Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
19.05.2017 / 09:37:22
В Ташкенте и Самарканде проходил международный научный конгресс "Культурное наследие Узбекистана-- путь к диалогу между народами и странами". Его итоги превосходят все ожиданияУзбекская земля один из признанных центров развития мировой цивилизации. Наследие оставленное нашими предками в области научных, культурных , духовных ценностей, можно сказать, бесценно. Потому его сохранению, изучению и приумножению, у нас в стране уделяется большое внимание. Вместе с тем, в силу определенных обстоятельств, немало лучших образцов культурного наследия Узбекистана находится во многих странах мира, самых лучших музейных коллекциях на различных континентах. Выявить их и представить нашему народу, стране, такую высокую цель поставили перед собой организаторы этого большого научного форума - Национальная Ассоциация электронных СМИ Узбекистана, Издательский Дом «Замон пресс инфо», Информационное агентство «Узбекистан Тудей» и их международные партнеры - представительство ЮНЕСКО в Узбекистане, Региональное представительство Фонда им. К.Аденауэра по Центральной Азии. В первый день, 15 мая сего года, в МЕДИА ХОЛЛЕ НАЭСМИ проходили пленарные заседания конгресса. О важном значении этого события, его разнообразной и многоплановой программе , участии в нем ведущих ученых и специалистов из более чем 45 стран мира, богатстве культурного наследия Узбекистана, говорили на открытии конгресса его модератор , доктор исторических наук, профессор Акмаль Саидов, вице-президент Академии наук Узбекистана Бахром Абдухалимов, министр культуры Узбекистана Махмуд Муратов, уполномоченный представитель регионального Фонда им. К.Аденауэра - Томас Кунце. - Узбекистан страна с богатым культурным наследием, сказала в своем выступлении директор Кластерного бюро ЮНЕСКО по Казахстану, Кыргызстану и Таджикистану, и.о. представителя ЮНЕСКО в Узбекистане Криста Пиккат. -- Историко-культурные объекты Самарканда и Бухары, Хивы и Шахрисабза внесены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Узбекистан по праву может гордиться и своим нематериальным наследием. Передаваемые из поколения в поколение бессмертные традиции Шашмакома, Навруза внесены в Репрезентативный список этой весьма авторитетной организации. Установленные пути сотрудничества способствуют успешному их развитию в разных направлениях и реализации целого ряда совместных проектов. С презентацией проекта « Сокровища культурного наследие Узбекистана в собраниях мира» выступил на пленарном заседании автор и руководитель этого широкомасштабного проекта, заслуженный журналист Узбекистана Фирдавс Абдухаликов. Затем состоялось чествование академика Академии наук Узбекистана, научного руководителя проекта Эдварда Васильевича Ртвеладзе, который в эти дни отмечает свое 75-летие. Вниманию собравшихся были представлены книга «Академик Э.В.Ртвеладзе -- рыцарь археологии и документальные кадры о его жизни и многогранной научной деятельности. Юбиляр посвятил свое выступление научному содержанию проекта и дал ему очень высокую оценку. Состоявшиеся научные заседания были посвящены следующим темам -- «Территория Узбекистана -перекресток различных культур и художественных традиций» и «Артефакты искусства Узбекистана в собраниях мира». В их обсуждении принимали участие многие видные зарубежные ученые, которые говорили о поистине бесценном вкладе великих узбекских ученых средних веков в развитие мировой науки и цивилизации. Особенно большой интерес вызвала у участников конгресса презентация многотомной книги - альбома на узбекском, русском и английском языках «Культурное наследие Узбекистана». И каждому из них был посвящен видео комментарий известной узбекской тележурналистки Шахнозы Ганиевой. В этих книгах собран богатейший материал о духовных ценностях нашего народа, которые бережно хранятся в лучших музеях и частных коллекциях России, США, Канады, Австралии и других стран. Во второй день, 14 мая, заседания Международного научного конгресса « Культурное наследие Узбекистана-- путь к диалогу между народами и странами», продолжались в Самарканде, в залах знаменитого медресе Улугбека на Площади Регистан. В программе этого дня проходила презентация двух альбомов , изданных в рамках этого проекта и посвященных уникальному узбекскому ковроткачеству. Их авторами являются известные ученые, искусствоведы, востоковеды и музыковеды. Доклады и дискуссии в секциях проходили по темам - «Прикладное искусство Узбекистана --многообразие видов и школ», «Великий шелковый путь --связующая нить Востока и Запада», «Книжное искусство Мавераннахра». Заметным событием программы стала и поездка участников конгресса в Конигиль и знакомство с работой фабрики, на которой производится по старинной, возрожденной узбекскими мастерами и специалистами технологии, самаркандская бумага. Надолго запомнится гостям из зарубежных стран и Вечер национальной музыки в Восточном саду «Багишамал», воссозданный по образцу семи садов Амира Темура. После просмотра уникального свето-музыкального представления (3D меппинг) “Культурное наследие Узбекистана --наследие всего человечества» , на Площади Регистан состоялась торжественная церемония закрытия Международного научного конгресса. По его итогам принята резолюция о необходимости создания Всемирного научного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана. Интервью для сайта Культура. Уз : БОРИС ГОЛЕНДЕР, писатель, историк Ташкента - Борис Анатольевич, как вы могли бы оценить итоги этого международного форума? - Это грандиозное событие. На моей памяти ничего подобного никогда не было. Собрать ценнейший материал о культурном наследии Узбекистана в различных странах мира от древности и до самого позднего Средневековья, да еще на таком высоком уровне, это подвиг, я считаю. Его совершили не только ученые, которые сделали это, но и сами организаторы конгресса, и печатники, и фотографы и руководители тех учреждений науки и культуры, от которых все это зависело. Здесь чувствуется глубокий системный подход. Это важнейшее мероприятие и для истории культуры Узбекистана, и для всех тех, кто интересуется развитием мирового искусства. Теперь мы видим очень много вещей, которые выпадали из поля зрения наших ученых. Они были вывезены в силу каких-то обстоятельств и никогда не были описаны . Теперь они выведены для всеобщего обозрения у нас в стране. Мы видим, что Узбекистан вошел в золотой фонд мировой культуры и каждый человек может теперь убедиться, что это так. Это очень важное событие. - Что можете сказать о праздновании юбилея академика Ртвеладзе? - Ему воздали должное и это правильно. Он так много сделал и делает для нашей археологической школы. Эдвард Васильевич является стержнем этой программы . Во многом благодаря ему конгресс прошел на таком высоком научном уровне. Великий Шелковый путь стал связующим звеном для всего человечества . Наши предки очень много сделали для этого и мы сегодня показываем все это с чувством гордости всему миру. КАТРИН ПУЖОЛЬ, профессор, региональный директор Французского института исследований Центральной Азии - Вы бывали в Узбекистане уже не раз, что побудило вас приехать в нашу страну в этот раз? - Каждый приезд для меня большая радость. Столько узнаешь нового и интересного. Так и в этот раз. Меня потрясло многое, но особенно та коллекция книг по культурному наследию Узбекистана, которая была нам представлена сначала в Ташкенте, а потом в Самарканде. Она очень впечатляющая и наглядно показывает какой большое вклад вносит Узбекистан в мировое культурное наследие. Все эти предметы, находящиеся за рубежом, вызывают большой интерес. Я хотела бы поблагодарить организаторов конгресса и за приглашение принять в нем участие и за то, что собран и представлен нашему вниманию такой богатейший материал. - Что вас еще удивило и порадовало в эти дни? - Когда наш самолет приземлялся в Самарканде, я видела прекрасные поля, сделала вывод, что у вас есть большой прогресс и в сельском хозяйства, много видела новых построек, новых дорог и я все это видела . У вас очень заметен прогресс по сравнению с тем, как я здесь была пять лет назад. Я все это видела и по достоинству оценила. НИГОРА ДВУРЕЧЕНСКАЯ, ведущий научный сотрудник Института археологии Академии наук России - Нигора Давлятовна, вами очень много сделано на раскопках памятника Узундара вместе с вашими узбекскими коллегами. И вы способствуете умножению культурного наследия Узбекистана. Что вы могли бы рассказать о результатах этих раскопок? - Этот памятник достоин самых серьезных наших усилий , потому что он дает очень много. Это на высоте 1800 метров , на горе в Байсунском районе . Там безводное пространство и всю воду мы туда поднимаем, дорога очень опасная и туда поднимаются только внедорожники, трактора и «Уралы» еще. Поэтому очень тяжелые условия работы. Но раскопки там себя оправдывают, потому что это уникальный шанс получить ценнейшую информацию по эллинистической культуре того времени, причем с самого дальнего периода и до конца греко-бактрийского царства. Более того, памятник еще интересен тем, что он вписан в горный ландшафт , там есть башни, наносные стены на протяжении километра. Кроме всего прочего, там еще много памятников материальной культуры. У нас уже собрана уникальная коллекция нумизматики. Это ценнейшие монеты эллинистические. Их у нас уже столько, что это больше чем в британском эллинистическом кабинете. - Где это все хранится и что там уже доказано? - В Институте искусствознания , с которым мы работаем в тесном контакте. Это Шахаристанская экспедиция. которую возглавляет Эдвард Васильевич Ртвеладзе. У нас совместная экспедиция в которой я представляю Российский институт археологии. - Мы поставили серьезную точку в вопросе о северной границе Бактрии. Он дискутировался на протяжении всего 20-го столетия. Есть ответ и на вопрос, были ли там действующие монеты. Они действительно были и более того, такая хорошая сохранность монет серебряных, медных в основном . - Одни говорят о том, что Македонский здесь был, другие говорят нет. - ПО нашим данным. он безусловно здесь проходил, причем дважды. Он переходил Амударью, в древности Окс. Это кратчайший путь , чтобы уйти в сторону Согда. Но пока мы не обнаружили слоев ахеменидского времени. Но материал есть, например, наконечники для стрел, есть осколки керамики, работа идет. Думаю, что нас здесь ожидает еще немало открытий. - Как вам конгресс, что можете сказать о его результатах? - Конгресс произвел на меня очень большое впечатление. Я узнала столько интересного для себя и своей работы. Дело в том, что раньше мне посчастливилось работать в двух ташкентских музеях. Когда я познакомилась с фондами музея истории, они на меня произвели огромное впечатление своим богатством. А культурное наследие Узбекистана за рубежом вполне заслуживает вот такой презентации, как это было на конгрессе. Все вложения , безусловно, оправдаются. Я считаю все это большим событием в мире науки. И большое спасибо организаторам конгресса, его научному руководителю Эдварду Васильевичу Ртвеладзе. Теперь это будет иметь продолжение , что очень важно. МАСУД МАНАН, Посол Бангладеш в Узбекистане - Я очень рад быть участником такого крупного, авторитетного научного конгресса. Очень большое впечатление на меня произвели, изданные к началу конгресса, несколько томов книг из которых можно узнать так много важного и интересного для вашей науки. Это свидетельство большой научной и поисковой работы в разных странах, которые проделали авторы этих уникальных изданий. Мечтаю о скорейшем их приобретении. Прозвучало немало интереснейших докладов как ваших ученых, так и их зарубежных коллег. Я почерпнул для себя здесь много ценнейшей информации . Мы в восторге от Площади Регистан, ее красоты и величия. И весьма знаменательно, что научные заседания проходили в медресе Улугбека, которое известно во всем мире. Узнали мы много интересного во время посещения фабрики, где возрождено производство самаркандской бумаги по старинной технологии. Запомнится нам также праздник культуры и искусства. который нам подарили в саду «Багишамол». ТАТЬЯНА ЕМЕЛЬЯНЕНКО, ведущий научный сотрудник Российского этнографического музея (Санкт-Петербург) - С какими мыслями и чувствами вы уезжаете? - С самыми лучшими и с желанием продолжать работу с узбекскими коллегами по разным направлениям. И дух конгресса, и то, как он прошел нас очень порадовали. Хотела бы высказать слова нашей большой благодарности всем, кто участвовал в подготовке и организации этого конгресса. Его большая ценность не только с научной точки зрения. но и в том, что возобновляются снова наши научные контакты. Рождаются новые планы и хотелось бы надеяться, что такие научные форумы в Узбекистане приобретут постоянный характер. Потому сколько человек , ученых и специалистов принимали участие в этом конгрессе, можно судить в какой степени он необходим для науки. Все просто в восторге от того, как все это было, от идеи проведения этой большой встречи ученых. И еще мы узнали, что в Узбекистане так много хороших, достойных ученых, с которыми надо работать. РОМАН ДЕМИДОВ, оператор 1 российского телеканала - Что вы могли бы сказать об этом своем приезде в Узбекистан. Наверно было интересно снимать в эти дни? - Скажу откровенно, мне все очень понравилось. И снимать было очень интересно. Я впервые оказался в Самарканде и он произвел на меня очень большое впечатление. Я бы сказал, что это сказочный город, Площадь Регистан, все эти медресе, минареты удивляют и восхищают, особенно купола, такие красивые, выпуклые. Что касается самого конгресса, он прошел на очень высоком уровне и был прекрасно организован. Мы подготовили несколько репортажей для наших российских телеканалов и о форуме в Ташкенте и о том, как он продолжался в Самарканде. Скоро мы все это покажем . Это будет несколько репортажей. ФИРДАУС АБДУХАЛИКОВ, руководитель проекта «Культурное наследие Узбекистана -- путь к диалогу между народами и странами", директор Национальной Ассоциации электронных СМИ Узбекистана - Все. что мы делаем, направлено на то, чтобы успешно осуществлялась , принятая по инициативе Президента Шавката Мирзиеева, Стратегия действий по пяти приоритетным направления на развитие Узбекистана в 2017-2021 годах. В ней определены масштабные цели по сферам культуры, науки, литературы и искусства, изучения нашего культурного наследия, по которым мы работаем. Проведение такого масштабного научного конгресса тоже спланировано для решения этих задач. Цель оргкомитета и нашей творческой группы была одна - вопросы сохранения, изучения и популяризации культурного наследия Узбекистана в современном мире. Наш медиа проект был нацелен именно на это. В самых различных, лучших музеях мира, частных коллекциях, библиотеках находится гигантское количество поистине бесценных вещей, созданных в Узбекистане. И конечно, же мы должны сделать все возможное , чтобы создать видео каталоги, видео альбомы , а может быть представить все это в виде виртуального музея, как недавно было предложено на конгрессе. И мы хотим сделать все, чтобы хотя бы в таком виде, вернуть все наше богатство на родину, для того, чтобы наша молодежь, представители молодого поколения приобщались ко всему этому. Они должны знать свои истоки и гордиться нашей историей и достижениями культурного наследия Узбекистана, вкладе наших предков в развитие мировой цивилизации. - Продолжение следует? - Конечно, продолжение следует. Сейчас , где-то на 70 процентов , просмотрены музеи России, не дошли до частных коллекций. Недавно вернулись из Европы, были в Британской библиотеке, Лувре , Праге, Стамбуле, Германии . Мы проводили подготовительные переговоры для будущих съемок. Но порой они проходят очень трудно. В этом отношении я хотел бы выразить нашу признательность руководству российских музеев за помощь и поддержку . А вот с немецкими чиновниками оказалось все сложнее. Известная всем немецкая пунктуальность в данном случае превращается в большую немецкую бюрократию. Очень обидно, когда ты хочешь посмотреть на ценности своего народа и просто их сфотографировать , а нам говорят, что надо стоять в очереди целыми годами. Приходиться с такими трудностями сталкиваться. - Но ведь, все равно, задачи решаются… - Да, решаются. Вы не представляете, какое чувство волнения нас охватывает, когда мы добиваемся тех, или иных целей. Вот недавно в Великобритании нам , все-таки, показали рукописи великого Навои, миниатюры гениального Бехзада , манускрипты из таблицы Мирзо Улугбека, Али Кушчи…Все это нельзя описать словами. -- Теперь немного о новом телеканале, который вы открываете - «Караван-ТВ», каким он будет, чем будет интересна его работа, чем он будет отличаться от других телеканалов? - Проект культурное наследие Узбекистана, телеканал «Караван-ТВ» - это еще одно важное направление работы Национальной ассоциации электронных СМИ Узбекистана . Работая над выполнением задач, вытекающих из Стратегии дальнейшего развития Узбекистана, мы ищем для этого новые пути и формы . Мы стремимся находить для этого новые форматы для того, чтобы доходить до сердца и ума нашей молодежи. И этот формат должен быть ей понятен и интересен. Поэтому и медиа проект «КараванТВ», и программа Культурное наследие Узбекистана, направлены именно на достижение этих целей. Такие форматы создаются . чтобы популяризировать культурное наследие нашей страны не только за рубежом. но и у нас дома. Мы хотим добиться взгляда в осуществлении этих проектов. Наша молодежь должна гордиться нашей историей, культурой. нашим бесценным наследием и мы делаем для этого все, что в наших силах. БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|