Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
10.12.2017 / 22:28:38
Персональная выставка Григория Улько в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана привлекает пристальное внимание многих посетителейЗаслуженного деятели искусств Узбекистана Григория Ильича Улько уже довольно давно нет с нами. Он родился в 1925 году и его не стало в 1999 году. Прожита большая и яркая жизнь, полная событий и творческих поисков. Художник, прошедший через горнило войны, он хорошо знал, чего хотел и к чему стремился. После войны, оказавшись в Самарканде, поступил учиться в художественное училище, потом продолжил учебу в Ташкенте и Харькове, но его все время тянуло снова на Восток. Он много времени проводил в археологических экспедициях, жил и работал в Киеве, Новокузнецке и в 1960 году окончательно обосновался в городе легенд и великой истории Самарканде. Как говорили на открытии выставки его коллеги и друзья, Улько уделял большое внимание истории искусств Центральной Азии, вместе с тем у него рос интерес к современному монументальному искусству, дизайну и даже поп-арту. И тогда уже формируется окончательно его художественный почерк: монументальная манера письма, напоминающая о настенных росписях древней Согдианы, четкий рисунок, локальный насыщенный цвет и в результате – прекрасные картины, которыми может гордиться любая галерея. И это хорошо видно на персональной выставке, развернутой по всему периметру Центрального выставочного зала Академии художеств Узбекистана. Все, что создано Григорием Ильичем не стареет, а приобретает еще большую ценность. Будучи ретроспективно художественно-документальной, она достаточно широко раскрывает различные грани творческой манеры художника, который воплощал в себе живописца и графика, дизайнера и мастера фотографии. На вернисаже представлено более 200 произведений из архива семьи Г.И.Улько и фондов Дирекции художественных выставок Академии художеств. Среди них привлекают пристальное внимание не только большие тематические полотна и этюды, рисунки и акварели, но и ценнейшие кадры фотохроники второй половины прошлого века. Это также эскизы монументальных проектов, письма и тексты его дневников, которые обычно на выставках не увидишь. Диапазон творческих поисков художника был необычайно широк. Здесь мы видим очень впечатляющую серию портретных образов его современников, друзей-художников, народных мастеров Самарканда и Ташкента, а также прекрасные портреты художников с мировым именем – А.Рефрежье и Р.Раушенберга. Вместе с тем, это портреты многих простых тружеников, людей, которые работают на полях и на производстве. Трудно пройти мимо мастерски нарисованных Улько многочисленных пейзажей улочек старого города, памятников архитектуры Самарканда и Бухары. Он вошел в историю нашего изобразительного искусства как автор ряда монументальных проектов и очень красивого герба его любимого города - Самарканда. Интервью с Людмилой КОДЗАЕВОЙ, заместителем директора Центрального выставочного зала Академии художеств Узбекистана: - Людмила Хаджимурзаевна, я с Улько встречался на одной из выставок в Ташкенте, брал интервью. Мы тогда очень хорошо с ним поговорили. Григорий Ильич был очень спокойный, очень приятный в общении человек. Помню картины тех лет. И тогда это было здорово, и сейчас хочется на них смотреть и смотреть… А каким он запомнился вам? - Он очень любил историю, любил очень Самарканд, его интересовало в городе буквально все. И это находило совершенно отчетливое отражение в его картинах о городе, его истории и жизни, современном облике. Он очень интересовался вопросами реставрации памятников, он участвовал в работе Хорезмской экспедиции, сделал тогда массу прекрасных зарисовок. То есть с 1957 года он был очень увлечен не только историей, но и археологией. И все эти картины, зарисовки того времени нам щедро представила семья Григория Улько. Они бережно хранят все это, вплоть до последней работы, задуманной и незаконченной, которая была посвящена русским художникам, эвакуированным в годы войны в Самарканд. На одном из эскизов он назвал поименно всех тех, кого хотел представить на этой картине. Там есть имена Фаворского, Фалька, Кофияна и других известных художников того времени, которые жили тогда в Самарканде. Я бы сказала, что Улько был лидером среди живописцев 60-90-ых годов прошлого века в сфере культурной жизни города. Он был портретист великолепный, здесь мы видим это. Он рисовал и художников Самарканда и народных мастеров. Помимо того, что он был блестящий рисовальщик, он был великолепным фотографом и я никогда не видела его без фотоаппарата. И когда мы приезжали в Самарканд на раскопки Афросиаба, эту историю нам рассказывал Улько. Он делал кальки с афросиабских росписей, он фиксировал все моменты, связанные с открытием этого городища, то есть это живая история Самарканда. Плюс к этому он выезжал на строительство Бухарского канала, в поле его зрения была и Хива, да и весь Узбекистан, можно сказать. Это был мастер, философ и он входил в знаменитую тогда пятерку художников, которые лидировали в 60-70-ые годы. Кроме него это были Владимир Бурмакин, Рузы Чарыев, Евгений Мельников и Юрий Талдыкин. И это все просматривается на этой выставке в Ташкенте. К этому добавим, что персональная выставка Григория Ильича Гулько будет работать в ЦВЗ до 20 декабря 2017 года.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz Фото – Умарбека Курбанова
|
|