Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
14.12.2015 / 15:13:44
Мухтархан Исанов завершил работу над новым циклом картин. В гостях у художника«Под знаком зодиака»- так называлась персональная выставка Исанова, которая проходила в апреле-мае прошло года в Галерее изобразительного искусства Узбекистана, которая произвела очень большое впечатление и на многих любителей живописи, и на меня лично. Она была интересна по всем направлениям, и по необычной яркости красок, своей тематике, философской глубине представленных картин. Тогда не удалось задать все возникшие вопросы, получить ответы. И вот такая возможность появилась на днях, когда мы неожиданно встретились в отеле «Интернешнл-Ташкент» на показе коллекции моделей очень талантливого ташкентского дизайнера DILYAMUR. Мы договорились с Мухтарханом о встрече в его мастерской в Доме художников неподалеку от метро «Буюк ипак йули» в минувшее воскресенье. Посмотреть новые картины , поговорить с художником вместе со мной пришли мои коллеги Максад Джангиров и Андрей Тешаев.
Мухтархан Исанов получил хорошее академическое образование окончив отделение станковой живописи Ташкентского Государственного театрально-художественного института , многое ему дали занятия в мастерской выдающегося узбекского художника Рахима Ахмедова. Свой путь в изобразительном искусстве он нашел обратившись к традициям национального искусства , образам и легендам Востока. По мнению доктора искусствоведения Камолы Акиловой: «Сегодня Мухтар Исанов – художник, чей творческий почерк не спутаешь со стилем его многих коллег. Его работам свойственен декоративный плоскостный стиль , с яркой колористической гаммой , строящейся на контрасте цвета. Он не любит полутонов, он художник , который достаточно конкретен и в цвете, и в композиции , и в ритмике произведений. Все это находит отражение в его образах и мотивах, тематике его работ, живописной стилистике автора».
Все это в той или иной степени , там, где тесно переплетаются правда и вымысел, мы могли видеть во время знакомства с работами созданными художником не только в уходящем году, но и прежде. Очень впечатляющая цветовая гамма в которой тесно переплетаются правда и вымысел… Это помогает автору широко развернуть свои творческие возможности и сделать более притягательным мир создаваемых образов. Сначала мы увидели только что завершенную работу , которая называется «Полная чаша зерен граната». Как и многие другие, это удивительно привлекательная картина о женской красоте, в которой воплощен образ девушки тянущейся к блюду с совершенно великолепными зернами граната. Тема любви и женской красоты находит свое продолжение и в других новых работах, таких как «Раздумье», «Вкус груши», но тут уже образы женщин немного постарше, когда красота приобретает совсем другие формы. Очень хороши и такие картины, как «Осень красных цветов», «Букет с петушками», «Грушевый сад бабушки Айши», «Утро пэри», «Поцелуй вкуса черешни». Много мыслей вызывают и такие полотна показанные мастером, как «Невеста из долины», «Рождение бабочки», «Бабушкин сундук» и «Ласточкин дом». Не менее интересно было рассматривать картины Исанова «Цветочная пэри», «Млечный путь», « Женский гап…». На всех нас произвел большое впечатление и триптих в котором изображены удивительно красивые кони в совершенно разных ситуациях, когда они, вроде бы, как и люди, о чем-то думают, к чему-то стремятся. Наверно поэтому автор дал этим полотнам весьма символичные названия – «Ночь, день, вечность». В заключении встречи в мастерской художника мы задали ему ряд вопросов. И вот какие мы получили ответы.
- Мухтархан, расскажите немного о вашем учителе Рахиме Ахмедове - Это был очень большой художник, весьма значительная фигура в нашем изобразительном искусстве того времени. Он великолепный живописец, портретист. Он учил нас не рисовать как он, а учил мыслить, думать , иметь авторский взгляд на то, что ты делаешь в живописи. Все это очень помогло мне в дальнейшем в определении моего пути , как профессионального художника. - Можно ли охарактеризовать то, что вы делаете в живописи , графике как символизм? - Да, конечно. К этому я пришел в результате обучения в Ташкенте , знакомства с работами представленными в лучших галереях мира. - Со скольки лет вы начали рисовать? - Очень рано, с четырех лет. Уже тогда я стал что-то придумывать, делать какие-то рисунки. Потом мой дядя был профессиональным художником. И он оказал определенное влияние на выбор мной профессии. - Во многих ваших картинах вы любите рисовать наши прекрасные гранаты в той, или иной разновидности. Что это означает? - В 90-ых годах , когда начиналась моя творческая деятельность, я увидел человека продающего огромные , очень красивые гранаты. Я призадумался над этим. Во-первых, это круглый шар напоминающий нашу земную планету. Еще подумал, что все эти гранатовые зерна, как – бы люди на земле. Вот так, постепенно от одного увиденного граната у меня получилась целая серия работ. Когда Союз наш лопнул, я представил себе это как расколотый гранат. Значить подоспело такое время и наша страна пошла по своему пути развития, что не может не радовать всех узбекистанцев. Таким образом, я продолжаю для себя философское осмысление происходящего через красоту граната. То его зерна собираю в какую-то пирамиду, то рассыпаю их . Все это помогает мне глубже раскрывать ту, или ли иную выбранную мной тему. - Во всех картинах сразу чувствуется , что вы истинно узбекский художник, национальные мотивы у вас всегда на первом плане… - Естественно, а как же иначе, здесь моя родина, во мне течет узбекская кровь, вокруг меня все родное и мне все это очень дорого. Как-бы я не одевался, что бы я не делал в искусстве, я буду писать по-узбекски. Я всегда буду представлять мою родную землю, где живу и творю. От этого никуда не денешься. Все , что у нас происходит с обретением независимости, дает нам богатую пищу для размышлений и творчества. Можно сказать, что у меня бесконечная серия работ, темы которых перекликаются и перетекают одна в другую. - Какие темы вы считаете для себя самыми главными? - Прежде всего это окружающая нас жизнь, люди, их дела, наша прекрасная природа. - Как вам работалось в этом году, какие вам удалось решить творческие задачи? - После выставки в прошлом году я многое пересмотрел в свое творчестве в этом году. Стало понятно, что надо вносить какие-то изменения во взглядах на те, или иные вещи, отображаемые образы, и цветовом решении, и композиционно. Надо было сделать так, чтобы предыдущие работы отличались от сегодняшних. Не все еще решено, но поиск новых форм выразительности продолжается. Каждый раз я что-делаю как в первый раз. - Вот перед нами самая последняя работа «Полная чаша зерен граната». Какой смысл вы в нее вкладываете? - Женский образ, который вы видите, это портрет моей дочери Камиллы. Признаюсь, что во многих женских образах , созданных мной , вы видите ее портрет. И вот в этой картине «Рождение бабочки», тоже представлена она. Я бы сказал, что сейчас она моя муза. Хочу сказать тем самым, что каждый человек строит свою пирамиду в жизни через эти рассыпанные зерна граната. И это все у меня, как некий оберег. Я иду сквозь века, через особую красоту Востока к дням сегодняшним. - Очень хорошая работа «Млечный путь» - Это мой автопортрет в образе вечного скитальца ищущего что-то в бесконечном космосе. Я не могу успокоиться. Сделав одну работу, я тут же хочу идти дальше. - Где, в каких странах есть ваши работы, где проходили ваши выставки? - В Германии, во Франции, Голландии, Норвегии, Израиле и других странах, в частных коллекциях, галереях. Моя первая выставка проходила в 1990 году в Голландии , когда я только что окончил институт и был еще аспирантом. С большим успехом прошла тогда эта выставка. Видеть представителя художественной школы Узбекистана для них было просто открытием. Я создаю такие картины, которые можно обозначить как «Сделано в Узбекистане». И я горжусь этим. - О чем сейчас думаете? - Хорошо бы выставиться где-то за рубежом и представить всю палитру своего творчества. И хочется просто работать. - Спасибо вам за эту беседу. Желаем вам осуществления всех ваших планов.
БОРИС БАБАЕВ, KULTURA.UZ Фоторепортаж МАКСАДА ДЖАНГИРОВА
|
|