Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
27.04.2017 / 14:53:39
МИХАЛ ВРОБЛЕВСКИ, чешский саксофонист: Джаз из сердца Европы и АзииС 30 марта по 30 апреля 2017 года в Узбекистане проходит Третий Международный джазовый фестиваль в связи с празднованием Международного дня джаза. Его организаторы: Государственная Консерватория Узбекистана, Эстрадно-симфонический оркестр Узбекистана им. Батыра Закирова и Театр «Ильхом» (проект «Ильхом Джаз Клуб»), при поддержке посольств Германии, Индии, Индонезии, Латвии, Турции, Швейцарии и Чехии в Узбекистане, с участием исполнителей из Эстонии, а также при поддержке Министерства культуры Республики Узбекистан и под эгидой Представительства ЮНЕСКО в Узбекистане. Чешскую Республику и в этом году с успехом представил саксофонист и композитор Михал ВРОБЛЕВСКИ, который выступил 22 апреля 2017 года в большом зале Государственной Консерватории Узбекистана вместе с узбекской группой Jazzirama.
Джаз, соединивший в своих истоках африканские и европейские мелодии и культуру, а позднее включивший латино-американские, индийские, восточные, японские и арабские мелодии, продолжает развиваться, расширяя границы своей географии и музыкальных форм. В том числе в Узбекистане. И вот, 22 апреля прозвучал джаз из сердца Европы и Азии. Почему из сердца? А потому что его главный исполнитель из Чехии, расположенной в самом центре, то есть в сердце Европы, а его партнёр - джазовый ансамбль «Jazzirama» из Узбекистана, тоже находящегося в центре, в сердце Центральной Азии. А ещё потому из сердца, что джаз, концептуально объединивший нью-йоркский авангард, европейскую камерность, классику, фольклор и рок, со скользящими нотами чешской мелодики и юмора и неповторимого узбекского фольклора, невозможно создавать иначе, как не из самого сердца его участников: Михала Вроблевского (альт-саксофон), Санжара Нафикова (фортепиано), Музаффара Расулходжаева (контрабас), Станислава Торопчина (ударные) и Саидмурата Муратова (саксофон).
А после концерта я взяла у Михала Вроблевского интервью, специально для читателей сайта «Культура Узбекистана», который освещает культурную жизнь нашей Республики в её многонациональном разнообразии, а также зарубежную культуру, уделяя немало внимания чешскому искусству. -Пан Михал, где началась и какова была Ваша дорога в джаз? - Родился я в городе Кладно в 1988 году и с раннего детства начал играть на деревянных духовых инструментах. Потом закончил консерваторию им. Ярослава Ежека, продолжил образование в Высшей специализированной школе по классу саксофона, окончил Академию музыки и исполнительского искусства в Брно. В настоящее время учусь в магистратуре в Норвежской академии музыки в Осло. – В качестве лидера, композитора и альт-саксофониста Вы создали несколько музыкальных групп. Можете их назвать?
– Квинтет «Mocco Malacco»(2008 ), квинтет «SWOMP», трио «KIAP» и «E Converso» (2011). Кроме того, в 2014 г. в Осло я участвовал в создании уникального международного октета из молодых музыкантов разных стран, объединяющих в единую музыку, творимую в реальном времени, джаз-авангард, современную классику и фольклор. (Michal Wróblewski –саксофон, Magnus Grimnes –гитара, Magnus Eide –ударные, Jakop Janssønn – ударные, Martin Morland –контрабас, японка Seshen –вокал, Hakon Aase –скрипка, Henrik Munkeby Nørste–тромбон) - Вас называют «концептуалистом», создающим особую гармонию нью-йоркского авангарда, европейской камерности, классической музыки, фольклора и рока. А в качестве связующих нитей Вы часто используете чешскую мелодику и юмор. Как Вам это удаётся? - Я с самого детства слушал не только джаз, но все музыкальные жанры: европейскую классику, фольклор из разных уголков света, рок и популярную музыку, а потом всё это сложилось в гармонию на уровне подсознания… - В течение более чем 100 лет джаз прошёл многими метаморфозами, вдохновляя и вдохновляясь взаимодействием разных этнических культур и не теряя притом своего характера, специфики. Ваши джазовые композиции – органическая составная этого процесса. Какое место в этом процессе Вы отводите узбекскому джазу? - Я впервые познакомился с узбекским джазом в прошлом году на Международном фестивале. Я в восторге от узбекской джазовой этники и от её аранжировки ансамблем Jazzirama. В нынешнем концерте кроме моих 6 композиций прозвучали 2 узбекские в аранжировке этого ансамбля. - В каком соотношении Вы в совместных концертах компонируете в реальном времени и исходите из записанных мотивов? - Это всегда зависит от импровизационных способностей и сыгранности партнёров. Мы с узбекским ансамблем имели возможность провести только 2 совместные репетиции, и тем не менее я доверил каждому из них импровизировать в реальном времени. Импровизационная часть нашего концерта составила 80 % . - О! А как Вы комбинируете композиционный и импровизированный материал в процессе выступления? Существует предварительный материал в нотах? - Да. - Джаз в Чехии 70 – 80 лет был важным средством для выражения духа революционного бунта против «политики нормализации». Что Вы можете сказать о чешской джазовой сцене, репертуаре сегодняшних дней? - Сегодняшний джаз в Чехии более открытый и оригинальный. Если до 2000 года внимание было обращено к копированию американского джаза, сегодня возникают оригинальные проекты и оркестры. Чешский джаз приобрёл более европейский, камерный и творческий характер. Наряду с известными мастерами джаза появляется много новых, молодых звёзд. - Источники Вашего творческого вдохновения? - Современная американская музыка, важная классическая музыка, фольклор и этнос разных народов мира. А также юмор как авторский способ самовыражения. - Вы привели в Ташкенте несколько мастер-классов с учащимися и студентами музыкальных школ. Что вы можете об этом сказать? - Я люблю эту форму общения с молодёжью, это хороший источник инспирации, и меня удивило, насколько высоки уровень и способность работать с любым музыкальным материалом у молодёжи Узбекистана. - В начале марта Вы приняли участие в 16 фестивале ДЖАЗФЕСТБРНО - Это один из лучших чешских фестивалей, и для меня было честью выступить на нём вместе с норвежским октетом. - Что Вы можете сказать о своём магистр-проекте? - Он посвящён взаимоотношению музыкального процесса и его восприятия слушателем. Но, по-моему, у меня это лучше получается на практике, чем на словах… - Здорово получается! Вы разговариваете с залом: я слышала, как Ваш саксофон задавал вопросы, настойчиво их повторял и, не находя ответа, возмущался, порой визжал и немножко ругался (Михал смеётся). А потом успокаивался, нежно гладил нотами, то звонкими, то мягкими, по-детски восторгался и смеялся колокольчиком… А потом вступал контрабас, вознося первую жалобу, её подхватывал рояль мелодиями и звуками знойной пустыни, которые сменялись журчанием воды и ритмическим восточным танцем ударных… Каковы Ваши дальнейшие планы? - Я долго жил, работал и учился за границей. Хочу в Чехии сделать премьеру своего проекта, ездить по Республике, способствовать преодолению консерватизма и создавать джазовую музыку понятную не только академическому миру, но и слушателю, который впервые пришёл на джазовый концерт. - Спасибо за интересную беседу и прекрасный концерт. Адель Чилякова, искусствовед и доктор философии
|
|