Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
21.04.2017 / 19:16:16
Ольга Савельева. Премьера рубрики "КУЛЬТУРА БИЗНЕСА"Вспомните, как возвращаясь из зарубежной поездки или командировки ваши друзья, или вы сами рассказывали не только о поразивших вас достопримечательностях той, или иной страны, но и об отношении к вам продавцов-консультантов при выборе самых разных товаров. «За мной продавец следовал буквально по пятам, предлагал то одно, то другое, чтобы только я приобрел(а) вещь, и ушел(а) довольный (ая)». Все! Вот в этой фразе «уйти из бутика довольным» и заключается самая главная истина ведения правильного бизнеса. Многие из бутиков и магазинов, принадлежащих к крупным фирменным торговым сетям — «долгожители», и имеют нередко славную историю своего создания, развития и опыта. Многие не раз переживали кризисные времена, но удержались, и именно потому, что научились торговать, владея инструментами продаж и психологией привлечения клиентов. Конечно, в понятие «культура бизнеса» входит немало других понятий и факторов, но на первое место думающие владельцы фирменных сетей выдвигают именно общение и обхождение с потенциальными покупателями, что и помогает им развиваться дальше. Помню, как будучи на крупнейшей международной выставке Vicenzaoro в Италии, познакомилась с некоторыми производителями-владельцами ювелирных компаний. И помню, как меня поразило их отношение к посетителям, даже к случайно зашедшим к ним в павильоны. И все потому, что в каждом из них производители, в какой бы сфере экономики они ни работали, видят потенциального клиента, которого можно сделать своим. Я как-то тоже забрела случайно в уютный павильон сеньора Франческо, переходя на выставке Vicenzaoro от одной экспозиции к другой. Двое мужчин, один из них и оказался ювелиром по имени Франческо, неспешно переговаривались, но, увидев меня, оба встали, и предложили посмотреть продукцию. После переливов драгоценных колец, бриллиантовых диадем, жемчужных ожерелий и браслетов, глаза просто отдыхали на ручных изделиях, излучающих золотисто-солнечное ласковое тепло. Не прошло и минуты, как передо мной на огромном столе владельцы разложили янтарные, бирюзовые, серебряные изделия. Очень подвижный сеньор Франческо взмахнул рукой в их сторону, тем самым, предлагая выбрать мне все, что понравится. А кольца, серьги, браслеты, подвески и многое другое, мягко поблескивали золотисто-нежным светом на бархатных подушечках: так и казалось, что еще миг, — и это ласково-матовое мерцание вспыхнет ослепительными солнечными бликами. Наверное, обозревала я всю эту красоту долго, потому что стала свидетелем, как ювелиры провели пару деловых встреч, подписали контракты, и в завершении дружески хлопали друг друга по плечу. «Церемониал» в ходе сделки был не столь уж долгим, но деловым и максимально дружелюбным. И, конечно, неизменные чашечки кофе, сухое печенье в изящных вазочках, улыбки, приятность манер. Вообще, очень интересно было наблюдать их во время переговоров: экспрессивно указывая то на одну, то на другую ювелирную вещь, владелец с потенциальным партнером уходили вглубь стенда, где за ярко освещенной витриной находилась отдельная комната. В ней с представителем фирмы шли переговоры о специальных или индивидуальных заказах, здесь осуществлялась сделка, и приобреталось понравившееся изделие, если речь шла о не очень крупных суммах за изделие. Сильно жестикулируя и порой громко разговаривая, тем не менее, деловые партнеры старались максимально понять друг друга, и избегали неприятных моментов переговоров, если они и были. Спустя некоторое время партнеры выходили, похлопав друг друга по плечу, они расставались, чтобы, наверняка, встретится снова, и завершить переговоры. Но и я, хоть и случайный клиент, не была обделена вниманием: мне предлагали разные изделия, надевали симпатичные и оригинальные браслеты, кольца, ожерелья, пристегивали всякие броши… Это было нечто! Я не имела сил противиться такому вниманию, и чем больше времени уходило на примерки, тем сильнее росло мое недоумение: я ничего не выбирала, а внимание ко мне не ослабевало. Напротив, владелец и его помощники приносили и предлагали все новые изделия, поили кофе и угощали печеньем и шоколадными конфетами. А я ведь только заскочила на пару минут посмотреть витрину этого частного владельца ювелирной компании, и во что это все превратилось! Мне было уже почти стыдно ничего не выбирать, и я, наконец, остановилась на двух симпатичных кольцах. Они до сих пор мне напоминают о знакомстве с подвижным сеньором Франческо, который единственный из своего огромного семейства стал ювелиром, нарушив таком образом семейную династию врачей. Упаковывая кольца, сеньор Франческо что-то напевал, радостное и счастливое. Вручая мне симпатичный пакетик, он погладил меня по руке, и сказал «когда итальянец создает свои уникальные произведения ювелирии, им движет любовь к женщине. Поэтому наши кольца и ожерелья, словно живые, в них песня слышится нашей Италии. Носите их с радостью, моя дорогая сеньоритта из Ташкента…». Мы прощались так, словно были знакомы тысячу лет, и в тот момент не было роднее нас. Вот это и удивительно — встречать, обслуживать, предлагать, помогать с выбором и провожать покупателя так, словно он тебе самый родной и самый главный человек в эти минуты! Внимание, отражение на лице менеджера улыбки, малейшего недовольства или заинтересованности посетителя. «Отражать все эмоции, которые появляются на лице клиента, и тогда можно понять, чего он хочет», — объясняла Фульвия, менеджер другой итальянской ювелирной компании, отвечая на мой вопрос об опыте работы с клиентами. И готовность работать с ним столько, сколько он будет находиться в салоне бутика — хоть весь день! Вот, пожалуй, один из секретов успешности продвижения товаров. Наблюдала я и за такой сценкой: супружеская чета стояла у экспозиции одной израильской ювелирной компании. Женщина заинтересовалась кольцом с алмазом. Алмаз действительно был прекрасен — нежный, лучистый. Я наблюдала, как женщина примеряла его, отстраняла руку, чтобы лучше рассмотреть его, и демонстрируя спутнику. Затем она стала примерять одно колечко за другим, потом перешла к примерке ожерелья. Девушка-помощница владельца фирмы в некоторой растерянности стала подбирать другие изделия для нее, и наконец, подала великолепнейший бриллиантовый гарнитур — колье, кольца, серьги. Необычные по форме, красивой огранки камни, как они переливались! В общем, за километр было понятно, что этот набор из очень дорогих. После переговоров с менеджером, супруги ушли. Девушка-менеджер устало опустилась на стул, и ослепительная улыбка стала постепенно сходить с ее лица. Нечаянно заметив мой взгляд, она тут же вновь просияла, поднялась и стремительно шагнула мне на встречу. Я невольно про себя восхитилась таким истинно западным менеджмент-подходом и нацеленностью на клиента. И оценила по десятибалльной шкале тактическую линию поведения девушки, поистине она — самая что ни на есть находка для руководителей этой компании. На мой вопрос, можно ли приобрести здесь изделия их компании, Элиса, а так звали девушку-менеджера, охотно ответила: «Мы эти вещи не продаем, но у нас вы можете их примерить, выбрать, сделать заказ на любое изделие, и вам его доставят практически в любую точку мира, где находятся наши дилеры». Я отметила готовность к приему клиентов, выдержке и умению работать с ними практически у всех менеджеров компаний, и выдерживать все капризы клиентов, порой даже эти самые капризы оборачивая на пользу компании. «Да, что тут скажешь… Нам действительно приходится работать с разными клиентами. Но понимаете, вежливое обхождение с ними дает нам наш хлеб. Но нужно полюбить каждого клиента, я люблю всех своих партнеров и клиентов, и они мне отвечают добром и тем, что покупают у меня ювелирные изделия для подарков», —сказал мне сеньор Франческо, когда я в свой следующий приход высказала удивление его терпению с клиентами. К слову, в мой второй приход он встретил меня как родную… У разных компаний я видела одно и тоже отношение владельцев и менеджеров к клиентам, одну и ту же тактику поведения. Это при том, что около 98% компаний Италии имеют в своем штате не более 10-20 человек, в среднем это 4-5 сотрудников. И ни одного из сотрудников особо не обучают мастерству обхождения, новенькие просто присматриваются к манере общения владельца и старшего менеджера, перенимая у них практические навыки. У клиента должны остаться только положительные эмоции от общения с сотрудниками компании, и в этом заключается стратегия и главная задача маркетинга отношений в схеме «компания-клиент». Но эта стратегия совсем не легкий труд в привлечении клиентов. Но она срабатывает. Конечно, много можно прослушать лекций на эту тему, но, если продавец-консультант не будет заряжен доброжелательностью к своим посетителям, готовностью помочь, и более того — уметь посоветовать в приобретении товара, вряд ли будет налажен контакт. И вряд ли покупатель захочет вернуться даже в красиво оформленный бутик, где кроме высокомерных лиц продавцов, глядящих мимо него, он ничего не встретит и не приобретет. Но поверьте, как приятно быть центром внимания и сознавать, что ты — самый главный в эту минуту человек для всех суетящихся вокруг тебя людей, знающих толк и в психологии покупателей, и готовых служить тебе 24 часа в сутки. Пока ты не сделаешь свой выбор. И в данном случае, это уже не просто культура ведения бизнеса, а что-то еще должно исходить из сердца. Может быть, нужно просто любить своих клиентов, даже случайно забредших в салон вашей компании, и быть доброжелательным по отношению к ним?
|
|