23 февраля 2016 года в Ташкенте в Государственном музее искусств Узбекистана открылась выставка “Уникальный образец золотошвейного искусства Узбекистана”.
Экспозиция, где представлен “Халат” бухарской придворной мануфактуры XIX века, будет экспонироваться до 29 февраля с.г.
Выставка призвана привлечь внимание к шедеврам бухарской школы золотого шитья, одного из интереснейших видов народного ремесла в истории искусства нашей страны....
Не менее интересные уникальные изделия, изготовленные в единственном экземпляре, можно посмотреть и в экспозиции (на верхних этажах ГМИ Уз) этой сокровищницы народного достояния
Справка:
История золотошвейного искусства имеет давние корни и получало распространение в странах древнего Востока: Вавилоне, Византии, Иране, в государствах Средней Азии. Золотошвейная традиция этих стран формировала и развивалась по разному с учетом своих особенностей.
В Средней Азии это искусство развивается в период ханств и достигает своего пика в Бухарском ханстве XIX века.
Представленный на выставке “Уникальный образец золотошвейного искусства” халат относится к 80-90 годам XIX века и рассчитан на мужчин элиты приближенных к хану.
Основу халата составляет черный бархат, по которому исполнена вышивка в технике «гульдузи» - шитье по рисунку (вырезанному на коже, картоне или бумаге), нашитому на фон основной ткани, которая украшается золотом в прикреп.
Халат относится к типу халатов называемых «буттадор», техника вышивки которых, специально применялась для украшения халатов правителей дворца. Внутренняя отделка халата состоит из дорогостоящего образца шёлка-адраса. Края халата оформлены расшивными тесьмами – «джияк».
Длина халата составляет 141 см, размер вышивки «бутта» - 39х39, ширина каймы - 10,5 см.
Орнамент халата представляет собой цветочный узор, состоящий из кустов «бутта» равномерно заполняющими все поле вышивки.
Цветочный рисунок на халате выполнен известным рисовальщиком Усто Амон-джон Маджид уғли.
Мастера вышивки известные вышивальщики Файзулло Гайбулло ўғли и Умар Хаят ўғли.
“Бутта” представляет собой восьмилепестковую цветочную розетку, “мадохили-дурун ба дурун”, заключенный в круг “чиллак”, фон которого сплошь зашит золотым швом “мауджи- оча-бача” (волна “мать и детя”).
Цветочная розетка в свою очередь вписана в небольшую круглую розетку “альмоси-даура” (“алмазная” шитая в круговую спираль).
Вокруг розетки по кругу, расположены восемь аркообразных фигур “мадохиль”, зашитых растительным узором, представляющим собой небольшие “кустики” – “бутта”, которые выходят из вазона, изображенного в виде тюльпана “лола”.
Кустики вышиты на фоне зеленого и красного бархата (в порядке чередования цветов), состоят из четырехлепестковых цветов “чор-барг” и листьев “барчи-хорак-дузи”.
Мадохиль перемежает прямые широкие листья и вырезанные краями листьями “хазони-диля кофта”.
Информация подготовлена сотрудниками ГМИ Уз.