Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
06.04.2018 / 10:01:13
Выставка "Антология портрета: ХХ век" в ГМИ Узбекистана продлится до конца апреляМы с приятельницей Евгенией Абалян попали в Государственный музей искусств Узбекистана в обычный весенний солнечный будний день (среда) — 4 апреля 2018 г. В храме искусств было сравнительно немного народа. По вторникам и пятницам, когда вход свободный для учащихся до 18 лет, молодых посетителей, — нам объяснило руководство музея, — бывает значительно больше. В залах постоянной экспозиции музея: "Античное искусство", "Искусство стран Зарубежного Востока", "Искусство России и стран Западной Европы", "Изобразительное и народно-прикладное искусство Узбекистана" в это полуденное время проходила плановая экскурсия со школьниками. Выставка "Антология узбекского портрета: XX век", открытая второго марта 2018 года, успешно действует в Государственном музее искусств Узбекистана на втором этаже, привлекая к себе всё больше новых ценителей искусства, преимущественно молодых людей. Здесь представлены живописные картины ведущих узбекских художников первой половины — 1980 годов XX столетия. В экспозиции находятся избранные произведения художников, работавших в жанре портрета. Среди них такие известные имена: А.В. Исупов, Л. Насретдинов, О.К. Татевосьян, А.А. Абдуллаев, А.Е. Винер, П.П. Беньков, З.М. Ковалевская, Р.А Ахмедов, Р.Ч. Чориев и другие. Очень важно, что экспозиция знакомит рядовых молодых зрителей с интересными жизненными портретами выдающихся и малоизвестных художников. Среди них выделяются: "Портрет Ч. Ахмарова" и "Автопортрет" А. Абдуллаева; эмоциональная жанровая композиция "Слушает радио" И. Кочетова; "Портрет дочери" М. Аринина и многие другие: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" о них. Экспозиция позволяет просмотреть эволюцию узбекского портрета на протяжении нескольких десятилетий. В творчестве художников запечатлены образы людей разного рода деятельности — творческой и научной интеллигенции, рабочих и тружеников полей и других современников Узбекистана прошлого столетия. В своих портретах художники раскрывают внутренний мир человека, передают характер и эмоции портретируемого. Некоторые из них задумчивы, иногда забавны, иногда загадочно напряжены, но все они мастерами портрета выражены подчёркнуто по-своему, неповторимо. В каждом портретном образе-биографии художник поймал то редкое состояние, в котором находился портретируемый, увековечив момент истины. Так, например, важную сторону живописного дарования 3.М. Ковалевской составляет портрет. Крупнейший советский живописец Б.В. Иогансон писал как-то: "Портрет справедливо считается вершиной искусства. Об этом свидетельствуют выполненные ею портреты художников П. П. Бенькова и М. В.Теплова. Особенно интересен портрет старейшего художника М. В.Теплова, в котором проникновенно раскрыт внутренний мир". Отрадно, что в эти дни в ГМИ Узбекистана эти два портрета дополняют натюрморты Зинаиды Ковалевской на смежной выставке на первом этаже музея: "Цветы и образы", о которой я расскажу отдельно в другой статье. Её натюрморты — это сама жизнь, природа. Иногда натюрморт и пейзаж, портрет и натюрморт неразрывно слиты в одной картине. Такими предстают перед зрителями созданные З. Ковалевской портретные образы художников: мастера света Павла Петровича Бенькова (1872-1949) и убеждённого реалиста Михаила Васильевича Теплова (1862-1958), живших в Узбекистане. Их автор З. Ковалевская совершенно по-разному подходит к решению художественных задач, стоявших перед ней в каждом конкретном случае. Портрет художника пленэрной живописи П. П. Бенькова, выполненный в 1945 году, отличается импрессионистической манерой письма: он полон солнечного света, окружающего прозрачного воздуха, радости жизни и чувства удовлетворённости зрелого мастера итогом своего новаторского служения искусству. Портрет, написанный в мастерской П. Бенькова в Самарканде, словно создан на открытом воздухе, как большинство полотен самого учителя З. Ковалевской. Следуя заветам Мастера света, художница в портрете сумела передать богатство световоздушной среды, изменчивую игру солнечных бликов и рефлексов, глубину теней и при этом подчинила их одной цели: правдивому изображению натуры. Портрет художника М.В. Теплова, выполненный самаркандской художницей З. Ковалевской в 1955 году, выполнен в богато разработанной гамме серых, чёрных, охристо-багряных тонов. На нём изображён не молодой, полный сил, белокурый человек, какого мы помним по портрету кисти Н.Н. Ге (1885), а дряхлый, убелённый сединами старик, сидящий в глубоком кресле, задумавшийся над открытой книгой на столике, с отложенными в сторону поблёскивающими стёклами очками в правой руке. Светлые надежды молодости сменились воспоминаниями о прожитых годах, куда устремлён потухший взгляд старика. Но несмотря на это, портретный образ не утратил своей доброжелательности и мягкости: в этом проявился гуманизм портретиста, рассказавшего нам о человеке-художнике, его мыслях и чувствах. Детали картины в интерьере кабинета с очертаниями картин на заднем плане обогащают портретную характеристику и делают её жизненно убедительной. Ощущению жизни способствует также широкая манера живописи, мягкая и вместе с тем энергичная лепка формы цветом и светом. Выставка, в целом, интересна своей разноплановостью: она охватывает широкий творческий диапазон живописцев Узбекистана. В ней представлены портреты художников, обладающих индивидуальным почерком и стилем работы. Никого не оставляют равнодушными яркие образы, насыщенные контрастными цветовыми сочетаниями, — портреты А.Е. Винера простых людей ("Булакбашинская Мадонна", "Девушка с книгой") и деятелей литературы и культуры. Наше воображение снова и снова пленяют импрессионистические портреты П.П. Бенькова ("Эмирский чиновник", "Колхозник" и др.), тем более, что на выставке их дополняют его азиатские солнечные дворики ("Лабихавуз"), красочные шумные базары ("Базар в Бухаре"), беглые зарисовки старинной архитектуры ("Бухара" и др.). Никто не сможет мимо пройти жизнерадостных, сочных в цветовом отношении портретов тонкого рисовальщика и возвышенного живописца Р. Ахмедова ("Портрет М. Умирзака"); реалистических характерных портретов О.К. Татевосьяна ("Портрет Хамида Олимджана"), дополненных его живыми натюрмортами ("Флоксы") и импрессионистическими нежными пейзажами ("Весна"). Зрители, как заворожённые, подолгу созерцают на выставке совершенно фантастические, на темы исчезнувшего времени и живописи, в стиле романтического символизма, поэтические образы людей и природы художника Александра Николаева (Усто Мумина): "Весна", "Дутарист", "Натюрморт с гранатами", "Чайханщик", "Старик с внуком" и другие его элегии в красках. Выставка "Антология узбекского портрета: XX век" позволяет провести линию духовной преемственности с нынешним поколением. Разглядывая произведения искусства, зрители получают эстетическое удовольствие, внутренне обогащаются. Некоторые вторично, многократно возвращаются к полюбившимся картинам. По просьбе посетителей музея, выставка "Антология узбекского портрета: XX век" продлит свою работу до начала мая.
Гуарик Багдасарова
|
|