Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
22.05.2017 / 07:36:27
18 мая в Узбекистане , как и по всему миру, отмечали Международный день музеевВ Ташкенте насчитывается 37 музеев. Двери общественного клуба-музея «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» открыты для посещения каждый четверг.Здесь можно не только познакомиться с уникальной экспозицией, связанной с жизнью и творчеством великой русской поэтессы, но и её литературным окружением. Посетители, независимо от возраста, студенческая и учащаяся молодёжь из колледжей и лицеев, а также пенсионеры будучи в стенах этого музея могут вдоволь насладиться поэзией Серебряного века и общением с друзьями по интересам. Они охотно выносят на суд публики свои стихотворные опыты; знакомятся с произведениями авторов журнала «Звезда Востока», обсуждают публикации авторов ахматовских альманахов «Мангалочий дворик» и «Под крылом Пегаса» издательства РЦНК в Ташкенте и с радостью открывают для себя новые имена в современной литературе и культуре. В этот день, как всегда, директор ахматовского музея Альбина Витольдовна Маркевич приветливо встречала гостей. В этот раз она рассказывала о всемирно известном Каракалпакском музее искусств в Нукусе, созданном в 1966 году, о своём знакомстве с его первым директором, собирателем уникальной художественной коллекции картин в стиле «русского авангарда» Игорем Савицким, чьё имя сейчас носит музей. Автору этих строк довелось познакомиться в 2015 году в Подмосковье у моих родных с верным последователем и достойным продолжателем дела Игоря Витальевича - Мариникой Маратовной Бабаназаровой. Она с восторгом рассказывала о своей работе в этом музее более тридцати лет и не предполагала тогда, что она вынуждена будет уйти в канун 100-летнего юбилея И.В. Савицкого, который широко отмечался четвёртого сентября 2016 года в Узбекистане и далеко за его пределами. При своей гениальности собирателя, человека исключительно порядочного, порой наивного и доброго, - рассказывала М. Бабаназарова, у Игоря Витальевича характер был не из легких. Можно сказать. что он «спасал» для потомков произведения искусства, которые бережно сохранял в Нукусском музее. Главной задачей после смерти И.В. Савицкого было сохранить коллекцию, которую сформировал ее основатель, и обеспечить ее выживание в сложных условиях быстро меняющегося мира. Став директором музея Мариника Бабаназаровна прилагала очень большие усилия для того, чтобы сохранить музей для Каракалпакстана в первозданном виде. Кроме того, пришлось бороться за сохранение имени Савицкого, когда в 2002 году была предпринята попытка убрать его из названия музея. Конец всем этим перипетиям положил первый Президент Узбекистана И.А. Каримов, который посмертно наградил основателя музея орденом за выдающиеся заслуги -- «Буюк хизматлар учун». И.В. Савицкий бережно сохранял и образцы прикладного искусства каракалпакского народа , мечтал возродить местные традиционные ремесла, говорил о необходимости возрождения народно-прикладного искусства: «У маленького народа, в недавнем прошлом затерянного среди песков и протоков Амударьи, оказалось великолепное искусство, потрясающее мастерство, безупречный вкус, удивительный такт в распределении орнамента и цвета», писал он. Мариника Бабаназарова претворила в жизнь его мечты и в разные годы была главным координатором проекта по возрождению пяти каракалпакских ремесел – вышивки, ковроткачества, производства юрт, изготовления музыкальных инструментов и резьбы по дереву. В свое время Савицкий мечтал поставить в музее пять юрт разных народностей Центральной Азии. По своему внутреннему убранству каракалпакская юрта относится к числу наиболее самобытных и нарядных в Центральной Азии. Сегодня в одном из залов музея она экспонируется. Мариника Бабаназарова убеждала начать работу по реализации давних замыслов Игоря Витальевича. И проект успешно заработал. К сожалению, не все знают, как сложно было его начать. За рубежом теперь называют этот музей «Лувром в пустыне». В тот период стало хорошей традицией заботиться об эстетическом воспитании подрастающего поколения и знакомить детей и подростков с основами мирового искусства, рассказами о национальной культуре, об уникальной коллекции музея в Нукусе. Обязательной частью этого проекта является поездка ребят из отдаленных районов в Нукус, которая становится для них настоящим праздником. В Международный день музеев в 2012 году он был удостоен специального приза Министерства по делам культуры и спорта - диплома и специального приза за большой вклад в развитие музейного дела. Много сделано для популяризации музея в разных странах мира. Совсем недавно, в апреле 2017 года, 250 картин из Нукусского музея экспонировались в Музее изобразительного искусства имени Пушкина. А.В. Маркевич познакомила гостей с новым альбомом цветных иллюстраций уникальных работ из коллекции музея И. Савицкого из библиотеки РЦНК Узбекистана и проанализировала каждую из них. Среди них были портреты, жанровые картины и живописные пейзажи Александра Волкова, Урала Тансыкбаева, Павла Бенькова и других художников. Ташкентский поэт Николай Ильин прочитал свои стихотворные посвящения - дому Павла Бенькова в Самарканде, музею Сергея Есенина в Ташкенте и перевод стихотворения поэта Икбола Мирзо «В музее ХХХ века» Искусство слова – самое сложное. Оно требует от человека внутренней культуры, филологических знаний и филологического опыта. Ближайшая встреча в ахматовском музее в очередной четверг будет посвящена чтению стихов и их обсуждению в кругу друзей. Возможно, новая встреча откроет для нас новые горизонты жизни, расширит сферу того жизненного простора, в которой мы пребываем сегодня. «До скорой встречи! – именно так прощались друзья «Мангалочьего дворика Анны Ахматовой». Выходя из музея с группой ахматовцев – Мунирой Бабаяровой, Александром Татаринцевым, Евгенией Аболян, Александром Ступаком - на шумные весенние улицы, вокруг которых полным ходом идёт строительство, преобразующее наш город, и почти в каждом дворе слышны стук молотка и звук пилы, мы рассуждали вот о чём. После таких вечеров кто-то обязательно встретится с чем-то, чего не замечал раньше и поразится новой красоте города и неожиданной мудрости жизни, не сводимой только к бытовым впечатлениям. Тогда перед ним возникнет новая цель, достойная интеллигентного человека, и он обязательно её достигнет, тогда и посмотрим, кто к чему способен на этой благодатной земле...
Гуарик Багдасарова
|
|