Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
12.05.2017 / 09:19:34

Пермский балетный дуэт в спектакле "Лебединое озеро" покорил ташкентских зрителей своей новизной


В день закрытия  IV Международного фестиваля  оперного и балетного искусства «Ташкентская весна» («Тошкент Бахори»)       пятого мая 2017 года спектакль «Лебединое озеро» на сцене ГАБТ с участием пермского балетного дуэта Инны Билаш и Никиты Четверикова покорил ташкентских зрителей высоким профессионализмом и новизной.

Наше детство, юность, отрочество связаны с яркими эстетическими впечатлениями от  балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро». На сцене ГАБТ имени А.Навои он идёт с незначительными перерывами  около 70 лет. Этот балет наряду с другими произведениями  - сонатами Бетховена, фугами  Баха, симфониями Чайковского и Брамса, оперой Римского-Корсакова, симфоническими танцами Рахманинова, вальсом Прокофьева – принадлежат к классической музыке, то есть лучшим образцам мировой музыкальной культуры. Эти произведения прошли самый строгий экзамен – времени и продолжают  дарить нам счастливые мгновения наслаждения музыкой, без которой, нам иногда кажется, остановилась бы жизнь на земле.

Музыка сопровождает нас во всей нашей жизни. Ведь музыка не только выражает все чувства человека: радость, грусть, надежды, но и воспитывает в нас чувство патриотизма – любви к родине, может вдохновлять на великие подвиги и большие добрые дела. Счастлив тот человек, который её понимает и чувствует. Вдвойне счастливы композиторы и  артисты, которые обогащают наш духовный мир новыми образами. Приобщение к большим музыкальным полотнам как фантастический балет  «Лебединое озеро» даёт человеку огромное наслаждение, заполняет собой  неизведанные для него самого уголки души.

Фантастический балет «Лебединое озеро» был заказан  П.И. Чайковскому (1840 — 1893) весной 1875 года дирекцией Московского большого театра. Инициатива, по-видимому, принадлежала тогдашнему инспектору репертуара, а впоследствии управляющему императорскими театрами в Москве – В.П. Бегичеву, который был весьма известен в Москве как литератор, драматург и активный общественный деятель. Он же, совместно с балетным артистом В.Ф. Гельцером, явился и автором либретто «Лебединого озера».

Первым сценическим воплощением «Лебединого озера», достойным музыки Чайковского, явилась петербургская премьера балета, осуществленная в 1895 году М. Петипа и Л. Ивановым. Здесь хореография впервые открыла для себя и перевела на свой язык чудесную лирику произведения Чайковского. Постановка 1895 года послужила основой для всех последующих интерпретаций балета. Образ девушки-лебедя стал одной из классических ролей балетного репертуара, привлекательной и трудной, требующей от артиста блестящей виртуозности и тонкой лирической отзывчивости. Русская хореографическая школа выдвинула немало замечательных исполнительниц этой роли, и среди них непревзойденную по одухотворенности Галину Уланову и  неповторимую балерину Майю Плисецкую.

Постановочная группа ГАБТ имени А.Навои, сохранив  хореографию  балета М. Петипа и Л. Ивановой,  позволила себе внести изменения в  либретто В. Бегичева и В. Гельцера. По первичному замыслу авторов либретто, в финале Одетта прощается с Зигфридом; она должна умереть прежде, чем наступающее утро превратит ее снова в лебедя. Но и принц предпочитает смерть разлуке с любимой. Это повергает злого гения в страх: готовность Зигфрида пожертвовать жизнью во имя любви означает для филина неминуемую смерть. Одетта и вслед за ней Зигфрид кидаются с вершины скалы в пучину бурного озера. Злой гений падает мертвый. Апофеоз изображает светлое подводное царство. Нимфы и наяды радостно встречают Одетту и ее возлюбленного и уносят их в «храм вечного счастья».

Свободный пересмотр либретто и столь же свободная перекомпоновка партитуры с пополнением её фрагментами небалетной музыки П. И. Чайковского прочно вошли в театральный обиход. Редакторы Т. Балтачеева и Н. Балтачеева спасают полюбившихся героев от  неминуемой гибели. Не способный победить великое чувство любви, злой колдун Ротбарт пытается разлучить влюбленных яростной бурей: вихри ветра усиливаются, озеро выходит из берегов. Однако в смертельном поединке (мужской дуэт) Зигфрид побеждает  Ротбарта. Власти зла приходит конец, и лучи восходящего солнца несут  главным героям, преодолевшим все испытания судьбы, -  жизнь, любовь, счастье. Снова - на этот раз с предельной силой и патетичностью - звучит тема лебедя. В последнем эпизоде финала главная музыкальная тема балета преображается: она вырастает в светлый, торжественный гимн победившей любви.

Перед зрителями акт за актом развивается одновременно возвышенная сказочная и вполне земная драма противостояния добра и зла; противоборство свободной романтической любви принца Зигфрида (Никита Четвериков) и Одетты (Инна Билаш) властному злому волшебнику Ротбарту (Замир Фазлутов);  непримиримая схватка любви и предательства, жизни и смерти, гениально и доступно выраженных в музыке и хореографии.

Волей злого гения принцесса Одетта и ее подруги превращены в птиц. Лишь по ночам близ  развалин на берегу озера они могут принимать человеческий облик. Повелитель девушек — мрачный филин — неотступно следит за ними. Чары злого гения победит лишь тот, кто полюбит Одетту беззаветной и вечной любовью, не знающей колебаний и готовой на жертвы. Зигфрид очарован красотой и потрясён печальной судьбой Одетты.

Любовный дуэт Одетты и принца во втором действии на озере в лесной чаще - один из значительнейших номеров балета. В репризе Адажио мы вновь слышим прекрасную лирическую мелодию первой части. Но теперь сольное пение превращается в дуэт: главную тему ведет виолончель, а в высоком регистре ей вторят певучие фразы скрипки.  «Песня любви» развивается и расцветает все богаче и ярче.

Во время трёхактного спектакля контрастно менялась панорама событий  на сцене и вела к неизбежной развязке заглавной темы судьбы, которая драматично звучала на протяжении всего спектакля – от увертюры до коды. Так, во втором действии на балу  в замке принца Зигфрида в разгаре пышного весёлого праздника выбора невесты звучит небольшой оркестровый речитатив с характерным для Чайковского мотивом  рокового  «удара судьбы». И далее, на фоне тремоло струнных, остро драматично звучит тема лебедя,  выражая отчаяние обманутой Одетты, видением мелькнувшей перед взором Зигфрида.

В спектакле «Лебединое озеро» на сцене ГАБТ имени А. Навои

пермские солисты во втором и четвёртом действиях представили пример дуэта, где было полное слияние музыки, хореографии и исполнения. Музыка П.И.Чайковского, благодаря чувственному и технически безупречному исполнению российских солистов вариаций Зигфрида и королевы лебедей Одетты, в спектакле становилась зримой. Этот высочайший уровень они сохранили в сложных па-де-де и пируэтах на протяжении всего спектакля.

Во всем мире признан уникальный стиль танца Майи Плисецкой, ее гибкость, пластичность и изящное движение рук. Она создала свою неповторимую манеру балета, чем снискала мировую славу. «Плисецкий стиль»  пошел по миру. В вариации Одетты (Инна Билаш) в балете «Лебединое озеро» ташкентские зрители увидели её преломленное отражение –  «лебединые» движения рук, которые прославили Майю на весь мир: поникшие кисти, лебединые локти, вскинутая голова, брошенный назад корпус, оптимальность фиксированных поз. В Инне Билаш проявилась яркая индивидуальность балерины — необыкновенная гибкость, пластическая выразительность и лирическая эмоциональность образа.

Пронзительная и трогательная история любви, знакомая нам с детства,  никого в зале не оставила равнодушным. Им, как и оперным солистам, участвовавшим в IV Международном фестивале оперного и балетного искусства в узбекской столице, аплодировали стоя. Пермский дуэт  талантливых солистов Инны Билаш (Одетта, Одиллия) и  Никиты Четверикова (Зигфрид) в спектакле «Лебединое озеро»сделал его необычным: он надолго запомнится детям и взрослым, простым любителям балета и именитым балеринам, присутствовавшим в театре, таким как  выдающаяся узбекская балерина Бернара Кариева, и многим другим.

Что же так тронуло в пермском дуэте артистов, что  обеспечило неслыханный успех балету «Лебединое озеро», не сходящему с театральных афиш в узбекской столице и далеко за пределами республики? Это, прежде всего, вхождение исполнителей главных партий в образ с первого появления на сцене и их умение оставаться в нём до конца спектакля.

Инна Билаш родилась в Харькове (Украина). В 2009 году окончила Пермское государственное хореографическое училище (колледж) (педагог Елена Быстрицкая) и была принята в Пермский академический театра оперы и балета им. П. И. Чайковского. Лауреат Международного конкурса "Арабеск-2014" (I и III премии за исполнение номера современной хореографии); обладательница приза Тошихико Такахаши. Вместе с премьером Никитой Четвериковым – лауреат престижного телевизионного конкурса «Большой балет» на телеканале «Культура» (2016).

В её репертуаре ведущие партии классических и современных балетов: "Аполлон Мусагет", "Жизель", "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Ромео и Джульетта", "Видение Розы" и другие.

Никита Четвериков (премьер) родился в городе Чусовой (Пермский  край). В 2011 году окончил Пермский государственный хореографический колледж (педагог Владимир Толстухин). Лауреат Международного конкурса "Арабеск-2014" (I премия); лауреат конкурса "Гран-при Михайловского театра" в Санкт-Петербурге (2010); обладатель приза имени Мариуса Петипа "За чистоту и академизм классического танца" и приза Пермского театра оперы и балета "За лучшее исполнение номера на музыку П. И. Чайковского" на Международном конкурсе артистов балета "Арабеск" им. Екатерины Максимовой (2012 и 2014 годы). Совместно с балериной  Инной Билаш лауреат  престижного телевизионного конкурса «Большой балет» на телеканале «Культура» (2016). В его репертуаре: принц Зигфрид («Лебединое озеро"), Ромео («Ромео и Джульетта»), подполковник Вершинин  («Зимние грёзы»), Франсуа Ренар («Золушка»), Принц ("Щелкунчик"), принц Дезире ("Спящая красавица "), Аполлон («Аполлон Мусагет"), граф Альберт ("Жизель") и многие  другие.

Артисты Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского Инна Билаш и Никита Четвериков по итогам проекта «Большой балет» на телеканале «Россия — Культура» признаны лучшими среди танцовщиков шести крупнейших театров страны вместе с парой из Мариинского театра. Каждую субботу семь недель подряд участники телеконкурса «Большой балет» представляли хореографию разных эпох и направлений. Пермские артисты Инна Билаш и Никита Четвериков все семь туров занимали лидирующие позиции, а перед финалом делили первую строчку с парой из Мариинского театра — Кимин Кимом и Ренатой Шакировой.

Этот успех ещё раз подтвердил репутацию Перми как одной из трёх «балетных Мекк» России и высокий статус Пермского театра оперы и балета.

Есть артисты узкого профиля, а есть широкого амплуа, как Инна и Никита. Для творческого роста всегда нужно пространство — новая сцена для масштабных постановок. В Ташкенте на сцене ГАБТ имени А.Навои   лучшие артисты российского балета смогли реализовать свой потенциал полностью. Почивать на лаврах лауреатам некогда: в ближайшее время Инне и Никите предстоит много работы и гастрольных поездок.

Хотелось бы отдельно отметить  достаточно высокий уровень мастерства наших узбекистанских артистов. Зрители  дружными аплодисментами принимали вариацию шута в блестящем исполнении Равшана Чарыева. Сцену бала, на котором принцу Зигфриду предстоит выбрать невесту, сопровождает праздничная музыка в характере быстрого марша. Далее следуют характерные танцы. Иноземные гости танцуют в различных национальных стилях: венгерском, испанском, итальянском и польском. Здесь на балу динамично сменяются танцы кардебалета и карликов, русский, испанский, неаполитанский танцы, соло венгров, па-де-труа. Необычайно эффектен праздничный танец с кубками в ритме полонеза. Оживляющий контраст вносит прозрачная музыка средней части с ее изящной перекличкой струнных и деревянных инструментов и звуками колокольчиков, подражающих звону бокалов.

Особое место в хореографическом рисунке занимают танцы маленьких и больших лебедей, соответствующие ремарке композитора, поясняющей данный номер: «Девушки-лебеди учат танцевать лебедят». Дети в зале всегда с особым восторгом воспринимают именно этот захватывающий танец. Музыка проникнута широкой песенностью. Главная тема — русская задушевная лирическая мелодия в характере, типичном для раннего Петра Чайковского.

Вальсы в спектакле музыкально и  лирически образно значительно обогащают  балет. В главной теме очень выразителен диалог бравурного «мужского» пения медного корнета (дублированного первыми скрипками)   и  игриво  отвечающих  ему  двух  кларнетов. В репризе к теме корнета прибавляется новый мелодический голос скрипок — обычный у Чайковского  прием  лирического  обогащения  образа. Все танцы в балете были исполнены солистами ГАБТ им. А. Навои на высоком профессиональном уровне.

Редактор интернет-сайта Борис Бабаев поделился своим впечатлением от балета Лебединое озеро» сразу же после спектакля:

- Сегодня в Ташкенте опять был праздник, балетный! Так сказала великая узбекская балерина Бернара Кариева. Ее заслуги в нашем искусстве, действительно, велики. Благодаря ей  в марте 1997 года состоялась постановка прекрасного балета Сулеймана Юдакова "Юность Насреддина". Чиновники того времени всячески тормозили премьеру балета. И переполненный зал театра им. Навои с ней полностью согласен. Балет "Лебединое озеро" с ведущими солистами Пермского театра оперы и балета Инной Билаш и Никитой Четвериковым покорил всех. Очень приятно сказать, что их ташкентские коллеги тоже показали очень высокий уровень исполнения. 

И еще хочется сказать самые добрые слова об оркестре театра Навои. Им великолепно дирижировала несравненная Дильбар Абдурахманова.
Все вместе произвело на нас огромное впечатление. В общем, театральная весна в этом году выдалась на славу!

Шерзод Махамадиев, и.о. директора ГАБТа имени А. Навои,  от имени руководства театра вручил гостям из России ценные подарки в виде бухарских златошвейных халатов и  выразил пожелание от имени всех зрителей, чтобы российские артисты чаще приезжали в Ташкент и так же успешно участвовали в других балетных спектаклях. Мы будем ждать их до следующего фестиваля на нашей щедрой узбекской земле  –  этого авторитетного смотра талантов, источника вдохновения и хорошего настроения для представителей разных народов.

 

Гуарик Багдасарова

 

 

 

 

 

 





Другие материалы рубрики

11.05.2017 / 15:19:10

27 Апреля 2017 г. в Сингапурском институте развития менеджмента в городе Ташкенте состоялась "Карьерная Ярмарка " для студентов старших курсов и выпускников Института

Основной целью данного мероприятия явилось оказание помощи работодателям в поиске профессиональных и высококвалифицированных кадров из числа студентов и выпускников Института, соответствующих профилю приглашённых организаций. Далее...

11.05.2017 / 15:12:30

В России прошла широкомасштабная акция, организованная узбекским сообществом,посвященная Дню Победы, Памяти и Почестей

На днях в России прошла широкомасштабная акция, посвященная Дню Победы Советского народа в Великой Отечественной войне. Далее...

11.05.2017 / 15:05:48

Дню Конституции Польши и 25-й годовщине установления дипломатических отношений между Узбекистаном и Польшей был посвящен концерт в ташкентской консерватории

Прошло более недели после этого события, а мелодии, прозвучавшие в тот вечер , вспоминаются снова и снова. Далее...

11.05.2017 / 09:48:11

В великий День памяти и почестей

День памяти и почести – совершенно особенный праздник. Он полон светлой грусти, почтения, благодарности и гордости. В этот день все жители Узбекистана идут к памятникам и мемориалам дабы почтить память тех, кто не пожалел своей жизни ради спасения Родины. Далее...

11.05.2017 / 09:40:02

В Израиле о "памятнике Добру и Гостеприимству"

Накануне 9 Мая — Дня памяти и почестей в редакцию ИА "Жахон" по каналам дипломатического представительства Узбекистана в Израиле поступило письмо президента Холонского института технологий Эдуарда Якубова. В своем послании ученый рассказывает о проявленном в годы Второй мировой войны героизме узбекского народа вопреки своим страданиям и сложностям времен. Вот что написал профессор. Далее...





18.04.2024 / 15:39:18
Гёте-Институт в Узбекистане в сотрудничестве с берлинским ннститутом международных отношений представили в Ташкенте фотовыставку известного немецкого фотомастера - "Хельга Парис. Фотография".
 
16.04.2024 / 18:09:26
В Ташкенте открылся Международный фестиваль изобразительного и прикладного искусства, посвящённый году "Поддержки молодёжи и бизнеса"
 


17.04.2024 / 14:29:09
Театр-студия имени Марка Вайля "Ильхом" представляет репертуар недели
 
17.04.2024 / 10:23:49
В столице республики с большим успехом продолжается Международный фестиваль оперы и балета "Тошкент бахори". Его программу украсила новая версия оперы великого итальянского композитора Джакомо Пуччини "Богема"
 


13.04.2024 / 14:06:55
"ШУМ БОЛА" XI-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 
08.04.2024 / 11:57:58
В Ташкенте прошли показы документальных фильмов "Из Ташкента в Нью-Йорк и обратно" и "Самарканд- вечный город". После просмотра состоялась оживленная дискуссия
 


18.04.2024 / 12:36:19
ВЕЧЕР ТОРЖЕСТВА МУЗЫКИ, ПЕНИЯ И ПОЭЗИИ.
 
15.04.2024 / 17:01:59
Интервью художественного руководителя и главного дирижёра Государственного симфонического оркестра, заслуженного артиста Республики Узбекистан, ректора Ташкентской Государственный консерватории Узбекистана маэстро Камолиддина Уринбаева
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте