Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама
Вернисаж
Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
07.05.2018 / 16:03:05

В галерее Zero-line продолжаются "Дни Сергея Параджанова" показом его фильма "Цвет граната"


Выставка «Сергей Параджанов в Ташкенте», открытая 8 апреля в галерее Zero-line, продолжает работать уже больше месяца и неизменно привлекает к себе новых любителей современного искусства, так как никого не может оставить равнодушным. Сергей Параджанов (1924-1990) — лауреат множества кинопремий, культовый режиссёр XX века, сценарист и художник. Экспозицию составляют уникальные фотокадры, на которых запечатлён С. Параджанов в период своего краткого пребывания в Ташкенте в конце 80-х годов прошлого века во время проведения одного из международных кинофестивалей в нашем городе. На выставке представлена серия уникальных фотографий Параджанова в Ташкенте, негативы которых чудом сохранил один из создателей этой галереи, известный художник Вячеслав Ахунов. Действующие телеэкраны с видео Параджанова также производят большое впечатление на посетителей выставки.

В цифровой экспозиции представлены фрагменты из фильмов Сергея Параджанова, которые признаны шедеврами мирового кинематографа: "Тени забытых предков" (посвящён быту и обрядам гуцулов, этнической группы украинцев, проживающих в Карпатах), "Легенда о Сурамской крепости" (в основе лежит древняя грузинская легенда о строительстве крепости Сурами), "Ашик-Кериб" (по мотивам азербайджанской народной сказки в изложении М. Лермонтова) и "Цвет граната" (о жизни армянского поэта XYIII века Саят-Нова), которому в этом году исполнилось 50 лет.

Именно этому событию четвёртого мая 2018 года в галерее Zero-line был посвящён «Вечер Сергея Параджанова»: он был отмечен показом на большом экране его фильма «Цвет граната» (1968). Директор галереи Zero Line Белла Сабирова и её помощница, искусствовед Виктория Ерофеева, приветливо встречали гостей. Среди них были: организатор и ведущий творческой встречи, главный редактор журнала армянской общины Узбекистана «Деп Апага» Георгий Сааков; Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Узбекистане Юрий Савченко; независимый политолог и эксперт по современному терроризму, поэт, публицист, автор многих изданий, завоевавших широкую известность, Айдын Гударзи-Наджафов; представители различных национальных культурных центров и литературно-творческих объединений, а также гость с далёких берегов Невы, водитель «Скорой помощи» Владимир Цаценко, специально приехавший в Узбекистан на 10 дней для более близкого знакомства с культурой страны, покорившей его ещё в годы службы в Советской Армии.

В галерее создана обстановка непринуждённого общения. Наш северный гость перед просмотром фильма поделился своими свежими впечатлениями от Узбекистана с его современной инфраструктурой, развитым туризмом, бережным отношением людей к культурному наследию и их неистребимым интернационализмом и завидным оптимизмом. Удивлению нашего российского гостя не было предела после посещения древнего Самарканда и художественной выставки в Ташкентском доме фотографии в этот же день, посвящённой всенародному празднику — 9 мая, где он познакомился с директором Информцентра евразийских международных организаций Алмаз-Ханум Самедовной Меджидовой.

Алмаз-Ханум имеет опыт создания научных лабораторий по проблемам экологического образования и воспитания молодежи Узбекистана. Ею в Ташкенте и Нукусе с 1993 года созданы первые республиканские научно-исследовательские лаборатории по проблемам экологического образования и воспитания молодёжи во внешкольных учреждениях Узбекистана и Каракалпакстана. Она поделилась с авторами и посетителями художественной выставки в ТДФ своей теорией и методикой экологического образования и экологического воспитания. Алмаз-Ханум вместе со своей командой из международного культурно-просветительского и эколого-образовательного Центра AZERI наладила обмен консулами между российской северной и узбекской столицами. Цель общественного тандема: укрепление культурных связей между нашими городами. Алмаз-Ханум охотно дала свою визитку Владимиру Цаценко для дальнейших творческих контактов уже не здесь, а под сенью Северной Пальмиры. 

Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Узбекистане Юрий Савченко перед просмотром фильма С. Параджанова рассказал об итогах дипломатических отношений между двумя странами и планах на будущее. — Этот год является особенным в развитии двусторонних отношений — Украина и Узбекистан в этом году 25 августа отметят 25-летие установления дипломатических отношений. До 1991 года обе страны были республиками в составе Советского Союза. Сегодня они являются членами Организации Объединённых Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и других международных структур. Дипломатическая миссия Украины в Узбекистане начала работу в 1993 году. Посольство Узбекистана на Украине открылось в 1995 году. 

Юрий Савченко от имени украинского народа выразил большое почтение творчеству Сергея Параджанова. Параджанов, армянин по национальности, родился в Грузии, долгое время жил и работал на Украине, экранизировал литературное наследие Азербайджана, — таким образом, режиссёр предстаёт как посланец мира между этими народами, за что он сам всегда ратовал. Гении — это, прежде всего, продукт внутренней свободы.

Юрий Савченко выразил пожелание ознакомиться не только с фрагментами, но с полными версиями фильмов Сергея Параджанова, которые признаны шедеврами мирового кинематографа: "Цвет граната", "Легенда о Сурамской крепости", "Ашик-Кериб", "Тени забытых предков". Посол Украины в Узбекистане Юрий Савченко признался, что для него, как идля украинских кинематографистов, было удивительно появление «Теней забытых предков», совершенно не похожих на всё, что Сергей Параджанов делал раньше. Вышедшая в 1964 году экранизация повести украинского классика Михаила Коцюбинского сделала Параджанова знаменитым.

В 1968 году Параджанов подпишет письмо 139 деятелей науки и искусства Леониду Брежневу, в котором выражался протест против арестов диссидентов и притеснения украинской культуры. Сам он считал, что это и стало причиной всех его неприятностей: «Я армянин, рожденный в Тбилиси и посаженный в русскую тюрьму за украинский национализм».

Юрий Савченко подчеркнул, что на его родине чтят вклад Сергея Параджанова в культуру украинского кинематографа и в Киеве, как в Ереване и Тбилиси, поставлен памятник режиссёру. Мировая известность пришла к нему после съёмки культовых фильмов "Тени забытых предков" (1965) и "Цвет граната" (1968), благодаря которым он считается одним из основателей "новой советской волны" и "поэтического кинематографа".

Айдын Гударзи-Наджафов выразил своё восторженное отношение к режиссёру, своим независимым творчеством помогшему ему в собственном литературном труде реализовать своё жизненное кредо: «…В стихах не выбирай слова из нити золотой, / Не золотом цветёт строка, а ясной простотой».

Айдын Гуссейнович поделился своей радостной новостью об издании биографической книги об опальном князе Николае Константиновиче Романове, над которой он работал много лет. Великий Князь Николай Константинович Романов родился в Санкт Петербурге в 1850 году и в 1918 году закончил свой жизненный путь в Ташкенте. Он пережил не только правление трёх императоров России, но и обрушение державной власти Николая II в 1917 году, а вместе с ним и монархического Дома Романовых. Презентация новой книги Айдына Гударзи порадует нас в ближайшие дни в галерее Zero-line.

Георгий Сааков напомнил присутствующим страницы творческой жизни культового кинорежиссёра XX века с мировым именем — Сергея Параджанова, сценариста и художника, лауреата множества кинопремий. Георгий Ашотович назвал создателя таких известных в мире кинолент, как "Тени забытых предков", "Цвет граната", "Ашик–Кериб" и других картин «гражданином мира армянской национальности».

Параджанов родился в семье тбилисского антиквара — в его рассказах отец представал то мелким старьёвщиком, перепродающим никелированные спинки от кроватей, то удачливым авантюристом, тайно сбывающим драгоценные колье. В одной из версий рассказа юный Параджанов вынужден глотать сапфиры и рубины, чтобы их не нашли во время обыска.

Любовь к старым вещам Параджанов явно впитал с детства — и провёл жизнь в бесконечном круговороте столиков, ковров, икон и расшитых тканей. Он блестяще разбирался в антиквариате, азартно скупал его и перепродавал, обставлял друзьям квартиры, мог встретить гостя фразой: «Что принёс? Что продаёшь?» — неслучайно в каждом из его уголовных дел фоном проходило обвинение в спекуляции.

 

«Но дело было вовсе не в деньгах, — заметил ведущий Георгий Сааков, — Параджанов мог подарить музейного уровня вещь совершенно незнакомому человеку и притащить домой, нежно обнимая, ржавое велосипедное колесо — он любил, лелеял и обживал мир вещей совершенно бескорыстно. Потом всё шло в дело — в коллажи, эскизы костюмов, фильмы. Его приятель-оператор, назвавший «Цвет граната» идеальным комиссионным магазином, шутил лишь отчасти».

Георгий Ашотович обратил внимание посетителей выставки на то, что значительная часть любых воспоминаний о Параджанове посвящена тому, как он дарил подарки — кажется, что для него это, вообще, был один из способов общения с внешним миром. Подарки от Параджанова получали и близкие, и малознакомые люди, он посылал их с нарочными, передавал в другие города и мог потратить все деньги на подарок человеку, которого видел один раз в жизни. К любому подарку прилагалась история, чаще всего выдуманная от первого до последнего слова.

На выставке в галерее среди других рисунков был представлен «Банный день в тюрьме» (карандаш, шариковая ручка): один из многочисленных лагерных рисунков Параджанова, за которым скрывается целая драматическая история. Из присуждённых пяти лет Параджанов отсидит четыре с лишним — несмотря на невероятную мировую кампанию по его освобождению, в которой участвовали десятки знаменитостей, от Феллини и Антониони до Роберта Олтмана и Джона Апдайка. На зоне режиссёр работает уборщиком. Чтобы не сойти с ума, он беспрерывно рисует, делает коллажи из всего, что попадается под руку: серебряные «талеры» с выдавленными ручкой профилями — из крышечек от кефирных бутылок. Потом один из этих «талеров», отлитый в серебре, станет призом кинопремии «Амаркорд», учрежденной Феллини и Гуэрро, а другой — армянской кинопремии «Золотой абрикос». Из рассказов о лагере, надиктованных на магнитофон, после освобождения сделает сценарий и подарит его оператору «Теней забытых предков» Юрию Ильенко — в 1990 году тот снимет по нему фильм «Лебединое озеро. Зона».

Сергей Параджанов вспоминал об этих днях, месяцах, годах тюремного заключения: «Дом мой в Киеве разорён. Картины мои сняты с экрана. Сбриты борода и усы. Я лишён мундира художника и мужчины. Меня оскорбили и плотно замуровали в тоннах колючей проволоки и бетона. И всё это было организовано мной самим, так как стиль моего существования напоминал «пир во время чумы».

Я попал на строгий режим — в мир рецидивистов, торбочистов, бакланов, убийц, грабителей, развратников, насильников. Всех вместе в загоне со мной… Тоска только по одному — что нет таланта Достоевского. К сожалению, я не Маугли, чтобы в свои годы изучать язык джунглей.

Сейчас холод. Работа унизительная, но всё-таки работа. Я познаю мир прокажённых и отверженных. Но это неизбежность и естественность. Как никогда, понимаю свое униженное положение, но всё-таки хочется выжить и жить. Поэтому тревожность и слабость — как физическая, так и духовная. Я надломлен и беспомощен. Живу загробной жизнью. Чем больше смотрю на среду — тем страшнее» (из писем с зоны).

На зоне под впечатлением от смерти режиссёр Параджанов создаст свое «Евангелие от Пазолини» — цикл фресок, нарисованных шариковой ручкой. Они были представлены на выставке и производили потрясающее впечатление. Сергей Параджанов: «Когда мне говорят, что ваши картины похожи на Пазолини, я делаюсь выше, мне легче дышать. Потому что Пазолини для меня — бог!» (в интервью немецкому телевидению).

После школы Параджанов подрабатывал на тбилисской фабрике «Советская игрушка», и с куклами у него сохранились очень тёплые отношения. Для своего дебютного фильма — короткометражной «Молдавской сказки» — он сделает куклу-мальчика и будет снимать её на натуре. Позже узнаваемые параджановские куклы возникнут в «Легенде о Сурамской крепости», целлулоидные пупсы то и дело появляются в его коллажах — то в роли Гагарина, то Чингисхана. Параджанов будет делать куклы даже в тюрьме — полюбуйтесь на его хрестоматийный коллаж «Вор никогда не станет прачкой», где из тряпочек, обрывков мешковины и прутьев от веника режиссёр сделает самого себя — грустного тюремного уборщика.

Заступничество Э. Шеварнадзе даёт ему возможность снова вернуться к работе — два своих последних художественных фильма он снимет на «Грузия-фильм» (и еще два документальных: «Арабески на тему Пиросмани» и «Акоп Овнатанян»). «Легенда о Сурамской крепости» окажется античной трагедией о юноше, который замуровал себя заживо в крепости, чтобы та не обрушилась. Представляя фильм зрителям, Параджанов скажет: «Трудно представить балерину, которая решится танцевать, если пятнадцать лет не подходила к балетному станку. Я решился вернуться в свою профессию. Хотя уже пятнадцать лет не подходил к съемочной камере». Юрий Лотман позже назовёт «Легенду» удивительным сплавом кинематографа и книжной иллюстрации.

Между тем, режиссёр был очень остр на язык и прямодушен и часто потом страдал из-за этого. Сергей Параджанов: «Художники не несут в себе креста поэтического, не несут мира своего, они пусты, декоративны и сыты. В особенности, московские художники. Поэтому у них всё время провал за провалом» (из его выступления в Минске, 1970).

Георгий Сааков поделился со зрителями своим восприятием главного Героя вечера. Не скрывал, что многое в его отношении к Большому Мастеру, остающемуся вне времени, национальности и госграниц, связано с именем гениальной «Софико Чиаурели, Музы Параджанова» — так называлась его статья, которую он написал после поездки в Тбилиси. Говорил о своих впечатлениях о Тбилиси, о доме Софико и Котэ Махарадзе, об Авлабаре…

В своём выступлении Георгий особый акцент сделал на историю создания образа Саят Новы в фильме «Цвет граната». Гранат был центром всей кинодраматургии, которую предстояло воплотить юной Софико, что было крайне неординарным не только в восприятии функционеров «Арменфильма». В фильме Софико Чиаурели одновременно сыграла Саят Нову, его возлюбленную, и в целом, шесть ролей. Неординарность Мастера сказывалась во всём, — подчеркнул Георгий, — прецедент «Ашик-Кериба» сегодня невозможен в принципе: картина заявлена на студии «Грузия-фильм», режиссёр и оператор — армяне, съемки — в Баку…

Автор этих строк добавила к выступлению Георгия Саакова рассказ о своём открытии Сергея Параджанова в студенческие годы, проведённые в Москве, когда в 1973 году в ДК МГУ был на большом экране показан фильм «Цвет граната». Тогда он очаровал меня бесконечным потоком эстетических образов, главный из которых был Саят-Нова. Десять лет спустя я написала стихотворение в прозе «Армения глазами художника» и посвятила его творчеству народного художника Мгера Абегяна, с которым я познакомилась во время студенческой журналисткой практики на персональной выставке его работ в Вильнюсе. Два совершенно разных по духу художника оказались близки в их отношении к Первородине и армянскому ашугу Саят-Нове, жившему в Тифлисе и писавшему на армянском языке грузинскими буквами свои стихи-песни. Саят-Нова был в Тифлисе, когда город захватили персидские полчища Аги-Махмуд-Хана. Это был 1795 год. Его убили возле христианского храма. На этом месте поставлена мемориальная доска со стихами Саят-Новы. Они послужили лейтмотивом фильма С. Параджанова:

Не всем мой ключ гремучий пить:

Особый вкус ручьёв моих!

Не всем мои писанья чтить:

Особый смысл у слов моих!

Не верь: меня легко свалить;

Гранитна твердь основ моих!

Впоследствии стихи армянского ашуга покорили русского поэта — Якова Полонского, случайно нашедшего небольшую тетрадку кофейного цвета от бесчисленного множества прикосновений к ней разных рук с его рукописными сочинениями и открывшего его литературному миру в 1851 году. В 1852 г. вышли сорок шесть стихотворений Саят-Новы, настоящее имя которого было Арутин, а псевдоним на языке индустан означал «Царь песнопений», изданных Ю.Ф. Ахвердовым в Москве. Позднее поэт Серебряного века, издатель и редактор «Антологии армянской поэзии» (1916) Валерий Брюсов перевёл для неё стихи Саят-Новы. Я бережно храню у себя дома подаренный мне ереванцами альбом из двух пластинок с 30 мелодиями и стихами армянского ашуга, выпущенный всесоюзной студией грамзаписи в 1987 г. к 275 –летию со дня рождения Саят-Новы (1722-1795).

На вечере я прочитала отрывок из своего эпического стихотворения «Армения глазами художника», в котором речь шла о древней стране Наири и её героических образах, в числе которых был и Саят-Нова — певец любви:

…Здесь «Хлебные поля», «Горы Гарни», «Озеро Севан» и «Бюракан»,

«Синий Масис», «Скалистый берег «Занги». Природа Хайастана в них

Напоминает армянский эпос «Давид Сасунский», «Историю Армении» Агатангелоса и Хоренаци, где пращуры учили мир преображать светом:

«Склони голову, и на неё будет возложен духовный венец, он украсит тебя более чем драгоценные каменья», — вещал святой Григорий Просветитель.

На лёгких крыльях линогравюры душа меня уносит вглубь веков.

Задумчивый Саят-Нова на каманче доносит тихие напевы про любовь.

Струятся в них глубины грусти и печали, мольба и горный гул снегов,

Невинно пролитая возле храма кровь и скрежет вражеских клинков.

Необъятное измерить можно необъятным. Здесь кисть достигла облаков,

Венчающих сияньем в поднебесье — двуглавый Арарат в плену снегов.

Здесь нет и пяди невспаханной земли: здесь созревает коньячный виноград.

Как чувство родины — нам живопись душе даёт пьянящей бодрости заряд.

Картины, иллюстрации, рисунки, офорты поведали о взлётах земляка.

Поэтика его работ скудна: владеет нами кисть художника и магия резца.

Их не перевести на человеческий язык, но сердцем мы поймём наверняка

И вынесем в дорогу дальнюю домой благословение художника-творца:

«На мир, прогретый солнцем весь, на облака, на реки —

На мир, который был и есть Арменией вовеки».

Вильнюс, 1972, Ереван, 1982, Ташкент, 2015

Очень трогательно на вечере вживую звучали народные мелодии, исполненные студентом Государственного института искусств и культуры Узбекистана — Дустоном Мирзакаримовым — на древних национальных инструментах: армянском дудуке и узбекском нае. Они рапахнули сердца зрителей для восприятия фильма «Цвет граната», который на всех произвёл очень сильное впечатление.

«Цвет граната» — поэтическая кинопритча Сергея Параджанова об армянском поэте Саят-Нова, снятая в 1968 году на киностудии «Арменфильм». Авторское название — «Саят-Нова». В фильме единой сюжетной линией показан духовный мир Поэта, история его любви, отношение Поэта к религии, светской власти, народу. При отсутствии обычного литературного монолога все решения автора фильма лежат в чисто изобразительной сфере.

Съёмки проходили в церкви св. Иоанна села Ардви Лорийской области Армении. Под давлением цензуры Параджанов вынужден был полностью перемонтировать фильм, изменив название на «Цвет граната». Версия, вышедшая в 1973 году на советские экраны (143 копии), — результат ещё одной перемонтировки, которую курировал Сергей Юткевич. За время проката фильм посмотрели больше миллиона зрителей.

«Саят-Нова» становится главным параджановским фильмом: это ожившие средневековые армянские фрески, цепочка истекающих цветом статических мизансцен-метафор, для которых определение «поэтическое кино» кажется сухой бухгалтерской сводкой. В фильме нет диалогов, едва угадывается сюжет, поэта в юности играет юная Софико Чиаурели (всего у неё в фильме шесть ролей).

Сергей Параджанов об этой киноленте говорил: «Картину «Саят-Нова» мы снимали с одной точки — просто назло Юрию Ильенко (оператору «Теней» — прим. ред.), — не меняя свет, цвет, не меняя оптику. Картина безумно статична, и этим она мне очень дорога. Сценарий был написан в стихах, он был абсолютно непонятен никому и поэтому не был утверждён. Никто не понимал, на что надо наводить фокус» (из выступления в Минске, 1970).

Завен Саркисян, директор музея Параджанова: «Это был страшно новаторский фильм, без диалогов, который как бы повторяет средневековую армянскую фреску: она статична, но содержит внутреннюю динамику.

Ни на какие фестивали фильм не посылают, мировая публика увидит «Цвет граната» только в начале 80-х прошлого века. Из чудом сохранившихся рабочих материалов картины в 90-е годы сделают «авторскую версию», а режиссер Левон Григорян, работавший ассистентом на картине, смонтирует свои «Воспоминания о «Саят-Нове».

Посмотрев картину Сергея Параджанова "Цвет граната", зрители спешат обменяться своими впечатлениями. Для одних фильм совершенно не понятен. Для других: «До этого ничего подобного мне не удавалось видеть... При отсутствии обычного литературного монолога все решения автора фильма лежат в чисто изобразительной форме».

Сюжет фильма поделён на несколько миниатюр, где показан духовный мир средневекового поэта, начиная с его детских, юных лет, проведённых в монастыре, и заканчивая миниатюрой, отображающей жизнь поэта в старости. Свои стихи он писал на армянском языке грузинскими буквами, в которых отражалась история его любви, отношение к религии, к народу. В фильме звучит оригинальная армянская речь.

«Цвет граната» — это картина, цикл живописных зарисовок, чередование изобразительных элементов, статичная красота. Это повествование, скорее, о жизни духа, нежели о внешних событиях биографии, не движение и развитие, а существование, созерцание. Смерть поэта передана через разбитые куски граната.

В начале фильма слова поэта: «Я человек, чья жизнь и душа —мученья…». Мы видим в первых кадрах одинокую рыбу на суше, где ей невозможно выжить. В следующем кадре появляются две рядом лежащие дохлые рыбины, но первая продолжает бороться, несмотря на безысходность своего обречённого положения… и зрители осознают силу духа и борьбу поэта, живущего в мире мёртвых бездуховных людей.

Картина жертвоприношения ужасает: посмотрите, сколько радости в лице этой женщины, держащей младенца, и как спокоен и заинтересован малыш, глядящий на происходящее.

Купол в воздухе ищет свой храм, как отображение внутренних поисков поэта. Он мечется и не может найти своё место в жизни…

Процесс венчания заканчивается следующей картиной. Мы видим: огромная чёрная гора дьявола не может перевесить маленький кусочек, что послал на землю ангел с небес.

Приближение смерти поэта…чёрная рубаха жизни уже сброшена, и поэт облачён в белое. На одной руке цветущей девушки жизнь, в другой —смерть, и ангел смерти уже рядом... следующий кадр не менее ярок своей смысловой выразительностью.

Весь фильм сопровождается разным освещением. Когда начинается миниатюра "Смерть поэта", мы видим, как солнечный свет, и обдувающий ветер, и светлые рубахи создают ощущение лёгкости, и сразу становится понятно, что для поэта смерть — это светлая радость и облегчение... Каждый отдельный кадр фильма наполнен глубочайшим философским смыслом талантливейшего режиссера и художника, и можно комментировать кадры до бесконечности. 

Американский психолог венгерского происхождения, профессор психологии, бывший декан факультета Чикагского университета, известный по своим исследованиям тем счастья, креативности, субъективного благополучия, Михай Чиксентмихайи, автор книги "Поток. Психология оптимального переживания", изучая творческих личностей, обнаружил в своих исследованиях, что они счастливы благодаря тому, что в процессе озарения испытывают состояние потока. Но поток не является исключительным достоянием каких-то особых людей. Автор выстраивает детальную, стройную и экспериментально подтверждённую теорию, в центре которой находится идея потока. Это состояние полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии. Эта теория соответствует формуле творчества С. Параджанова — это был «праздник жизни», за который Маэстро заплатил дорогую цену.

У Параджанова осталось более двадцати непоставленных сценариев: «Ара Прекрасный», «Давид Сасунский», «Икар», «Золотой обрез», «Бахчисарайский фонтан, «Земля, еще земля»… После «Теней» он хотел запускаться с «Киевскими фресками» о Второй мировой войне, но фильм закрыли сразу после актёрских проб (сами пробы сохранились). Близки к осуществлению были «Мечты по Оденсе» по Андерсену (с Никулиным в роли Андерсена), «Демон» по Лермонтову, «Интермеццо» по Коцюбинскому (который был запущен в производство за день до ареста Параджанова). От многих проектов остались не только сценарии, но и раскадровки, коллажи, эскизы. Уже в перестроечные времена он собирался снимать в Америке «Песнь о Гайавате», в Германии — «Фауста», в Италии — «Божественную комедию». Ничего из этого не осуществилось, а в разговорах о будущих проектах Параджанов к концу жизни всё чаще упоминает «Травиату»: «Помните, когда Альфред приходит к Виолетте, а она умирает? Вот так и я: «Поздно, Альфред, поздно…» От последнего фильма Параджанова — «Исповеди» — осталась одна сцена.

Сергей Параджанов: «В 1969 году у меня было двухстороннее воспаление лёгких. Я умирал в больнице и просил врача продлить мне жизнь хоть на шесть дней. За эти шесть дней я написал сценарий. В нём идёт речь о моем детстве. Когда Тифлис разросся, то старые кладбища стали частью города. И тогда наше светлое, ясное, солнечное правительство решило убрать кладбища и сделать из них парки культуры, то есть деревья, аллеи оставить, а могилы и надгробья убрать. Приезжают бульдозеры и уничтожают кладбище. Тогда ко мне в дом приходят духи — мои предки, потому что они стали бездомными. Мой дед, и моя бабка, и та женщина-соседка, которая сшила мне первую рубашку, тот мужчина-сосед, который первый искупал меня в турецкой бане. В конце я умираю у них на руках, и они, мои предки, меня хоронят. Из всех моих ненаписанных и непоставленных сценариев я бы хотел поставить сначала этот…» («Исповедь»).

Георгий Параджанов, режиссёр: «Он очень хотел снять «Исповедь». А я на тех съемках был главным ассистентом. Боржоми дяде носил, еду носил, чёрную шаль держал. Он уже плохо себя чувствовал, конечно. А на третий день, утром, у него хлынула кровь из горла. Все тогда решили, что это туберкулёз, что надо будет ему теперь отдельную вилку, ложку, тарелку, ну, как полагается. Поехали в тубдиспансер, сделали флюорографию, и вот врач выносит снимок, смотрит на него и говорит: «Господи, какой талантливый человек погибает». А там такое чёрное пятно в легких. Мы сначала Сергею сказали, что это комок кошачьей шерсти, он на свою кошку стал ругаться страшно — хотя очень её любил. Потом сделали еще анализы, и потом уже, ночью, я ему сказал, что это рак. Ну, а как это можно было скрывать?»

Новаторская кинообразность Параджанова получила широкое признание во всём мире. Прямые отсылки к фильму «Цвет граната» содержатся в клипе Мадонны на песню «Bedtime Story». Фрагменты из фильма также использованы в клипе «God Is God» группы Juno Reactor и в клипе «Yarom Bia» иранской группы Kiiosk.

В пространстве выставочного зала представлена инсталляция, которая включает в себя предметы, несущие глубокое символическое значение в фильмах и арт-объектах Параджанова. Ковёр со сложным орнаментом, старинная восточная сабля, женский образ в армянском национальном костюме, гранаты. Гранаты в армянской культуре символизируют плодородие и богатство (в Армении гранатовые деревья увешаны плодами круглый год). Для Параджанова эти плоды являются звучными визуальными аккордами, наполненными необыкновенной энергетикой. Гранаты кочуют из одной кинокартины Параджанова в другую, сопровождая его героев на жизненном пути: от рождения, сквозь праздники, любовные отношения, странствия, до самой смерти…

Гранаты у художника многозначны, потому и на выставке можно встретить не только разрубленный гранат (как в фильме "Легенды о Сурамской крепости"), который рядом с саблей возлежит на белой ткани, окроплённой кроваво-красным цветом ("Цвет граната"), но и белые гранаты (в фильме "Ашик-кериб"), и разных оттенков синего. Синих гранатов хоть и нет в фильмах Параджанова, но такая поэтическая вольность от организаторов выставки вполне пришлась бы по вкусу великому режиссёру, художнику, сказочнику двадцатого века.

Юрий Рост написал в своём эссе памяти Мартироса Сарьяна пророческие слова, которые можно отнести к жизни и творчеству Сергея Параджанова: «Порой не успеваешь ничего, кроме поступка».

На прощанье все зрители поблагодарили хозяйку галереи Zero-line, приобретшей славу изысканного Центра культуры и искусства, за показ одного из шедевров мирового кинематографа, и всех участников новой встречи за интересный рассказ о Сергее Параджанове, на что Георгий Сааков ответил: «Спасибо Беллочке и Викуле — это исключительно их заслуга. Браво!»

 

Гуарик Багдасарова





Другие материалы рубрики

06.05.2018 / 13:45:13

Выставка фонозаписей, кино- и фотодокументов времён войны в Ташкенте

В Центральном Доме фотографии Академии художеств Узбекистана открылась подготовленная Центральным госархивом республики выставка кино-фотодокументов периода войны, кинофототехники военных лет. Далее...

06.05.2018 / 13:32:46

Открытие художественной выставки к всенародному празднику — Дню Победы, памяти и почестей

На церемонии открытия художественной выставки — 4 мая 2018 года — в Ташкентском доме фотографии стояла особенно праздничная атмосфера. Сюда пришли представители старшего поколения, школьная и студенческая молодёжь познакомиться с работами мастеров двух секций: ветеранов и фотохудожников Творческого объединения художников Узбекистана. Далее...

24.04.2018 / 19:50:44

Загадки нежного искусства

В Доме-музее Урала Тансыкбаева 22 апреля 2018 г. состоялось открытие выставки изделий из батика Любови Кудрявцевой. Экспозицию картин на шёлке и расписанных шёлковых хитонов удачно дополнили куклы, созданные руками любителей-"кукольников" — семейной пары Оксаны и Александра Середюков. Далее...

23.04.2018 / 19:29:58

Выставка "Красота ремёсел региона Тохоку, Япония"

Посольство Японии в Республике Узбекистан и Японский Фонд при содействии Международного Караван-сарая культуры Икуо Хираямы при Академии художеств Узбекистана представляют Выставку "Красота ремёсел региона Тохоку, Япония", которая будет проводиться в Ташкенте в период с 26 апреля по 16 мая 2018 г. Далее...

22.04.2018 / 14:08:41

Академия художеств Узбекистана представляет: "Фестиваль изобразительного и прикладного искусства"

Можно сказать, что фестиваль искусств проходит уже по всей стране, выставки и мастер-классы организованы во всех областях и Каракалпакстане. Как нам сказал председатель Академии художеств Узбекистана Акмаль Нуриддинов, главная цель этого проекта донести до зрителей идею высокого потенциала творчества художников разных поколений, продемонстрировать любовь к родному краю, чтобы жители нашей страны, многочисленные посетители могли наглядно видеть и оценить по достоинству прекрасное. Далее...





24.11.2018 / 00:21:39
Первый Международный инвестиционный форум в сфере туризма. День 2.
 
17.11.2018 / 14:58:33
День города в Бухаре
 


27.11.2018 / 22:25:34
"От мира в доме к миру на планете" Вопросы профилактики насилия в отношении женщин обсудили в Ташкенте
 
16.10.2018 / 12:50:16
Пронзительное и точное рассуждение Михаила Жванецкого
 


09.12.2018 / 21:47:42
Раиса КРАПАНЕЙ: Озвучу ли восторг и восхищенье?
 
03.12.2018 / 23:35:29
Вспоминая Чингиза Айтматова и Абдуллу Орипова
 


27.09.2018 / 17:59:33
IT-технологии в Узбекистане. Что планируют в образовании?
 
05.06.2018 / 10:43:20
В Самаркандском государственном университете прошел Международный научный семинар на тему "3D технологии в музеях"
 

 
 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2018 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте