Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
12.10.2018 / 12:23:41
Этот долгожданный праздник в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана начинался, как и полагается, торжественно, многолюдно и жизнерадостноВыступивший на презентации Биеннале современного искусства председатель Академии художеств, народный художник Узбекистана Акмаль Нуридинов, отметил ее наиболее важные аспекты, значение в мировом современном художественном процессе: — В Ташкенте и Бухаре несколько дней будет проходить VIII Ташкентская международная биеннале современного искусства. Примечательно, что среди участников — современные художники и кураторы из стран Европы, России, США и Латинской Америки, Юго-Восточной и Центральной Азии. Они представляют свои творческие работы и проекты. В лучших выставочных залах и музеях Ташкента и Бухары представлены: видеоарт, инсталляции, фотоарт, концептуальная живопись, скульптура, графика и другие виды современного искусства. Несмотря на технический бум, приоритет высокого искусства никто не отменял, — подчеркнул председатель Академии художеств Акмаль Нуридинов. — Обогатились и видоизменились современные средства художественного выражения и приёмы, объекты эстетического освоения, но задачи искусства остались те же — передать мысли и переживания, ценность чувств, восприятие уникальности окружающего мира. Можно сказать, реальные бесценные артефакты для будущих поколений: кто и какие мы были, наши взлёты и падения. В этом контексте роль художников, как и всех творческих людей, невероятно значима. Главной целью YIII Международного биеннале современного искусства являются повышение престижа Узбекистана на международной художественной арене, взаимодействие и обмен художественным опытом среди мастеров современного изобразительного, декоративно-прикладного, кино- фотоискусства многих стран мира. Одна из главных задач биеннале — повышение культурного и интеллектуального уровня общества, молодёжи, а также укрепление культурных связей между народами. В своём выступлении заместитель министра культуры Узбекистана Камола Акилова напомнила, что народы Средней Азии и, в частности Узбекистана, на протяжении тысячелетий созидали высокую цивилизацию, ставшую неотделимой частью истории человечества. Этносы среднеазиатских народов складывались на базе общего древнего субстрата. Близость и даже общность исторических судеб среднеазиатских народов в полной мере сохраняется и в наше время. Со времён Великого шёлкового пути народы Средней Азии внесли огромный вклад в духовную и материальную культуру человечества, и сегодня мы в этом поступательном развитии среднеазиатской цивилизации открыты для тесных экономических и культурных взаимосвязей с нациями и народностями других стран во имя мира и дружбы на земле согласно миролюбивой политике Узбекистана. Главная тема биеннале — «Искусство и технологии. За и против» — о месте художника в современном глобальном и технологическом мире как уникальной творческой единицы со своим художественным продуктом. Необходимо отметить, что VIII Ташкентская международная биеннале современного искусства будет проходить в нынешнем году, объявленным в Узбекистане «Годом поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий». Биеннале современного искусства — это, прежде всего, диалог культур, — ответственно заявила искусствовед К. Акилова. Автор художественной программы презентации, режиссёр-постановщик ГАБТ им. А. Навои, заслуженный деятель искусств А.Е. Слоним поделился своими размышлениями о знаменательном культурном событии в узбекской столице: — Сегодня особенно важны такие мощные и разнообразные акции объединений в искусстве, согласии и дружбе. Двадцать семь стран продемонстрировали своё видение мира в этой новой "системе отсчёта" эстетики. Впечатляет разнообразие и фантазия авторов. Поскольку темой этого биеннале стало объединение творчества и технологий — здесь превалирует "геометрия" и "техничность" большинства работ. Стремление по-разному показать наш мир в таком парадоксальном повороте помогает каждому из нас ещё глубже и пристальнее всмотреться в окружающий нас мир и найти своё место в нём. Мне было очень приятно принять приглашение стать постановщиком презентации-пролога этой поистине гигантской акции, и к счастью, можно сказать, что замысел воплотился ивстретил тёплый приём посетителями выставки. Уже в начале и середине прошлого века о решающей, поворотной роли техники говорили идеологи технократических утопий и их оппоненты, футуристы и пролеткультовцы, художники революционного авангарда и молодые федорианцы. Вспомним О. Шпенглера «Закат Европы»; Е. Замятина «Мы»; Н. Бердяева «Человек и машина», В.Н. Муравьёва, участника бердяевской «Вольной академии духовной культуры», автора книги «Овладение временем»! В начале 20-х годов прошлого века русский мыслитель Николай Бердяев (1874-1948) в работе «Человек и машина» наряду с другими философами, писателями, художниками рассматривает технику как освобождающее «дух человека» начало: «Секуляризация, как и машина, убивает не дух, а материю», — писал он и при этом предупреждал, что может произойти «страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий». Этот прорыв в овладении человека силами природы Н. Бердяев воспринимал как духовное движение в мире, которое есть дело свободы. Свобода для Бердяева означала то, что мы уже плывём, барахтаемся, и ещё не поздно — вопреки всем сцеплениям! — изменить свою и общую судьбу. Он призывал потомков подчинить автономию техники духу и духовным ценностям жизни. Техника в наше время производит необыкновенные чудеса, влекущие за собой новую веру человека в её возрастающую мощь над жизнью и даже страх перед ней. Нынешняя экспозиция, неоднородная, спорная, захватывающая воображение, всё время наводит на мысль, судьбоносный вопрос: «За» или «Против», равноценный дилемме: «Быть или не быть?». Авторов экспонатов «BEING and TIME» («Бытие и время») и «Голоса мира», при всём их различии творческого подхода к волнующей теме, видимо, одинаково остро заботит проблема дегуманизации человека — в этом вся острота вопроса, перед которым ставит нас чудовищная власть техники. Авторы коллективного экспоната в виде графических рисунков на белых полосках бумаги отправляют наше воображение к петроглифам первобытной эпохи, когда человек впервые заявил о себе и своём художественном отношении к миру, возвысив себя до абстрактного мышления. На выставке в кино- и фотокадрах зафиксировано много лиц разного цвета кожи, национальности, возраста с тревожным выражением глаз, обращённых прямо на зрителя. Видимо, в наш скоростной век кризиса гуманизма и нагнетания великими державами ядерной напряжённости в современном мире авторов этих произведений волнует та же проблема, что и каждого из нас: мир так стремительно сползает к неразумию, что художники с разных концов света поднимают голоса в защиту доброго разума и общечеловеческого благоразумия. Выставка внушает мысль, что мы не одиноки в этом мире. На выставке многих посетителей наряду с другими привлекла внешне непримечательная инсталляция «Горькая полынь», состоящая из трёх предметов: холщовый мешок с натуральной сухой полынью, настой из неё и маленькая брошюра, автор которой художник-живописец Б. Курбанов из Ташкента посвятил её своей дочери, умершей от сахарного диабета. Он хотел своей инсталляцией привлечь внимание зрителей к целебным свойствам полыни, произрастающей в Центральной Азии в большом количестве. Внимание посетителей выставки привлекли также инсталляции японских художников с видеоматериалом, в котором увиденные мгновения осенней жизни увядающей природы контрастировали с крушением почвы разрушительной силой подземных толчков в Стране восходящего солнца. Эта скомбинированная инсталляция заставляла задуматься над драматизмом реальной жизни и иллюзорности благополучия, трагической обречённой зависимости человека от стихийных природных бедствий и о многом другом. Среди посетителей вернисажа было много как учащейся молодёжи, так и зрелых мастеров изобразительного искусства: они обменивались мнениями, порой противоречивыми, но те и другие приветствовали поиск художников новых путей и средств самовыражения в эпоху скоростных компьютерных технологий. Среди них мастер, прошедший великолепную реалистическую школу, большого и масштабного дарования, заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан, академик Владимир Бурмакин. За свою большую творческую жизнь он исколесил многие страны мира, бывал во Франции и Англии, в Германии и США, на Кубе и в Марокко, в Индии и Австрии, в Швейцарии и Турции. В последние годы выполнял монументальные художественные работы при оформлении зданий Международного аэропорта и Сената в Ташкенте, а также Национальной библиотеки Узбекистана имени А. Навои. Именно за эти монументальные работы он был удостоен звания лауреата Государственной премии в канун 20-й годовщины Независимости нашей страны. На выставке восьмидесятилетний мастер представил 18 работ нового направления, названного им «Компьюфо». В интервью Владимир Бурмакин выразил восторг оттого, что на выставке представлена огромная армия художников со всех уголков мира, близких ему по духу в поисках символического выражения нашей Вселенной. На вопрос, что послужило или помогло убеждённому реалисту, автору непревзойдённой «Байсунской Мадонны», так далеко продвинуться вперёд в новом «научном» искусстве, передающем скрытую истину, тогда как известно, что формы искусство и наука — антиподы и что «научность для искусства смерть», как утверждал в недавнем прошлом советский философ Я.Э. Голосовкер. Владимир Бурмакин рассказал, что его увлечение фотоискусством в симбиозе с компьютерной графикой и творческие поиски в авангардном направлении послужили зарождению нового направления в художественной культуре XXI века. Он предлагает объединить виртуальный мир с реальностью, используя энергию воображения для реализации своих идей. — Направление «Компьюфо», — говорит Владимир Иванович, — это шанс приобщить к прекрасному миру искусства широкие народные массы. Владея компьютером, который сегодня прочно вошёл в обиход людей, и имея художественное образование, любой эстетически подготовленный человек может творить новую природу, извлекать из глубины подсознания неудержимую фантазию, вплавлять её в безудержном вареве красок на упругий, сдерживающий натиск и агрессию холст, — в этом и проявляется суть художника. Однако, — признался художник, — мне иногда из космоса хочется вернуться на землю и снова творить в моём любимом реалистическом стиле, тем более, что именно эти мои работы находят массовый отклик у зрителей. Абстрактные работы большого мастера с их загадочной изощрённой символикой вызывают неоднозначное впечатление, но бесспорно одно: его духовность выросла из природы, взяв из неё самое ценное, — это неутолённое осознание необъятной жизни. Об этом мы говорили на вернисаже с его старейшим другом — узбекистанским художником родом из Абхазии, преподавателем Ташкентского педагогического университета имени Низами, профессором Янисом Салпинкиди, в 2004 году награждённым золотой медалью Академии художеств Узбекистана и орденом "Дустлик". Многие годы он давал уроки живописи в изостудии "Поиск" при Дворце авиастроителей. Его ученики стали профессиональными художниками. Он рассказал о том, что Владимир Бурмакин был одним из первых, если не сказать первым, художником в Узбекистане, которому удалось всколыхнуть устоявшееся представление и стереотип мышления. Большая персональная выставка в 1969 году в зале "Дома знаний", расположенного в центре Ташкента, позволила совершенно иначе взглянуть на сам процесс творчества. Выставка ожесточила и озлобила одних и дала надежду и веру в безграничные возможности творчества другим. Почти полвека после той выставки не ослабили внимания к творчеству этого художника, всегда оригинально мыслящего, неожиданного как для своих коллег художников, так и для поклонников его таланта. Работы Владимира Бурмакина на выставке несут в себе, — утверждает Я. Салпинкиди, — энергию здоровой, нравственной и духовной силы. Рождённые природой подсознания, проверенные затем логикой и разумом, они утверждают радость бытия и силу творческого духа, данную человеку Богом и природой. В этом художник видит своё предназначение. За эти, далеко не безмятежные творческие десятилетия, — дополнил Янис, — художником созданы сотни живописных и графических работ. Он участвовал во многих выставках у себя на родине в Узбекистане, в России, Англии, Франции, Америке, Германии, Болгарии, Турции, Польше. Его работы находятся во многих музеях, галереях и частных собраниях мира. Так, в Германии, под Кёльном, в галерее ЭКЮ-Отеля города Гуммерсбаха собрано около 200 работ художника, куда он выезжает для творческой работы. Сам Янис Салпинкиди, поощряя поиски своего коллеги в направлении «искусства антиформы», продолжает упорно работать в реалистическом направлении. В настоящее время его захватила библейская тема «Симон и гости», повествующая о том, как Иисус за день до своих спасительных страданий навестил в Вифании дом им самим исцелённого от проказы Симона. Янис Салпинкиди планирует в ближайшем будущем открыть выставку одной своей работы и многочисленных эскизов к ней, как в XIX веке это сделал его русский предшественник Александр Иванов (1837-1857 гг.), автор знаменитой сорокаметровой картины «Явление Христа народу», ныне находящейся в Третьяковской галерее в Москве. На официальной церемонии открытия VIII Ташкентской международной биеннале современного искусства председатель авторитетного международного жюри, российский художник и теоретик искусства, организатор выставочных и издательских проектов в области «Science art» (или«Art and scienсe») и новых медиа — Дмитрий Булатов обратился к собравшимся с приветственным словом. Произведения относительно молодого художника из Калининграда были представлены на различных выставках и фестивалях, в том числе на 49-й и 50-й Венецианских биеннале (2001, 2003), Ars Electronica (ORF, 2002) и многих других. Он организовал и курировал более двадцати международных выставок, в т.ч. “SOFT CONTROL: Искусство, наука и технологическое бессознательное” в рамках программы “Марибор – Культурная столица Европы 2012”. Член редакционных советов журналов по современному искусству “DOC(K)S” (Франция) и “NOEMA” (Италия) в 2014 году был номинирован на «Золотую Нику» фестиваля Prix Ars. — Дорогие друзья и коллеги! Я очень рад поздравить Вас с этим событием! Приверженность новым идеям концептуального искусства говорит о здоровой ситуации в обществе, стремлении к свободно конвертируемым идеям, открытости миру. Я хотел бы поздравить организаторов выставки, приложивших массу усилий для того, чтобы нам, участникам международного жюри, появилось больше работы. Нам предстоит довольно тяжёлое испытание оценить большое количество произведений современного искусства, и мы должны сделать свой выбор, и конечно, мы его сделаем. В рамках биеннале будут проходить международная научно-практическая конференция «Жизнь искусства с технологиями в контексте настоящего», дискуссионные панели и лекции с участием ведущих теоретиков и кураторов на тему современного искусства. Мероприятия биеннале продолжают проходить в Ташкенте в Центральном выставочном зале АХ Узбекистана, Ташкентском доме фотографии, Международном караван-сарае культуры Икуо Хираяма, Галерее изобразительного искусства Узбекистана, Государственном музее искусств Узбекистана, Дворце творчества молодежи, Галерее Bonum Factum. Выставки также пройдут в Бухаре в краеведческом музее в крепости Арк, музее Ситораи Мохи Хосса. В эксклюзивном интервью для сайта «Культура.Уз» куратор Государственного центра современного искусства Дмитрий Булатов (Россия) смог поделиться своими первыми впечатлениями от вернисажа: — Восьмое международное биеннале в Ташкенте заслуживает всяческого внимания любителей современного искусства хотя бы потому, что объединяет множество художников различных жанров, стилей и направлений. Она интересна тем, что демонстрирует, как новые технологические и научные идеи увязываются с вековыми художественными традициями в изобразительном и прикладном искусстве Узбекистана, возможно ли сосуществование нового и традиционного в современном искусстве этой страны, открытой новым веяниям и вызовам культуры. На мой взгляд, безусловно, возможно. В жюри входят отечественные и зарубежные эксперты в области искусства. Я думаю, мы найдём консенсус со всеми уважаемыми членами международного жюри и почтим вниманием самых достойных авторов и их произведения искусства на этом биеннале. Для победителей биеннале установлены награды: Гран-при, медали и призы в номинациях. Все участники биеннале получат «Сертификат участия». Официальное закрытие биеннале и награждение участников состоится 14 октября в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана. — Так Вы, я полагаю, исходя из ваших ответов, «За» современное новое концептуальное искусство, несмотря на все его противоречия: притязания абстракционистов на так называемую «новую этику научной истины», отвергающую старую этику чувств, если выражаться словами Я.Э. Голоскера, притязания обезьяны на красоту? — Я — однозначно — «За!», потому что я и работаю в области искусства и науки: это моя специализация. Мне интересны это направление и те актуальные вопросы, которые поднимает странное смешение не похожих друг на друга таких областей, как искусство и наука или искусство и техника. — Можно сказать, что нынешняя экспозиция — это только начало роста новых саженцев, а цветочки мы увидим потом? — Да, конечно! В этом странном гибриде, на мой взгляд, заложена чрезвычайно позитивная энергия развития. Любое новое явление всегда появлялось на границе междисциплинарных и межжанровых областей и давало толчок появлению новых ростков, которые, как известно, не отрицают никакие предыдущие направления, но только расширяют их в художественном познании мира. Я первый раз в Узбекистане, и у меня сложились очень тёплые впечатления не только от южного климата, но ещё невероятного гостеприимства людей, очень открытых и радушных. В процессе работы мне ещё предстоит для себя открыть Бухару со всеми её историческими достопримечательностями. Для меня это только первые, но думаю, не последние шаги на пути знакомства, в целом, с вашей замечательной страной и узбекской культурой. Всех участников большой выставки во всех лучших залах Ташкента и в Бухаре, и особенно молодых художников, ожидали очень интересные встречи с зарубежными коллегами, углублённый обмен мнениями для того, чтобы понять пути дальнейшего развития современного искусства и что нужно нам делать для того, чтобы впредь и всегда: «Все флаги в гости будут к нам…».
Гуарик Багдасарова, искусствовед
|
|