Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
31.07.2017 / 09:49:20
Выставка картин Чингиза Ахмарова - "Навоийдан куч олган мусаввир" открыта в Государственном музее искусств УзбекистанаНа церемонию открытия пришли не только многочисленные поклонники творчества Ахмарова, но и многие его ученики и последователи. Произведения этого большого художника, его творчество стали неотъемлемой частью изобразительного искусства узбекского народа и завоевали широкую популярность. Об этом, широте души и сердца, большом мастерстве художника говорил в своем выступлении один из самых любимых учеников Чингиза Ахмарова и уже тоже известный художник Садык Рахманов. Широта и разносторонность интересов не только в области изобразительного искусства, но и литературы, истории, музыки, архитектуры, богатый широкий мир постоянно привлекают к Ахмарову не только художников, но людей самых разных профессии и интересов. В конце 1920-х годов семья Ахмаровых переезжает в Карши, а затем в Самарканд. "Подлинным и основополагающим началом моего формирования как художника стал Самарканд", - сказал потом Ахмаров. О различных сторонах жизни и творчества, особой важности творческого наследия художника рассказывали собравшимся еще один из учеников Ахмарова Тимур Саъдуллаев, доктор искусствоведения Акбар Хакимов, народный художник Узбекистана Джавлон Умарбеков и другие. Первой яркой страницей творчества Чингиза Ахмарова как монументалиста, новым в подлинном смысле этого слова монументальным произведением художника стали фрески, украсившие стены фойе театра оперы и балета им. А.Навоий. Его работами украшен Казанский театр оперы и балета, построенный в 1959 г., Институт Востоковедения им. Беруни, ресторан "Юлдуз", также монументально-декоративные панно для интерьера метро Алишера Навоий. Он будто бы оживил при помощи своей кисти знаменитую поэму Алишера Навоий "Хамса". В своих полотнах Ахмаров создает главные образы поэм "Фархад и Ширин", "Лейли и Межнун", "Стена Искандера" и др. В начале 50-х годов Ч.Ахмаров получил приглашение принять участие в создании монументальных работах для станций московского метро. Одной из первых крупных работ, созданных Чингизом Ахмаровым по возвращении в Узбекистан, стала серия монументально-декоративных панно для интерьера здания музея Улугбека, возведенного вблизи обсерватории великого ученого в Самарканде. Тематический диапазон монументально-декоративных произведений Чингиза Ахмарова был очень широк. И в этом еще раз можно было убедиться на этом вернисаже, где можно увидеть немало выдающихся творений художника. Нашим собеседником на этом вернисаже был профессор, заведующий отделом Государственного музея Тимуридов Узбекистана АБДУМАДЖИД МАДРАИМОВ. - Мне сказали, что вы знаете все, что связано с жизнью и творчеством Чингиза Ахмарова. Что вы могли бы рассказать о его творческом пути и об этой выставке? - Меня очень радует, что проводится такая впечатляющая выставка работ нашего выдающегося мастера живописи и миниатюриста. Нам надо всегда оглядываться немного назад, чтобы заново посмотреть и оценить то, что сделали наши прежние мастера. А его наследие огромно и оно о многом заставляет задуматься. Он создал целую галерею великолепных миниатюр. Весьма впечатляют его настенные росписи. Московский искусствовед Докучаева сравнивала их с росписями Микеланджело и Леонардо.Это яркая страница изобразительного искусства Узбекистана в 20 веке. Шедевром можно назвать его росписи на метро Алишер Навои. По-моему, это самая наша красивая станция на линиях нашего метро. И вместе с тем, это был учитель с большой буквы. Он воспитал целую плеяду наших выдающихся современных художников и искусствоведов. В этом тоже есть немалая заслуга Ахмарова. И еще об одном не могу не сказать. Чингиз Ахмаров очень мне помог своими советами и рекомендациями во время написания моих кандидатской и докторской диссертаций. Для меня это незабываемый человек.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz Фото – Сергея Савчука-Курбанова
|
|