Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
06.05.2017 / 09:42:29

В Еврейском общинном центре состоялся музыкально-поэтический вечер, посвящённый Дню памяти и почестей


Программа была основана на поэзии Народного поэта Узбекистана Александра Файнберга (1939-2009). XXI век, по точному наблюдению доктора филологических наук  А.Н. Давшан, открывает неизвестные факты, знакомит с новыми публикациями, которые позволяют увидеть в прошлом незамеченное ранее и необходимое нам сегодня. Сегодня мы заново открываем для себя страницы А. Файнберга о войне и мире: этому способствуют не только издание посмертного двухтомника его избранных стихов (Т., 2009), выход в свет книги воспоминаний  современников о поэте «Лист с неровными краями, сохрани мои стихи…» (Т., 2016), но  такие творческие вечера в  тесном кругу друзей – поклонников его многогранного таланта.

Вечер открыла знаток жизни и творчества выдающегося  поэта - Майя Яковлевна  Шумская. И вот, что , в частности, она сказала:

- Дорогие друзья! Сегодня в преддверии  праздника Победы в Великой Отечественной войне мы с вами  вновь встречаемся с  творческими страницами замечательного, талантливого поэта и кинематографиста  советской эпохи и начала XXI века Александра Файнберга.

Автор 15 поэтических сборников написал сценарии ко многим документальным, восьми художественным и более 30 мультипликационным фильмам. В 2008 г. он был награждён Президентом РФ  Пушкинской медалью за развитие культурных связей между Россией и Узбекистаном. Он не воевал, но война коснулась его не только как гражданина, но как поэта, о которой он не мог молчать.

В этом году мы отмечаем 72-ую  годовщину Победы над фашизмом. Всё меньше живых участников и очевидцев событий тех грозных дней и героических лет. Нашим современникам, особенно молодёжи, очень важна достоверность повествования о той  страшной войне. Мы хотим знать, что пришлось пережить нашим отцам и  дедам и о том, как в наш город Ташкент прибывали эшелоны с тысячами эвакуированных взрослых и детей из временно  захваченных фашистами сёл и городов, и всем этим беженцам в Узбекистане нашлись достойный кров и пища.

 

Поэзия периода далекой военной поры  доносит до нас могучую и гневную симфонию чувств, охвативших советских людей после вероломного нападения гитлеровской Германии. В дни великого взлёта патриотизма всего народа, в дни его сплочения перед лицом смертельной опасности и лишений поэзия была агитатором и трибуном, сердечным собеседником и близким другом.

Поэзия послевоенных лет возвращалась к недавно минувшим дням потерь и славы, как всегда, чутко реагировала на изменения в общественной жизни, отражала радость возвращения народа к мирной жизни, выступала борцом за мир.

Главная особенность поэзии 60-х-70-годов прошлого века заключается во все более многообразных и углублённых связях с окружающей действительностью. Она позволяет шире ощутить полноту жизни, радость преодолений и побед, горечь утрат и поражений, воспитывает в человеке чувство сопричастности времени, формирует активную жизненную позицию.

Тему войны Александр Аркадьевич считал для себя сакральной, т.е. священной, и  освещал её в поэзии и кинематографе по-своему возвышенно и правдиво,  иногда  по-детски  непосредственно («1943») или философски обобщенно, широкими мазками, как в стихотворении «1941»:

 

Поёт войну седая медь.

Подковы лупят в мостовую.

Сомкнуло время жизнь и смерть

В нерасторжимом поцелуе. -

 

или в вольном сонете «Ташкент 1943», который заканчивается таким терцетом (трёхстишием):

 

Дом в зелени. Приют любви и вере.

Раневскою добытый керосин.

Ахматовой распахнутые двери.

 

Эти лаконичные строки о  Ташкенте военных лет возвращают нас сегодня к суровым годам эвакуации беженцев – наряду с простыми людьми, -цвета российской интеллигенции, нашедших приют в глубоком южном тылу. Распахнутые двери Ахматовой в мировую культуру позволяют нам  сделать очередной шаг в сокровищницу вечных человеческих ценностей.

Стиль лирического повествования А. Файнберга, - утверждает литературный критик Николай Ильин, - легко узнаваем. Он основан на разговорном характере текста и доминировании в нём разговорной лексики с риторическими вопросами и обращениями. Его стихи носят характер беседы и, как правило, обращены не к массовой аудитории, а непосредственно к читателю или к самому себе. В этом разгадка их актуальности  в наши дни, как  в миг их рождения. Автор своей искренностью и доверительностью интонации так цепляет нас за живое, что мы становимся невольными соучастниками той или иной описываемой жизненной ситуации в его поэзии или  кинематографе и готовы подписаться под  исповедью поэта-гражданина:

 

В какие бы мы гении ни вышли,

Мы всё-таки не видели войны. 

Ровесники, ну, кто из нас напишет:

«Я знаю, никакой моей вины...?»

Не потому ль срывается дыханье,

Когда отбросив новенький журнал,

Мы плачем над военными стихами

Поэтов тех, кто вправду воевал?

Там жизнь и смерть,

там перед правдой голой

Все образы, все ритмы не в цене.

И потому грешить мне чем угодно,

Но только не стихами о войне.

 

Война коснулась каждого из нас. Об этом  мы читаем в его стихотворениях: «1942» про жмых на завтрак и на ужин свёклу; «1943» -  про Новый год в  тыловом Ташкенте, переданный через наивное восприятие  ребёнка: «Устами  младенца глаголит истина». Ничего подобного в мировой литературе мы не прочтём – война глазами четырёхлетнего мальчишки:

 

Тыла снежная погода.

Дворик детства и судьбы.

Вкруг трубы водопровода

Изо льда бараньи лбы.

 

В шлеме лётчика мальчишка.

А мальчишка этот – я.

Перешитое пальтишко

Треплет стужа января.

 

Ветер гнёт заборов доски.

Мчит позёмку новый год

По булыжникам Жуковской,

Где отцовский винзавод.

 

Там туман по-над Саларом,

Подворотен сквозняки.

Долетают от вокзала

паровозные гудки.

 

И маячут по проулкам

Огоньками папирос

В телогреечке Снегурка

И с винтовкой Дед Мороз.

 

В другом стихотворении «Война»  зрелый автор  даёт жёсткий ракурс безысходной трагической затянувшейся ситуации последней трети прошлого века, когда не утихают гражданские войны в Чечне на Кавказе, когда бесславно гибнет в чужой стране Афганистане ограниченный контингент советских интернациональных войск. Эта исповедь гражданина, у которого болит сердце за всех: «хорошей войны не бывает». Стихотворение заканчивается сдержанным болящим криком:

 

На землях этой сдвинутой страны

лишь тени от Любви, Надежды, Веры.

По ним, рыча, несутся Бэтээры,

как дикие и злые кабаны.

 

А в воздухе дыхании е весны.

Но не дожить до лета офицерам.

Что ж, генерал, ты делаешь карьеру

на мальчиках, виновных без вины?

 

Горят штабов гнилые шапито.

За что война – не ведает никто

ни на Кавказе, ни в кремлёвской башне.

 

Гнетёт бесчестье. Тошно от стыда.

Товарищи, мне в вашем доме страшно.

Мне страшно в вашем доме, господа.

 

Сегодня подобные настроения возникают в разных горячих точках планеты: на Донбассе, в Одессе, Париже, Лондоне, Москве, –  но только Поэт мог их озвучить в нужных словах и как великий художник-летописец – в лаконичных  суровых красках дать объективную картину разрушения, гибели человека в бессмысленной войне.

Александр Файнберг по натуре  всегда был оптимистом и до конца своих дней сохранил веру в победу несокрушимого триединства Надежды, Веры, Любви. Об этом его зрелые жизнеутверждающие стихи:

 

Обо мне никогда не печалься.

Я живу, никого не кляня.

Тихо Вера стоит за плечами

в ожидании лучшего дня.

 

В этих далях то дождик, то ветры

да тоска сиротливых полей.

Только в сердце сквозь голые ветки

смотрят очи Надежды моей.

 

Вот и верю я. Вот и надеюсь.

И, вступая под кровли мои,

вновь со мною судьбу мою делит

ангел долгой и горькой Любви.

 

Не вражда, что от века слепая,

не обида в душе у меня,

а всё та же звезда голубая

Над дорогой до лучшего дня.

 

Участники литературной части программы Артур Гостев, Александр Курышев, Владимир Кудрявцев, автор этих строк продемонстрировали стилистически чрезвычайно разнообразные стихи Александра Файнберга о войне и дополнили их собственными сочинениями, среди которых были посвящения любимому поэту. Полное драматизма стихотворение «Изабелла» прозвучало как реквием, посвящённый узникам  фашистских концлагерей, в талантливом исполнении актрисы Государственного театра музыкальной комедии (оперетты)  Узбекистана Натальи Комарь.

В музыкальной части программы принял участие лауреат Грушинского фестиваля  авторской песни Юрий Алеников. Он исполнил свои песни на стихи А. Файнберга о войне, о мире, о друзьях, о любви и подарил руководству ЕОЦ раритетные кассеты с видеозаписями своих совместных концертов с Александром Файнбергом. Бард, лауреат международных фестивалей авторской песни «Чимганское эхо» и «Осенний аккорд» Елена  Новокрещенова под гитару исполнила несколько своих песен на лирические стихи А. Файнберга. Композитор, лауреат международного  конкурса пианистов Салих Абдусалямов представил на суд зрителей две песни «Победа» (стихи и музыка С. Абдусалямова) и песню на стихи А. Файнберга и музыку  Агапкина «Прощание славянки». Текст этой песни был опубликован в «Книжном обозрении» в 1995 году, а песня получила положительный отклик у Народного артиста СССР Иосифа Кобзона. Программу обогатило выступление лауреата международных конкурсов Аскара Бигашева, сыгравшего пьесу для виолончели И.С.Баха. Он рассказал не только о знакомстве с Александром Файнбергом, но и о своей совместной работе с выдающимся музыкантом Мстиславом Растроповичем.

Программу обогатил показ документального фильма «Город спасения»  (реж. Алиаскар Фатхуллин) при участии талантливого поэта и драматурга А. Файнберга из сокровищницы узбекского кинематографа. Фильм правдиво воссоздал атмосферу  Ташкента военных лет, принявшего   полтора миллиона эвакуированных граждан из оккупированных фашистами территорий  России, Белоруссии, Украины, включая более двух  тысяч детей-сирот.  В фильме А. Файнберг читает стихи и размышляет об уникальной  атмосфере обустроенных послевоенных ташкентских улиц и дворов, генетически в потомках сохранивших следы и голоса деятелей русской культуры, нашедших здесь своё спасение: «Нам родина пристанище дала» (А. Ахматова). В Ташкенте во  время второй мировой войны проживали А.А.  Ахматова,  И. Уткин, Н.Я. Мандельштам, К.И. Чуковский, А.Н. Толстой, Вл. Луговской, К.С. Симонов, Ф. Раневская  и многие другие литераторы, артисты, кинематографисты, музыканты, композиторы.

В фильме Иосиф Кобзон, эвакуированный вместе с родными в Янгиюль,  Георгий Юматов с благодарностью вспоминают гостеприимство братского узбекского народа, делившего во время военного лихолетья последнюю лепёшку пополам между родными и приёмными детьми. Невиданный подъём национальной культуры и духовный рост людей, обогащённых влиянием русской литературы, музыки, театра,  кинематографа отмечают  в фильме  Малик Каюмов,  Феруз Ашрафи, Николай Сличенко, Владимир Шапиро, Марк Вайль, Равшан Юнусов и другие деятели культуры. В целом, фильм «Город спасения», прославляющий главное богатство всех времён  – Человека, -  вызвал живые отклики у публики и свои личные воспоминания из рассказов родителей о тех незабываемых  годах.

Журналист и вдова поэта Александра Файнберга Инна Глебовна Коваль рассказала о военных журналистах  газеты «Правда Востока», в апреле этого года отметившей славный столетний юбилей. Многие из военкоров погибли совсем молодыми. Среди них наши земляки: Константин Седов, Юрий Бекаревич, Борис Бухвалов, Михаил Сувинский, Александр Пинт, Николай Звездин, Леонид Берман, Абдулла Шарафутдинов.

 Она также рассказала о своём дяде Юрии Мелкомини:

- Мой дядя Юрий Мелкомини работал в  русском драматическом театре имени А.М. Горького и в ТЮЗе.  Он окончил театральное училище во время войны. Все актеры театра получали бронь. Юра  от брони отказался и пошел на фронт.   Он погиб в Курско–Орловской битве,  всего лишь  месяц не дожив  до своих  20 лет. Похоронен мой дядя  на Востриковском кладбище в Москве, где нашли вечный приют много наших земляков, погибших на войне.  В фильме «Город спасения» показана стела с именами погибших, среди которых много узбекских фамилий. Мой дядя был очень талантливый актер, он играл Серано де Бержерака. Были афиши в ташкентской  64-ой школе, где он учился. Там есть и стела с его фамилией.

 

А. Фатхуллин рассказал, что эту картину он готовил к 60-летию Победы, но до сих пор она не утратила своей актуальности, потому что война никогда не будет для нас прошедшей забытой историей. Фильм предназначен для наших потомков, чтобы помнили…

А. Фатхуллин напомнил, что затронутая в фильме история семьи Шомахмудовых легла в основу романа «Его величество Человек» Рахмата Файзи и знаменитого фильма «Ты не сирота» режиссера Шухрата Аббасова. Среди усыновленных детей были русские, белорус, молдаванин, еврейка, латыш, казах, немка и татарин. Монумент Дружбы народов был установлен в Ташкенте в 1982 году. Его авторы - скульптор Д. Б. Рябичев, архитекторы Л. Т. Адамов, С. Р. Адылов. Монумент Дружбы народов, ранее располагавшийся на одноимённой площади, был перенесён на окраину Ташкента в 2008 году. В Канун всенародного праздника Победы, памяти и почестей пришла радостная весть: памятник семье Шоахмеда и Бахри Шомахмудовых, которые в годы Второй мировой войны приняли под свой кров пятнадцать детей-сирот разных национальностей, возвращён с окраины города в центр столицы и  планируется установить в парке Бабура, ныне называемом Садом дружбы: можно сказать,  справедливость восстановлена.

И.Г. Коваль объявила собравшимся о предстоящей демонстрации на Национальном телевидении Узбекистана фильмов  «Большое сердце Ташкента»  документалиста Бориса Бабаева и «Дети войны» Джасура  и Сардора Исхаковых. Фильмы продолжают и развивают тему войны и мира: как она осмысливается нашими современниками и какие уроки человеческой стойкости, дружбы и самопожертвования – основы консолидации общества - мы извлекаем из исторического прошлого.

По окончании вечера зрители, представители разных национальных культурных центров и творческих коллективов, поблагодарили организатора проекта – М.Я. Шумскую, всех участников музыкально-поэтической программы и гостей, поддержавших инициативу проведения музыкально-поэтического вечера, открывшего празднование в узбекской столице 72-ой годовщины великой Победы над фашизмом.

 

 

Гуарик Багдасарова






Другие материалы рубрики

05.05.2017 / 15:43:53

График работы офисов Beeline в праздничные дни

Beeline поздравляет жителей Узбекистана с наступающим Днем памяти и почестей, и сообщает о графике работы офисов продаж и обслуживания в праздничные дни. Далее...

05.05.2017 / 13:20:42

IV Международный фестиваль ("Тошкент бахори 2017") завершается сегодня балетом "Лебединое озеро" с участием ведущих солистов Пермского театра оперы и балета

Почти неделю на сцене Большого театра Узбекистана им.А.Навои блистали своим мастерством ведущие дирижеры и солисты нашего театра Дильбар Абдурахманова, Анвар Эргашев, Бобомурод Худайкулов, Рамиз Усманов, Нормумин Султанов, Ольга Александрова, Кирилл Борчанинов; лауреаты и дипломанты международных и республиканских конкурсов Лятифе Абиева, Рахим Мирзакамалов, Малика Норматова, Джабраил Идрисов и другие. Далее...

05.05.2017 / 10:56:19

Обновленный "Unlim" от Beeline: до 3 раз больше интернета за те же деньги

Beeline улучшил серию тарифных планов "Unlim" с увеличением скорости и трафика без роста абонентской платы. Далее...

05.05.2017 / 10:31:56

#ВечнаяПамять: поздравление ветеранам от известного кинорежиссера Зульфикара Мусакова

Сегодня в Узбекистане осталось всего несколько тысяч ветеранов Великой отечественной войны. Поэтому благодарность потомков должна носить не общий, а персонифицированный характер. Мы хотим сказать спасибо каждому из них, хотим напомнить, что эти люди, возможно, нуждаются в нашей помощи и в том, чтобы мы их услышали. Далее...

05.05.2017 / 09:59:24

На втором заседании Международного пресс-клуба очень серьезно и основательно говорили о реформах в системе внутренних дел Узбекистана

Этому способствовал формат открытого диалога. И что особенно примечательно - на встречу с большой прессой пришла группа руководителей республиканского МВД во главе с министром, генерал-майором Абдусаломом Азизовым. Далее...





28.03.2024 / 16:52:52
В Международном караван-сарае культуры Икуо Хирояма завершилась фотовыставка "Шелковый путь , заполненный светом"
 
27.03.2024 / 12:32:55
Фонд развития культуры и искусства Узбекистана сообщает о создании Национального павильона Узбекистана во Всемирной выставке Expo Osaka 2025
 


21.03.2024 / 15:41:53
В Русском доме в Ташкенте состоялась премьера документального фильма "Мост"
 
14.03.2024 / 09:59:58
А Скорсезе забыли… "Оскар"-2024: новые правила, скандалы и один из самых сильных списков претендентов в истории главной кинопремии
 


28.03.2024 / 14:34:38
Большой успех учеников республиканской музыкальной школы им. Успенского на Международном конкурсе юных исполнителей в Бишкеке
 
28.03.2024 / 09:56:10
Профессор Виталий Львович Мелкомини. Рыцарь служения музе искусств
 


17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 
22.01.2024 / 10:44:10
"И это все о нем." Борис Бабаев
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте