Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
27.02.2016 / 00:27:48
Графики-художники о графике-искусствеВыставка графики "Возрождение", представленная в Центральном выставочному зале Академии художеств Узбекистана, и вызвавшая широкий резонанс в средствах массовой информации, к сожалению, завершает свою работу. По ставшей уже доброй традиции, в Центральном выставочном зале собрались художники, искусствоведы, студенты, блогеры и просто неравнодушные к искусству люди, для обсуждения выставки, возможностей популяризации этого жанра да и просто для разговора о графике. Тем более, все чаще и все большее количество художников говорят о необходимости возрождения этого вида искусства. В силу разных причин, среди которых есть как объективные так и субъективные ( об этом будет сказано ниже), интерес к графике в последние годы уменьшился. Академия художеств Узбекистана прикладывает значительные усилия для изменения этой ситуации и привлечения внимания к искусству графики, прежде всего молодежи. Состоявшийся в четверг круглый стол или "цеховой разговор", как определила его жанр искусствовед Людмила Кодзаева, был посвящён именно этой задаче. С одной стороны, ни одна творческая работа не начинается без карандаша и бумаги, поэтому можно сказать, что графический процесс лежит в основе творчества. Просто карандашная зарисовка - уже графическая работа. С другой - графика предоставляет, для самовыражения художника, такое количество техник (офорт, литография, ксилографии, линогравюра, акварель и др.), как, наверное, ни один другой жанр. Эти техники требуют специального оборудования и умений, которые, в нынешних реалиях, утрачиваются. Во многом, это "веяние времени", связано с вторжением компьютеров, с графическими программами, с доступностью печатающих устройств, но и с неизбежной потерей индивидуальности, дыхания художника. Проблема, сама по себе, актуальна для всех стран, а вот подходы к сохранению и развитию искусства графики разнятся. Искусствовед Людмила Кодзаева напомнила об опыте Kala Art Institute. Это цеховое международное объединения графиков из разных стран мира. База находится в Калифорнии, в небольшом городке Беркли. Идея проста, собрались художники-графики, купили в складчину производственное помещение, отремонтировали его и собрали туда все что возможно производить в области графики, все станки включая и Компьютеры. Живут коммуной, вкладывают в этот институт свои сбережения и заработки, ни гроша не получают ни от каких инстанций. Но они организовали мастерские и если у человека, который хочет поработать в графике, есть возможность приехать туда и прокормить себя - пожалуйста, бесплатные станки и бесплатное проживание. Созданные в этом институте произведения частично передаются в их фонд, часть реализуют на выставках. Таким образом решен вопрос оборудования. Но только ли в станках дело? Надо сказать, что вопрос: "что первично?", в этот раз был, как никогда, актуален. - Неважно чем писал Александр Сергеевич - парирует художник Виктор Апухтин, - если бы он писал шариковой ручкой, вряд ли бы он писал лучше или больше. Средства это завершающая часть творческого процесса. Ненужно ничего возрождать искусственно, это эволюционный процесс. Оставьте все как есть, все само произойдёт, все возродится. Досталось и самим художникам- графикам, ведь многие из них начали заниматься живописью. В последние годы живопись более коммерчески успешна, а жизнь есть жизнь. - Я и сам такой - предатель - в сердцах сказал художник и преподаватель графики Ривкат Азиханов, - занимаюсь живописью тоже. В Узбекистане была и есть уникальная школа графики, которую надо сохранить во что бы то ни стало. И одна из главных задач на этом пути - возродить интерес молодых художников в этому удивительному жанру. Ну а что первично - вопрос риторический, ведь карандаш и бумага под рукой есть всегда.
Ольга Гула
|
|