Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
18.03.2018 / 13:00:21
Впервые в Ташкенте: уникальная выставка цифровых репродукций картин Микеланджело Меризи да КараваджоВ Ташкентском доме фотографии 16 марта 2018 года состоялось открытие передвижной выставки высококачественных цифровых репродукций работ знаменитого итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо под названием "Опера Омния". Она стала реальным воплощением символики Великого шёлкового пути, по которому передвигались не только товары, но и технологии, идеи, художественные открытия в области искусства. До Ташкента уникальная экспозиция побывала в Тбилиси, Баку Ашхабаде, повсеместно вызвав к ней большой интерес общественности. Выставка реализована благодаря содействию посольства Италии в Узбекистане, Министерства иностранных дел и международного сотрудничества Италии, итальянской компании RAI COM, Академии художеств Узбекистана и Ташкентского дома фотографии и посвящена 25-летию установления дипломатических отношений между двумя странами. На открытии выставки присутствовали деятели культуры Узбекистана, представители Общества дружбы "Узбекистан-Италия", иностранные дипломаты, профессорско-преподавательский состав Туринского политехнического университета в Ташкенте, работники СМИ. Выступая на открытии выставки, посол Италии в Ташкенте Андреа Бертоцци отметил, что работники посольства занимаются курированием вопросов, связанных с внешней политикой Италии, а также регулируют экономические, торговые, общественные и культурные отношения между двумя странами. Кроме этого, дипломатические представители занимаются популяризацией не только итальянского языка, но и итальянской культуры в Узбекистане. Нынешняя выставка способствует поддержанию дипломатических отношений и налаживанию культурных мостов между Италией и Узбекистаном. Выставка сочетает в себе искусство художника с инновационными технологиями. Посол Италии в Ташкенте подчеркнул уникальность экспозиции в том, что в ней представлено 40 полномасштабных высококачественных репродукций лучших произведений великого итальянского художника эпохи Возрождения, созданных с помощью цифровых технологий, в соответствии с реальными размерами картин и воспроизводящих их особенности до мельчайших деталей, благодаря подсветке экспонатов. Увидеть все эти картины, собранные в одной коллекции, можно только на этой выставке, так как они находятся в различных музеях мира и храмах Европы. Выставка полноценно знакомит посетителей с творческим путём художника-новатора и его временем, совершенно особенным в истории европейской живописи, обращённым к Человеку сквозь призму преимущественно библейских сюжетов. Микеланджело Меризи да Караваджо родился в Милане в 1571 г., но его художественная карьера началась в Риме. В то время в Риме царила сложнейшая обстановка, повлиявшая на творчество мастера. Безграничная любовь к мэтрам живописи, таким как Микеланджело Буонаротти, Ленардо да Винчи, Рафаэль, и подражание им в начале творческого пути, вызвало сперва отторжение, а затем признание его публикой как реформатора европейской живописи XVII века, основателя реализма в живописи, одного из крупнейших мастеров барокко. Специалисты писали: "Два Микеланджело, два гения и творца, поразившие человечество. Погруженный в себя, одинокий и смиренный Буонарроти и полубезумный, развратный Караваджо… трудно вообразить себе два таких далеких друг от друга мира! Но вместе с тем, трудно найти более яркий пример преемственности в искусстве и иллюстрации самой природы творения, чем эти, иногда пересекающиеся, жизненные пути". Караваджо пошёл дальше своих кумиров. Он один из первых применил манеру письма "кьяроскуро" — резкое противопоставление света и тени. Художник свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте: до сих пор не обнаружено ни одного рисунка или эскиза к ним. В ранний период художник Караваджо мастерски пишет поясные портреты, изображая своих героев необыкновенно реалистично и материально: эмоциональное напряжение, пропитывающее его картины, зачастую выражается через контрастную игру тени и света. В искусстве подобный стиль впоследствии был назван "караваджизм". Позже творчество Караваджо было почти целиком посвящено религиозным сюжетам, несмотря на то, что особой набожностью сам художник не отличался. Импульсивный и неуравновешенный, в случайной ссоре, приведшей к дуэли, он убил Рануччо Томассони, о чём потом очень сильно сожалел. Это очевидно по одной из последних его работ, картине "Давид с головой Голиафа", представленной на выставке. Таким Давида ещё никто не изображал. Юноша сокрушённо и с печалью в глазах смотрит на голову поверженного врага. Никакого триумфа. Никакой гордости за самого себя. Существует версия, что это двойной автопортрет Караваджо. В образе Давида — его светлая сторона души. В образе Голиафа — тёмная. Это картина — приговор самому себе. За убийство. За лишение жизни другого человека. Этот трагический случай привёл его к побегу из Рима в 1606 году и дальнейшим мытарствам странника. Последние свои годы художник прожил в разных местах (Неаполь, Сицилия, Мальта), а умер в 1610 году от лихорадки по дороге в Рим в Порто Эрколе. О Караваджо забыли на целых три столетия. Но историческая справедливость восторжествовала. В ХХ веке мир осознал его гениальность. Как сказал искусствовед Роберто Лонги, "без Караваджо не было бы Риберы, Вермеера или Рембрандта. И Делакруа, и Мане писали бы по-другому". Среди экспонатов выставки встречаются достаточно известные широкой публике работы художника: "Больной Вакх", "Гадалка", "Любовь побеждает всё", "Лютнист", "Игроки в карты", "Юноша с корзиной фруктов", "Натюрморт с фруктами" и многие другие. Написанные по заказу церкви поздние картины "Обращение Савла", "Давид с головой Голиафа", "Снятие с креста" считаются вершиной творчества Караваджо. Все картины выставки снабжены поясняющими подписями, что позволяет полнее оценить искусство великого художника и понять изображённые сюжеты, особенно, в музыкальном сопровождении, царившем на выставке. Глубину и драматургию сцене "Снятие с креста" придаёт свет, который падает со стороны Христа, освещая группу слева. Иисус Христос — свет истины, освещающий самые затемнённые стороны жизни и грешников, и праведников. Именно об этом написано в евангелии от Матфея: "Не больным, а здоровым нужен лекарь". И рука Спасителя, с любовью и прощением, призывающая грешника, так похожа на руку Создателя, что вливает жизненную энергию в безвольно протянутую руку Адама. Как тонко понял этот буян и хулиган Караваджо все те основы, на которых зиждется сама идея Спасения, как верно он прочувствовал суть искусства великого своего тёзки Микеланджело, словно дыша с ним в унисон. По мнению первых посетителей, побывавших на вернисаже, в целом, экспозиция поражает мастерством, правдивым изображением, как будто художник писал картины с живых библейских персонажей, а также светописью, но нередко отталкивает натурализмом передачи жестоких сцен в картинах с библейским сюжетом. В работах Караваджо, действительно, преобладают мрачные, трагичные сюжеты. Особенно зловещим и кровожадным считается его шедевр "Усекновение головы Иоанна Крестителя", представленный на выставке в центре бокового зала (справа от входа в ТДФ). Большая часть картины — во тьме. Центральная фигура композиции — палач. Он только что перерезал горло святому и уже приготовил кинжал, чтобы отсечь голову. Страшнее него только Саломея. Она так спокойно подставляет медное блюдо для головы казнённого, что просто кровь стынет в жилах. Так мог написать только тот, кто сам смотрел убийце в глаза. Однако его картины на выставке: "Кающаяся Мария Магдалина", "Принесение в жертву Исаака", "Ужин в Эммаусе", "Се человек!", "Спящий Амур" заставляют задуматься о чём-то большем, чем простая суета в нашей жизни. И хотя сам художник не отличался особой набожностью, но его живопись показывает, насколько глубоко он понимал человеческую психологию и смог запечатлеть на холсте настоящие шекспировские драмы в светоносных красках. Можно часами стоять у одной картины. Это не описать словами — это надо увидеть!.. Выставка шедевров Микеланджело Меризи да Караваджо продлится до 12 апреля 2018 года.
Гуарик Багдасарова
|
|