12 апреля в зале Союза композиторов Узбекистана состоялся монографический концерт одного из самых ярких и самобытных композиторов молодого поколения Зарины Ходиевой. В его программе прозвучали камерные произведения, созданные для тромбона и фортепиано.
Концерт прошел в том самом зале, где когда-то выступали Арам Хачатурян и Дмитрий Шостакович и так часто представляли свою музыку на суд слушателей все отечественные композиторы. Об этом напомнил в своем приветственном слове председатель Союза композиторов Узбекистана Рустам Абдуллаев. Тем отраднее видеть, что сохраняется преемственность художественных традиций в лице молодых, на таких талантливых и амбициозных, полных энергии творчества современных представителей композиторской школы нашей страны!
Программу автор назвала неожиданно и интригующе – «TrAmboNGO». Смысл этого названия прояснился позже. И правильнее было бы, как тонко подметил Р. Абдуллаев, назвать, этот проект даже не монографическим, а дважды монографическим. Ведь не только звучала музыка одного автора – но и солировал только один инструмент тромбон.
Сначала несколько слов об авторе. Уже со студенческой скамьи Зарина выделялась своей способностью к саморазвитию, нацеленностью на обновление и совершенствование музыкального языка. Присущие ей пытливость и неуспокоенность творческого поиска, такие её качества, как умение органично переосмысливать новации в области композиторской техники, помноженные на недюжинное трудолюбие и добросовестность дали замечательные результаты. Усваивая самые современные веяния, она пропускает их через призму своей индивидуальности, своего богатого внутреннего мира, чутко и требовательно отбирая самое художественно ценное для себя, собственной оригинальной манеры письма. Это – признаки по-настоящему талантливого художника.
В каком бы качестве ни пробовала бы себя Зарина Ходиева: симфоническая или камерная музыка, вокальная или инструментальная композиция, академическая сфера или область «легкой» музыки, во всем она остается верна себе. Она – прирожденный лирик, проявляющий приверженность принципам мелодизма и гармонической стройности. Её композиторское мышление отмечено особой красочностью, ярким колоритом.
Увлечение сочинением музыки началось у Зарины ещё в период обучения в музыкальном колледже. Там на её способности обратил внимание замечательный композитор и педагог Ефим Лазаревич Шварц. Он и стал в 2003 году первым учителем по композиции, всячески способствуя её творческому становлению и росту. Закономерным следствием этому стало поступление в 2006 году в Государственную консерваторию в класс композиции выдающегося композитора, одного из признанных лидеров композиторской школы Узбекистана, профессора Феликса Марковича Янов-Яновского. Под руководством Мастера, З. Ходиева смогла раскрыть свой потенциал, её эволюция и профессиональный рост были невероятно интенсивны. Так, она принимала активнейшее участие в мероприятиях Молодежной секции Союза композиторов, участвуя во всех концертах. Во многом по её инициативе был издан сборник фортепианных миниатюр молодых авторов – участников секции. Зарина Ходиева стала не только автором, но и составителем этого издания. Он вышел в свет в 2008 году под названием «Цветущая молодость». Для консерватории это событие является уникальным опытом, не имеющим аналогов. До сих пор отдельные пьесы из сборника используются в педагогической и концертной практике.
После окончания обучения в консерватории, Зарина начала самостоятельную преподавательскую деятельность в качестве педагога республиканского специализированного академического Лицея музыки и искусств. Она принимала участие в нескольких мастер-классах ансамбля современной музыки Омнибус, написав произведения специально для этого коллектива. Закономерным результатом признания стало вступление в члены Союза композиторов Узбекистана в 2011 году.
Новые впечатления и возможности, обусловленные местом работы, отразились в творческом процессе молодого композитора.
Как говорит сама Зарина Ходиева, - «когда я стала работать в РСАЛМИ, на многочисленных концертах заметила, что репертуар для духовых инструментов очень скудный. Мне захотелось написать что-то интересное своим ученикам». Так, заметив, что вместо оригинальных произведений для тубы исполнители вынуждены играть виолончельные пьесы, она написала первое такое произведение, соединяющее инструктивный характер с художественными достоинствами именно для тубы. Кстати, хочется поздравить автора с тем, что на прошедшем недавно в Сербии конкурсе учащийся Лицея Асадбек Эргашев стал лауреатом второй премии; исполнив в числе других одно из произведений Зарины Ходиевой (Рондо для тубы и фортепиано). Художественные достоинства послужили тому, что несколько пьес композитора вошли в число обязательных для конкурса юных исполнителей «Санъат гунчалари». Помимо тубы, созданы произведения для брасс-квинтета, трубы соло и двух труб, валторны и фортепиано, а также и для деревянных духовых инструментов: для флейты, гобоя, кларнета, и даже саксофона (в них достигается синтез джазовых интонаций и национальных черт).
Необыкновенная, дружеская и творческая атмосфера молодого и талантливого коллектива Лицея способствует развитию композиторского творчества Зарины Ходиевой.
Пьеса «TrAmboNGO» стала «гвоздем программы» - в названии данного опуса игра букв, где можно прочитать слово «танго», а по звучанию напоминает английское «trombone go» – «вперед, тромбон». И действительно ритмы танго нашли свое отражение в стремительной и мужественной по характеру музыке. Стилистику этой пьесы Зарина Ходиева сама определила как «синематика». Действительно, рельефный и словно зримо ощущаемый характер её напоминал страницы киномузыки, словно это – саунд-трек к воображаемому, ещё не снятому фильму.
Солирующую партию тромбона в концертной программе исполнил лауреат международных конкурсов Тимур Гайсин. Он – участник многих конкурсов и фестивалей, как республиканских, так и международных, работал с различными творческими коллективами, под управлением таких дирижеров, как В. Гергиев в Санкт-Петербурге, Г. Рождественский в Москве, В. Воронин, И. Сметанин, Л. Егоров. Также ему довелось сотрудничать с дирижерами Йоханом Кацем (Великобритания), Йорном Фоссхеймом (Норвегия).
Богатый опыт и творческие возможности Т. Гайсина по-новому раскрылись в произведениях Зарины Ходиевой. Говоря о всех произведениях в целом невозможно не отметить особую элегичность и лиричность трактовки инструмента. Тромбон предстал в них именно носителем мелодического начала. Своеобразный глубокий и проникновенный тембр тромбона словно завораживал слушателей.
Особую ценность придало концерту то, что партия фортепиано была исполнена самой Зариной Ходиевой. В ней она продемонстрировала не только блестящее владение фортепианной фактурой, но и незаурядную техническую свободу и виртуозность, выразительность голосоведения и ансамблевое чутьё.
Присутствовавший на концерте педагог Зарины по композиции, проф. Ф. М. Янов-Яновский отметил как её творческий рост, так и важность и художественную значимость прозвучавших произведений, ценность работы по созданию современного репертуара для духовых инструментов.
Слушатели долго аплодировали исполнителям. Теплую атмосферу концерта невозможно забыть, она создала некое состояние креативного напряжения, вдохновляющего на дальнейшие поиски и достижения. Мы будем с нетерпением ждать новых программ многообещающего представителя композиторской школы нашей страны. И они не за горами. В планах – подобные программы музыки для флейты, других инструментов.
Успехов, достижений, роста известности и признания вам, Зарина!
Антонина Бударина, музыковед
Государственная консерватория Узбекистана.