Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
21.03.2017 / 10:42:45
128-летие со дня рождения Александра Вертинского отметили в РЦНК в Ташкенте«Дорогой длинною, Да ночью лунною, Да с песней той, Что вдоль летит звеня!...»
128-летие со Дня рождения русского эстрадного артиста, киноактёра, композитора, поэта и певца, кумира эстрады первой половины XX века Александра Николаевича Вертинского (9 (21) марта 1889 года, Киев, – 21 мая 1957 года, Ленинград) 16 марта 2017 года отметили в представительстве Россотрудничества в Узбекистане с участием солиста ГАБТ имени А.Навои - Георгия Дмитриева. Здесь представители РКЦ РУ, литераторы, театрально-художественная общественность республики, сотрудники и учащиеся подготовительных курсов РЦНК в Ташкенте, журналисты собрались отдать дань светлой памяти талантливому артисту-новатору под маской и костюмом печального Пьеро. Александру Вертинскому на родине принесли известность его «песенки настроений» в 1913-1916 годах. Он пел «ариетки Пьеро» в чёрной одежде Пьеро. Ему рукоплескали Василий Качалов, Михаил Яншин, Фёдор Шаляпин, позднее Иннокентий Смоктуновский и Михаил Жаров. Он пережил трагедию отрешённости от народа и новой России и одновременно творческий триумф в период двадцатипятилетнего пребывания в эмиграции: Стамбул, Бухарест, Варшава, Берлин, Париж, Нью-Йорк, Шанхай. Сквозь мытарства и мишуру успеха на чужбине странствующий по миру русский артист пронёс своё трепетное чувство к покинутой родине, куда вернулся в 1943 году. Он говорил: «Лучше сундук дома, чем пуховая постель на чужбине»[1]. По возвращении домой Вертинскийбыл разочарован удушливой атмосферой сталинской эпохи и одновременно познал искреннюю любовь публики по всей стране. Он побывал везде: в Сибири, на Урале, в Средней Азии (Ашхабаде и дважды – в Ташкенте), Заполярье, Донбассе и даже на Сахалине. А. Вертинский, дававший концерты в Узбекистане в октябре 1956 г, встречался в Ташкенте с Галиной и Алексеем Козловскими. Они подарили знаменитому шансонье книжку китайских стихов и оставили в ней надпись стихами А. Ахматовой. Любовь поклонников в особое вымышленно-прекрасное амплуа Вертинского с характерными мотивами тоски по родине и самоиронии под покровом лиризма, «блестящее и виртуозное мастерство» с искусной пластикой рук артиста во время его выступлений была единственным источником, поддерживавшим жизненные силы уже немолодого артиста. В своей автобиографической книге «Дорогой длинною…» он пишет: «Так я живу у себя на родине и работаю. Народ меня принимает тепло и пока не даёт мне уйти со сцены. Концерты мои переполнены до отказа. На днях буду напевать новые пластинки. Даже постареть некогда! А на это ведь тоже нужно время!»[2] Любители лёгкого жанра давно признали лучшей камерную манеру исполнения Георгием Дмитриевым «популярных песенок» и романсов знаменитого шансонье А. Вертинского. Программа концерта в РЦНК в Ташкенте включала в себя «популярные песенки» Александра Вертинского: «Танго «Магнолия», «Джиоконда», «Я сегодня смеюсь над собой», «Piccolo Bambino», «Доченьки», «Прощальный ужин» и другие. Аккомпанировал солисту ГАБТ имени А. Навои талантливый концертмейстер Руслан Волков (клавишные). Исполнитель песен А. Вертинского вовсе не подражал знаменитому шансонье с его необычным непритязательным репертуаром, предназначенным для русских эмигрантов, негромким голосом и распахнутой обнажённой, как нервы, душой – да, это и невозможно! Г. Дмитриев эмоционально проживал песни поэта, певца А. Вертинского, запечатлённые в мелодичных звуках и стихах, и поэтому каждая из них становилась маленьким спектаклем. Но этого мало: он смог донести до слушателей обаяние яркой личности замечательного артиста, исполнителя «печальных песенок» собственного сочинения – то наивных и непритязательных, то «экзотических» и претенциозных. И те, и другие пользовались успехом у современников как на родине в России, так и в вынужденной эмиграции, подкупали и трогали своей особенной неповторимой доверительной интонацией. «Интимные» песенки, «домашний» голос – кто бы мог подумать, что всё это может иметь отношение к искусству? А между тем такой феномен существовал в лице А. Вертинского. И Георгий Дмитриев смог ещё раз это доказать, воссоздавая образ, созданный им на эстраде – единственный в своём роде, благодаря особой манере исполнения: каждую песенку певец преподносил как маленькую пьеску, выступая в качестве драматурга, режиссёра и актёра одновременно. В ходе концерта Георгий Дмитриев рассказал, что с песнями А.Вертинского и его нотами познакомил солиста его учитель по вокалу Народный артист Узбекистана Куркмас Кучкарович Мухитдинов (1946-2007). С тех пор он «заболел» песнями Вертинского и уже десять лет часто выступает с ними на своих сольных концертах в Русском академическом драматическом театре Узбекистана и в концертных залах Государственной консерватории Узбекистана. Георгий Дмитриев не старается, в отличие от других имитаторов Вертинского (пародиста Максима Галкина, например), подражать ему, сохраняя его грассирование и манеру подачи каждого слова, едва уловимого интонационного сдвига в сторону от текста, - в этом случае впечатление оказывается резко ослабленным. На концерте Георгий Дмитриев открыто заявил, что творчество А. Вертинского стало страничкой его личной творческой автобиографии, которой он хочет поделиться с другими. Мир Вертинского ему близок тем, что этот цветастый, пряный, пикантный – какой угодно, только не прозаический, не обыденный, не реальный – мир открывается слушателям как мечта, как откровенная игра воображения, а его творец призывает: «Надо жить, во что бы то ни стало!». Его художественная действительность сочинена и призрачна. Георгий Дмитриев выходит на условный подиум в конференц-зале РЦНК и после громких оваций и возгласов «браво!» исполняет незамысловатую, до слёз трогательную песню А. Вертинского с экзотическим названием: «Танго «Магнолия», и мы, очарованные слушатели, не можем до конца понять тайны её магнетизма:
В бананово-лимонном Сингапуре, в бури, Когда поёт и плачет океан И гонит в ослепительной лазури Птиц дальний караван, В бананово-лимонном Сингапуре, в бури, Когда у Вас на сердце тишина, Вы, брови тёмно-синие нахмурив, Тоскуете одна…
В 90-х годах прошлого столетия в Москве вышла, наконец, книга «Александр Вертинский. Дорогой длинною…», которую Г. Дмитриев, кстати, очень рекомендовал почитать молодому поколению. Первый раздел составлен из воспоминаний о детстве, юности, первых сценических опытах, о долгих дорогах эмиграции. Второй раздел включает в себя стихи и тексты песен. И только третий раздел не вошёл сюда – его «жизнь после жизни». Изучение жизни и творчества А. Вертинского,по мнению специалистов, вступает, по сути, лишь в первую фазу. Концерт в РЦНК в Ташкенте с участием Г. Дмитриева послужил хорошим стимулом для привлечения не только исследователей и любителей литературы и искусства, но и молодёжи к наследию А. Вертинского, человека оригинальнейшего таланта и незаурядной судьбы. Поэзии, по большому счёту, - заметил однажды Игорь Пиляев,- чихать на то, что она неактуальна. Мы все умрём, а она останется[3]. В этом и заключается настоящая магия искусства светло-скорбной музы Александра Вертинского, пережившей на сегодняшний день своего создателя на 60 лет. А это означает: искусство Александра Вертинского – Пьеро живёт и будет жить и перейдёт к следующим поколениям как итог долгой, трудной, скитальческой и всё-таки счастливой, удачливой жизни артиста, сумевшего полностью выразить в искусстве неповторимую индивидуальность и свою судьбу.
Гуарик Багдасарова Фото: Адель Файзуллина
|
|