Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
17.02.2018 / 13:46:39
Впервые: шедевры портретной фотографии в ТДФШестнадцатого февраля 2018 года в Ташкентском доме фотографии открылась совместная выставка «Портрет современника» членов «Секции фотохудожников» Творческого объединения художников Узбекистана — трёх Владимиров: Жирнова, Соколова и Шлосберга. Выставка организована Академией художеств Узбекистана и Ташкентским Домом фотографии и проводится в рамках мероприятий, посвященных «Году поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий». В экспозиции представлены работы в жанре портрета — одного из самых сложных и распространенных жанров художественной фотографии, как и многих других видов искусства. На церемонии открытия вернисажа выступил Председатель секции фотохудожников, член АХ Уз Рустам Шарипов: — Каждая отчётная выставка в ТДФ проходит как праздник души. Недавно у нас стартовала XXIII отчётная фотовыставка выпускников студии творческой фотографии, в которой каждый автор прожил изнутри свою тему и потом выставил свой свежий молодой взгляд на обозрение и суд зрителей. Нынешняя выставка художественного фотопортрета проводится в Ташкенте впервые. Их авторы — наши отечественные зрелые мастера, открывающие новую страницу в истории фотоискусства Узбекистана. Они сами расскажут о себе и феномене эволюции фотографии в наши дни. Главная цель этого проекта, по мнению выступившего на церемонии открытия необычной фотовыставки председателя Академии художеств Узбекистана Акмаля Нуритдинова, достигнута: — Фотоискусство наследует вековые принципы искусства вообще, в котором портрет всегда занимал особое место. Я тоже начинал с портретного жанра, но со временем отошёл от него. Каждый фотограф, разумеется, пробовал и пробует себя в этом жанре. В портрете изображаемый человек считается главным «объектом» жанра. К этому объекту каждый подходит по-своему. Представлять портрет только лишь в форме внешнего облика — свидетельство того, что фотограф не уловил значение объекта. Внутренний мир портретируемого, его чувства, отношение к жизни нужно передать через мимику, душевное состояние, выражение глаз. Это зависит от мастерства, и во многом, от используемой техники. Участники данной выставки Владимир Соколов, Владимир Жирнов, Владимир Шлосберг много работают в «коронном» жанре художественной фотографии — портрете, но их работы, как мы видим, отличаются друг от друга, как это бывает и в изобразительном искусстве. В ближайшей перспективе АХ Уз планирует провести мега-выставку современного искусства, в которой художественная фотография, портрет в частности, займёт достойное место в обширной экспозиции. Пожелаем удачи нашим коллегам-фотохудожникам в их творческих исканиях в жанре фотопортрета! Три мастера на вернисаже рассказали о том, что в жизни они товарищи и соратники, но в искусстве фотографии каждый из них идёт своим неизведанным путём. Их снимки выхватывают из потока стремительной жизни сгусток духовной материи: они отражают внутренний мир человека, характер или даже судьбу человека. Самый интересный объект для фотографа — это человек. На выставке можно было убедиться, как три фотографа снимут одного и того же человека совершенно по-разному. В работе портретного фотографа нет мелочей. Правильно выбранный момент, фон, свет и еще десятки немаловажных факторов являются необходимым условием хорошего снимка. Чтобы портрет получился, действительно, интересным и правдивым, фотографу необходимо «прочесть» человека, выразить его индивидуальность и душевное состояние. У профессиональных фотографов-портретистов не стоит задача запечатлеть человека просто красивым, они идут за грань внешнего и пытаются передать внутреннее состояние своей модели. Судьба их моделей — в их глазах, повороте головы, складке губ и ещё в десятке нюансов художественного образа. Владимир Соколов долгие годы считал себя мастером пейзажа и только в последнее время увлёкся фотопортретом. Он сторонник того, чтобы в портрете «полностью отходить от классической формы и привычных состояний, предлагать свободное и живое решение». Для него привычное изображение человека и сложившиеся шаблоны в формате фотографии мешают свободному творчеству. В. Соколова больше привлекает неповторимость фотообъекта и его состояний. Вне зависимости от возраста, рода занятий, места в социуме, Соколов мастерски и увлечённо находит и отражает объединяющие качества в своих героях: живость, правдоподобие, подвижность, восторженность. Внимание зрителей на вернисаже привлекли его живые портретные образы молодых улыбчивых людей, влюблённых в жизнь и открытых её новым веяниям, заражающих жизнерадостным чувством и верой в будущее. В основе концепции портретов Владимира Жирнова лежит мысль о том, что «в рамках стремительного времени и глобального пространства люди стали отдаляться друг от друга: они часто становятся чужими». В фотообъектах В. Жирнова нашли отражение современники, которые в эпоху развивающейся компьютерной техники, электроники, прячутся в свои футляры, заняты собой. Их взгляды сосредоточены на себе, своём внутреннем мире. «Фотопортрет, — признаётся мастер, — помогает ему проникнуть во внутренний мир человека». В его портретной галерее зрителей особенно привлекла серия чёрно-белых фотографий, которая выделяется на вернисаже как чёрно-белый манифест «поэзии света и тени» на фоне технически превосходных цветных фотографий. Владимир Шлосберг в двадцати пяти чёрно-белых и цветных фотопортретах на выставке сложный внутренний мир человека передал с внутренним спокойствием и со свойственной художнику созерцательностью. В них он классифицирует, прежде всего, социальное положение и творческое состояние современников. Его привлекают люди творческих профессий. По мнению В. Шлосберга «художник, обращаясь к портретному жанру, на самом деле трактует его в качестве «автопортрета». В этом проявляется его стремление отражаемый мир незаметно трансформировать в творимый, созидаемый им мир. Зрителей на вернисаже привлекли знакомые образы известных деятелей искусства Узбекистана: Акмаля Нуритдинова, Баходыра Джалалова, Александра Батыкова, Виктора Ана и многих других. Посетители выставки, во многих случаях, имели счастливую возможность сравнить фотомодели с их реальными прототипами на вернисаже и увидеть их заново, а значит, и узнать поближе, чуточку лучше. В мировом фотоискусстве преобладает тема «Планета страха». В ней представлены такие болезненные темы сегодняшнего мира, как Сирия, Ирак, терроризм, экологические бедствия, сексуальное и этническое насилие, проявляющиеся в разных уголках планеты. Здесь каждая работа — законченное произведение, жаль только, не подчиняющееся законам гуманизма и не гарантирующее счастливый конец. На этом фоне «Портрет современника» — это триумф мирной созидательной жизни в реальных лицах её творцов-созидателей. В итоге, три фотографа-художника на совместной выставке в ТДФ представили свой гуманистический индивидуальный взгляд на решение актуальной темы: «Портрет современника», чтобы люди не забывали о высшем нравственном назначении человека на этой земле в наше неспокойное противоречивое время. Судя по заинтересованной и восторженной реакции первых посетителей, им её удалось раскрыть в превосходной степени. P.S. Жаль только, что под снимками талантливых мастеров отсутствуют названия работ, имена их героев, взятых из жизни, но сотворённых по-новому, по законам портретного фотоискусства. Они, поверьте, заслуживают большего внимания к себе со стороны организаторов уникальной экспозиции шедевров портретной фотографии в ТДФ.
Гуарик Багдасарова
|
|