнейших общечеловеческих понятий и категорий. В истоках этой музыки – устои древних традиций, тесно сплетенные с современным миром, его проблемами, его противоречиями. Рустам Абдуллаев глубоко озабочен всем тем, что сегодня мешает человеку оставаться на земле Человеком как гармоничным венцом творения. Все внешние проявления античеловечности войны, варварская сила расщепленного атома, смуты и раздоры в человеческом братстве, утраты исконных устоев духовности, обесцеливания земного существования опустошенных душ – всё это порождает в замыслах композитора выпуклые и экспрессивные энергетические всплески-отклики. А в результате его сознание порождает чёткие, зримые, внятные, сконцентрированные по обобщенности образы, которые оживают в его творениях.

      Совершенно невозможно не сказать и о том, что творческое формирование композитора зрело в период, когда композиторскую школу тогдашнего Узбекистана закладывали композиторы-творцы весьма ярких индивидуальностей и свойств натуры. Великий Мухтар Ашрафи, будучи ректором консерватории, принимал в ряды композиторов талантливую молодежь, и  внимательно наблюдал за творческим и личностным развитием каждого молодого музыканта. А видный узбекистанский композитор Борис Федорович Гиенко был непосредственным наставником молодого Рустама Абдуллаева. И ещё одно важнейшее свойство было присуще школе музыкального мастерства Узбекистана – виднейшие мастера в своих педагогических устремлениях никогда и ни в чем не стремились воссоздать некую творческую «копию» их самих. А, напротив, всемерно взращивали индивидуальные черты молодого поколения музыкантов. И призывали хранить верность и национальным истокам, и мировым достижениям великой Музыки.

    О творческом пути композитора Рустама Абдуллаева уже сказано немало. Поэтому сегодня хочется, не повторяя уже опубликованного, пойти несколько иным путем – вызвать в сознании, как некие кадры-образы, лики отдельных произведений Мастера и поразмышлять над ними.

    Как это ни представляется удивительным – одним из первых в сознании возникает замечательный романс «Согинч». Он достаточно любим и популярен в нашей стране и за рубежом, крупнейшие наши мастера пения, такие, как Народная артистка Узбекистана и Каракалпакстана Муяссар Раззакова – сделали это произведение любимым и знаковым. В чем же его особая сила и глубина? Автор пошел здесь совершенно особым путем, берущим начало еще, наверное, с откровений великого Алишера Навои и его могучих собратьев по  творчеству. Через созерцание, через вуаль печали души, отягощенной тем, что ее прекрасной мечте что-то мешает полноценно осуществиться – автор направляет эту Мечту в поиск выхода своего порыва. И самое убедительное заключается в том, что путь этого поиска не «предметно» прямолинеен, не жизнеописателен – нет, в нём почти «импрессионистически» раскрывается поэзия состояния, впечатление момента, где душа, находясь в ощущении неповторимости этого момента – выбирает путь, по которому вот-вот устремится. А мир, окружающий эту созерцательную, воспринимающую душу – поразительно раскрывается во всей своей первозданной красе, которую, наверное, невозможно было бы раскрыть столь полноценно более простым, внешне-иллюстративным воспроизведением ВНЕШНЕЙ оболочки и души, и мира! Так в относительно небольшом по объему, но поистине «космически-ёмком» творении автору удается раскрыть и непосредственно душу-субъект – и необъятный мир, окружающий каждого человека. Так в романсе «Согинч» почти по Гёте слиты воедино и «микрокосмос» Личности, и «макрокосмос» пространств в неделимом единении и взаимном проникновении…

     Прошедшая недавно с большим успехом премьера новой постановки оперы «Садокат» на сцене ГАБТ имени А. Навои тоже, как некий волшебный ларчик со множеством тайников – несет удивляющие секреты этой оперы. Внешняя ее фабула, как думается, абсолютно ясна, и тайн не содержит. Великая светлая любовь двух замечательных людей, двух ярчайших поэтов нашей страны – Зульфии и Хамида Алимджана, трагедия их роковой разлуки, стойкость духа героини – очевидны и сами по себе убеждают.

   Но… Снова через достоверное, жизненное проступают контуры второго, третьего, четвертого планов. И прорастает нечто укрупненное, предельно обобщенное – и беспредельное по смыслу. Беззаботное счастье героев в первый, неомраченный период их общения, их светлая юность, надежды, доброта друзей – в единый момент сметаются страшным событием, вестью о войне. Причем, у Рустама Абдуллаева она не только образ конкретной страшной Второй Мировой , а абсолютно любой, с ее античеловечностью, с ее стремлением разбить в осколки всме живое, стремящееся любить, мечтать! И гибель Хамида Алимджана предстает в этой опере не только трагическим конкретныи историческим фактом, а обобщенным СЛЕДСТВИЕМ ВОЙНЫ КАК КАТЕГОРИИ ВНЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ.

И опять в материале оперы вовсе нет «линейного» призыва против войн – но нечто гораздо более внятное, надчеловеческое вызревает в этом противодействии светлых душ любым помрачениям. И не только обобщенный образ вполне конкретной Зульфии противостоит этому мраку – а соединенный дух всех любящих женщин мира, способный сказать «стой!» любому варварскому насилию. И в связи с этим само название оперы «Садокат» («Верность») восходит от понятного и конкретного смысла к символу Верности как одной из высших категорий. В наш век ломок всех привычных понятий взлёт к этим наивысшим проявлениям свойств человеческого духа предстает и позицией автора, и глубоко обобщенным образом действия этой замечательной оперы.

  … А сознание устремляет еще к одному творению Рустама Абдуллаева – балету «Поклонись Солнцу». Связующая нить драматургии этого балета – это устремление души к Солнцу. И отнюдь не только в смысле древнего «солнцепоклонничества» - хотя и в обрядах этого древнего течения был свой великий смысл. Балет этот был написан Мастером не сегодня – но важнейшие черты его важности для осмысления многих начал сегодняшнего дня – уже тогда были явственными. В окружении суетности мельтешащего полумрака и тумана человеческой душе предельно важно осознавать, что только Солнце как даритель Света космического высшего масштаба дает возможность хранить смысл и предназначение Человека на Земле. Здесь явственно родство с пушкинским призывом: «Да здравствует Солнце, да скроется тьма!»

    Хорошо и давно зная неоднократно исполняемый «Плач Хиросимы» Рустама Абдуллаева на стихи японских поэтов, я во время каждого исполнения  неизменно,  но по-разному каждый раз погружаюсь в особый мир этого произведения. Трагичнейший факт атомной бомбардировки двух городов Японии сам по себе привел к самым ужасающим, пагубным последствиям, гибели тысяч людей, медленного умирания десятков тысяч облученных, зараженных. Тень атомной Смерти с этого момента фатально нависла над смятённым человечеством. Многие творцы – композиторы, писатели, художники неоднократно откликались на этот варварский акт рожденными их талантами произведениями. Среди достаточного количества таких творений – замечательный цикл Рустама Абдуллаева занимает свое особое место. И его драматургия, как и во множестве других случаев – несёт контрасты и динамику, экспрессию и затаенность, отчаяние и надежду. Пожалуй, именно в этом цикле с наибольшей неотвязной убедительностью проступает призрак атомной смерти, грозящий человечеству более семидесяти лет. И вновь переплетаются в этом цикле ветви японской культуры  с богатейшими соцветиями культуры узбекской. А герой цикла от лица автора то находится в трагическом смятении, то ищет выход, то борется с тяжкими недугами, надеется, осуждает бесчеловечность, пытается воспарить духом… С особой убедительностью звучит этот цикл сегодня в исполнении Рахима Мирзакамалова и самого автора на многих концертах и в Узбекистане, и далеко за его пределами, являясь предостережением, экспрессивно пытаясь достучаться до сердец и умов…

        Человеческие свойства Рустама Абдуллаева неизменны – они всегда светлы и направлены на совместные добрые деяния. Рустам Абдуллаев прекрасно говорит, но он столь же основательно умеет и СЛУШАТЬ собеседника – и вместе отыскивать решения, помогающие в любой ситуации. Наверное, стоит сказать о том, что в период ремонта исторического здания нашего театра возникли труднопреодолимые обстоятельства с классами для занятий и репетиций с солистами. И Рустам Абдуллаевич смело и принципиально решил вопрос о предоставлении нам с Людмилой Васильевной комнаты в помещении Союза Композиторов, где все эти пять лет, благодаря его доброй воле и расположению – велись регулярные репетиции, спевки, занятия по разучиванию партий солистами для многих наших спектаклей. Право же, стоит отдельно говорить об особом значении такой истинно дружеской поддержки в непростой момент не только для нас, солистов, дирижеров,  но и для всего нашего театра и его плодотворной  деятельности в один из самых непростых периодов его жизни – в «походных» условиях во время ремонта!

     Рустам Абдуллаев находится в непрерывном движении – он сочиняет, отделывает свои авторские произведения, он активно работает со студентами, проводит множество мероприятий по всей мощной деятельности Союза Композиторов. Он ездит на многие зарубежные акции, превосходно пропагандируя узбекистанскую композиторскую школу и ее достижения в разных странах мира. Он полон новых замыслов – в их числе уже сформированный и наш с ним экспериментальный замысел новой камерной узбекской    оперы, черты которой уже стали проступать под пером композитора. А впереди много иного и неизменно нового, еще не испробованного.

    И на каком бы конкретном произведении Мастера ни задержать взор и внимание – будь это развёрнутая симфония, монументальная или камерная опера, песня, пронизанная искренней и неизбывной любовью к нашей благодатной земле и народу, проникновенный лирико-философский романс или же инструментальная пьеса – они родственны в главном и основном. В каждом из этих произведений преломляется глубинность и широта восприятия Рустамом Абдуллаевым видения многообразных явлений жизни, в каждом из них – трепетность биения сердца автора, его проникновенная озабоченность судьбами и отдельной души человеческой, и общечеловеческими проблемами. И, конечно же – неразрывное единство национальных корней и истоков – с движением и устремленностью к многообразию мировых культур, к общечеловеческим достижениям во всей их многогранной полноте…

    Движение и устремлённость… Они – в разгаре в жизни и творчестве Рустама Абдуллаева, они плодотворны и неизменно направлены к людям, находя в них энергичное сопереживание. И хочется от всей души пожелать дорогому Мастеру доброго здравия – и человеческогого, и творческого, неутомимого вдохновения, и новых сил и терпения в разных направлениях творчества.          Пусть долгие годы являются к людям его творения, радуя и удивляя глубиной, мощью музыкального языка и средств, пусть будут новые успехи его творений, неразрывно связанных с новыми достижениями многообразного искусства нашей страны.

         Долгих лет жизни и творчества Вам, Маэстро и  наш добрый друг!

 

 

                                                            Андрей СЛОНИМ,

                               Режиссер-постановщик ГАБТ имени А.Навои,

                                  Заслуженный деятель искусств Узбекистана

    

  





Другие материалы рубрики

14.02.2017 / 14:03:22

Ўзбекистонда хизмат кўрсатган артист Назриддин Шерматовнинг "Дилҳирож" рақси ҳақидаги ўйлари

Ҳар доим Ўзбекистонда хизмат кўрсатган артист Назриддин Шерматовнинг уйига йўл оларканман " бугун қайси мавзуда суҳбатлашсак-а " деб ўйлайман. Далее...

14.02.2017 / 10:39:44

Beeline расширяет сеть в Андижане

Крупнейший оператор связи Beeline сообщает о расширении зоны покрытия и емкости сети 3G на территории Андижанского вилоята. Далее...

14.02.2017 / 10:35:15

Beeline расширяет интернет-роуминг на Багамских островах

Крупнейший оператор связи Beeline сообщает о расширении возможностей интернет-общения в роуминге на Багамских островах. Договор о партнерстве подписан с компанией BTC. Далее...

13.02.2017 / 20:06:53

Концерт авторской песни и поэзии "Зимние мотивы" в Русском культурном центре РУ согрел зрителей

В минувшее воскресенье 12 02 17, несмотря на холодную сырую погоду, сезонные простудные заболевания у многих людей, зрительный зал без признаков отопления и соответствующий чертовский холод в нём, народ потянулся в РКЦ Уз в Ташкенте, чтобы послушать любимые авторские песни, объединённые тематическим названием: "Зимние мотивы". Далее...

12.02.2017 / 22:44:29

Узбекистан примет участие на ЭКСПО-2017 в Астане

В Национальной выставочной компании "Узэкспомарказ" Посол Казахстана в Узбекистане Ерик Утембаев встретился с Председателем Правления Иброхимом Эргашевым и подробно обсудил вопросы участия Узбекистана в ЭКСПО-2017, а также перспективы сотрудничества двух стран в сфере туризма в рамках выставки. Далее...





28.03.2024 / 16:52:52
В Международном караван-сарае культуры Икуо Хирояма завершилась фотовыставка "Шелковый путь , заполненный светом"
 
27.03.2024 / 12:32:55
Фонд развития культуры и искусства Узбекистана сообщает о создании Национального павильона Узбекистана во Всемирной выставке Expo Osaka 2025
 


29.03.2024 / 11:28:42
"Дни открытых дверей" в Большом театре Узбекистана им. А.Навои украсил вокальный вечер-композиция "Мир оперных арий и дуэтов"
 
29.03.2024 / 11:18:53
Поздравляем художественного руководителя ГАБТ имени А. Навои Абдуллу Алимова с вручением нагрудного знака "Маданият ва сан'ат фидокори".
 


28.03.2024 / 14:34:38
Большой успех учеников республиканской музыкальной школы им. Успенского на Международном конкурсе юных исполнителей в Бишкеке
 
28.03.2024 / 09:56:10
Профессор Виталий Львович Мелкомини. Рыцарь служения музе искусств
 


17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 
22.01.2024 / 10:44:10
"И это все о нем." Борис Бабаев
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте