We cover the news of Uzbek culture: theater, movies, music, history, literature, education, and more.

Ru   En

Search this site
Home page Panorama Vernissage
Theater
Kinoprom Music Tourist Industry Personal life Literature World of knowledge
01.05.2014 / 14:21:57

Опера "Царская невеста". Аплодисменты во Дворце "Туркистон"


         Отрадно, что коллектив нашего родного ГАБТа им.Алишера  Навои дважды обращался к постановке опер  Н.А.  Римского-Корсакова – это «Моцарт и Сальери» (1898) в восьмидесятые годы и «Царская невеста» (1899),  успешно идущая  сегодня на ташкентской сцене и вызывающая  неизменный интерес у зрителей. Так было и в этот раз, во Дворце «Туркистон», когда спектакль был посвящен 170-летию со дня рождения великого русского композитора. В этот вечер в зале снова и снова звучали аплодисменты. Зрители  по достоинству оценивали  великолепное исполнение этой оперы артистами театра и  оригинальную постановку  режиссера, заслуженного работника культуры Узбекистана А.Е. СЛОНИМА. Когда я спросила у Андрея Евсеевича в чем такая притягательная сила произведений  этого композитора он сказал так:

 -  Римский-Корсаков, автор пятнадцати  опер,  внес в  сокровищницу мировой музыки  целый ряд непревзойденных шедевров. Чутко и тонко развивая оперную драматургию, он внес в самые основы композиторского творчества принципиально новые приемы раскрытия драматургии, событийности, психологии героев. И одновременно с этим – несомненные оттенки нового для своего времени течения, именуемого «импрессионизмом», которое стремилось передать неповторимость ВПЕЧАТЛЕНИЯ от настроений, восприятий, ощущений. Стараясь проникнуть в самые глубины движения души, Римский-Корсаков не только точно раскрывает особую истину страстей и чувств, но утонченно исследует мельчайшие нюансы движений духа.

Эту новаторскую концепцию  Андрей Слоним  строго сохранил в новой постановке «Царской Невесты», чья предыстория исчисляется более чем вековой сценической  эволюцией. О том, чем же принципиально отличается  эта постановка от других современных интерпретаций исторической оперы мне сказал в этот вечер  молодой солист Оперного народного театра из Санкт-Петербурга Михаил Крамер. Он родом из Ташкента, приехал на побывку к родным, вместе со мной побывал на  этом спектакле .

  - Режиссёрская работа мне очень понравилась - бережное отношение к тексту оперы, прекрасно переданная эпоха, большей частью сценография идеально сочетается с музыкой оперы. Вообще, очень ценно, что до узбекского столичного  театра не докатились современные веяния, так называемая «режопера». Могу сказать, что в Санкт-Петербурге сейчас нет такой бережной постановки «Царской» - к примеру, в Мариинском театре действие оперы перенесено в сталинские времена.

Постановка в Ташкенте   отличается абсолютной адекватностью, и, ещё раз подчеркну, очень бережным отношением к тексту оперы.

 Царя Ивана Васильевича Грозного  исполняет  постановщик  оперы А.Е. Слоним. Этот образ в сплетении с другими в спектакле очень  важен. В концепции спектакля образ представлен сквозным, вплоть до финала и завершающей его выразительной мизансцены, в которой в обилии жертв эпохи тоталитаризма (на современном языке) и беспредела представлен и сам царь. Он карает своего опричника Григория  Грязного и  через мгновение, чуть  позже,  бессильно обвисает на своём царском посохе. Таким образом, он   сливается в своем порыве со всем народом, произносящим финальную фразу "О, Господи!" - в исступленном молении о прощении за всё, за всё... Это и есть катарсис (очищение), без которого не обходится ни одна классическая трагедия со времён Шекспира до наших дней.

    В принципе,  любой постановщик имеет право, в согласии с партитурой, расширить рамки авторских указаний. Согласно автору, роль Бомелия заканчивается во второй картине. В постановке А.Е. Слонима этот образ осуществляет свое развитие  в финальной сцене. Григорий  Грязной приводит заморского лекаря  с собой, чтобы исцелить Марфу, как он недальновидно считает, от "любовного томления" к  Григорию. Когда интрига раскрывается - Бомелий также получает сполна за свои деяния. Вспомним факт, что исторический Бомелий, действительно, был схвачен и казнён.

 А.Е. Слоним по-новому,  совершенно психологически оправданно,  мотивирует и  образ  Марфы, согласно собственной творческой концепции:

Юная Марфа из «Царской невесты», становящаяся невольной жертвой людских страстей, безвинно отравленная злым зельем – в своей устремленности к свету интонирует свои фразы тоже в этом «ладу обреченности». И до смятения духа очевидно, что когда и над опричником Григорием Грязным – одним из главных виновников трагедии – сгущается этот же мрак предначертанности, - то и в его интонациях неожиданно появляется этот же лад, пророчащий скорую смерть. Прислушавшись и присмотревшись к Снегурочке, уже познавшей начала земной любви – мы услышим и в ее фразах не только озаренность, но и нависающий знак скорого ухода. Думается, в самих приемах раскрытия видения мира Римский-Корсаков по вполне понятным причинам оказывается весьма близким к творчеству великих живописцев своей эпохи – Врубеля, Борисова-Мусатова, Левитана.

Как в любой оперной постановке Н.А. Римского-Корсакова, в «Царской невесте» значительную роль играет музыка – с первых тактов сдержанной увертюры до  предельно выразительных возможностей драматического развития  сюжета во втором действии, в котором стремительно раскрывается душевная жизнь героев.  Углублённое внимание композитора к их чувствам, психологическим противоречиям и конфликтам, расширяясь и углубляясь, выражается  в сложной и разнообразной музыке: она временами  пафосно торжественна, а то безоружно лирична и даже сокровенна.

Оркестр под руководством народной артистки Каракалпакстана  Аиды Абдуллаевой  точно передаёт бездушный похмельный «беспредел» опричнины эпохи Ивана Грозного. Музыка  не только осуждает, но временами оправдывает   безудержность  страсти царского опричника  Григория Грязного (Руслан Гафаров) и его бывшей возлюбленной Любаши (Я. Багрянская),  наказанных за своё злодейство в конце спектакля.  Музыка живописно рисует   характер доброго, радушного  и несчастного купца Собакина (Г. Дмитриев), повергнутого в отчаяние неожиданной бедой – смертельным недугом отравленной ядовитым зельем дочери – царевны Марфы. Музыка светоносно передаёт  возвышенную чистоту  «царской невесты» (Л. Абиева),  до самой своей кончины преданной своему чувству к молодому жениху Ивану Лыкову (У. Максумов). Она выразительно подчёркивает неоднозначные характеры  Малюты (Д. Идрисов), лекаря-немца Бомелия, простоватой Дуняши и наивной Домны (Н. Банделетт). В спектакле нет мёртвых типажей, все они наделены живыми чувствами и оживлены многоцветными тембрами «действующих лиц» эпического мира  Римского-Корсакова, где чудо  Любви и возвышенной Чистоты даже в смерти  побеждает все  исторические и житейские обстоятельства.

По поводу исполнения, наш гость из Санкт-Петербурга отметил:

- Абсолютной звездой вечера, несомненно, была Лятифе Абиева, исполнявшая партию Марфы. Её удивительной красоты лирико-колоратурное сопрано идеально подходит для исполнения партии Марфы — самого светлого образа в этой опере. Удивительно красиво, прозрачно и легко, прозвучала первая ария Марфы: «В Новгороде мы рядом с Ваней жили...». Голос певицы очень красив и когда она поёт в полный голос, и когда она поёт тихо, что свидетельствует о ее большом  вокальном мастерстве. При этом певица очень подходит для этой партии и внешне, что, как известно, в оперном жанре случается не часто.  В сцене сумасшествия Марфы в финале оперы певица продемонстрировала  талант настоящей трагической актрисы. Вторая ария: «Иван Сергеич, хочешь в сад пойдём?..» также прозвучала безупречно.

Очень хорош был  Улугбек Максумов, исполнитель партии Лыкова. Певец обладает красивым лирическим тенором, при этом он очень музыкален.  Сложнейшая ария «Туча ненастная мимо промчалася» была исполнена на очень высоком уровне.

Также следует отметить хорошее исполнение партии Собакина  Георгием Дмитриевым. Певец обладает довольно красивым голосом, однако, на мой взгляд, у исполнителя этой партии должен быть более низкий голос — «фа» большой октавы в конце арии у певца всё-таки не окрасилась тембром. Но этот небольшой недостаток был с лихвою компенсирован потрясающей актёрской игрой. Образ простодушного, доброго отца, в жизнь которого неожиданно пришло огромное горе, был передан великолепно.

Руслан Гафаров является идеальным исполнителем  партии Григория Грязного. Эта партия очень сложна тем, что она написана очень высоко для баритона. Именно поэтому достаточно часто её поручают петь мягким, лирическим, так называемым «онегинским» баритонам, отчего она, конечно же, лишается своего зловещего характера. У Гафарова же драматический баритон, позволяющий передать все краски этой достаточно сложной в эмоциональном отношении партии. При этом диапазон голоса позволяет ему преодолеть все тесситурные трудности. Актерски,  образ тоже ему очень подходит, и он достаточно ярко передаёт этого противоречивого опричника. Тем больше сожалений вызывает тот факт, что певец достаточно часто расходился с оркестром (например, в диалоге с Бомелием перед трио или  в финале оперы). Тем не менее, нельзя не отметить, что труднейшая ария в начале оперы («С ума нейдёт красавица») была исполнена идеально.

Исполнитель партии Бомелия Нурмахмад Мухамедов достаточно хорошо сыграл эту роль. Голос певца хорошо ложится на партию. Но он   чаще всех остальных расходился с оркестром и партнёрами. Особенно это было заметно в трио из первого действия.

Вообще, я даже думаю, что возможно, в этих досадных промахах виноваты не столько певцы, сколько  возможности этого зала. У меня такое предположение, что им на сцене плохо слышен оркестр. Или нет возможности полноценно репетировать. Я в этот свой приезд в Ташкент с конца января был на многих спектаклях театра, и подобные расхождения наблюдал и в других спектаклях – «Кармен»  и в «Трубадуре».

Очень мне понравились исполнительницы ролей второго плана: Рада Смирных (Дуняша) и Надежда Банделет (Домна Сабурова). Надежда Банделет продемонстрировала великолепное владение голосом в достаточно показательной арии из третьего  действия (в постановке ГАБТ- первой сцены второго действия), а также и Рада Смирных и Надежда Банделет великолепно передали характеры своих персонажей.

Порадовало сегодня и звучание хора, которое, к сожалению, обычно не является сильной стороной спектаклей. Очень гармонично, сбалансировано, выразительно звучал оркестр под управлением Аиды Абдуллаевой

Многообразие взглядов и отзывов об оперной постановке «Царской невесты» подтверждает  справедливость мнения  режиссёра-постановщика ГАБТ   А.Е. Слонима о том, что «придет время, и интерес к творениям этого выдающегося композитора углубится и усилится.  Ведь могучий облик Н.А. Римского-Корсакова, постигнувшего таинства чуда во многих его проявлениях, – в наши дни не только не теряет черты своей яркости, внятности и новизны, но  дает явственно ощутить в реалиях, что этот великий композитор отнюдь не музыкальный деятель прошлого, а творец, на столетия опередивший в своих ощущениях мира и свое время, и свою эпоху – и неизменно близкий в своих устремлениях к нам, сегодняшним…»

Гуарик Багдасарова

                              





Other materials for the

11.12.2013 / 13:43:04

Театр "Ильхом" радует публику новыми премьерами и проектами

Сегодня и завтра театр Марка Вайля представляет зрителям свою новую работу, спектакль "Ночь в трактире "Запад-Восток". В его основе несколько широко известных классических произведений объединенных сюжетной канвой в единое целое. Проект осуществляется при поддержке Швейцарского бюро по сотрудничеству и Посольства Швейцарии в Узбекистане. More...

07.12.2013 / 21:26:32

Performance of the integrated theater of the movement Face "From depth having appealed to You …"

On Monday, December 2, performance of the integrated theater of the movement Face "From depth the vozzvakh to You …" which is dated for the international day of the disabled people, noted on December 3 will take place at 18:30. More...





02.12.2013 / 09:09:20
"Ziyeda" - the movie about hope, strength of mind and true nobility
  /
 


22.06.2015 / 00:19:23
Гостевой дом в Бухаре
  /
 


02.12.2013 / 09:00:19
Otabek Makhkamov, actor, lawyer and simply talented person
  /
 


01.04.2014 / 13:58:28
В Национальной библиотеке состоялся литературный вечер к 85-летию Озода Шарафиддинова
 
02.12.2013 / 09:02:21
Mikhail Bulgakov. Riddles and surprises "the MASTER AND MARGARITA" - experience of independent investigation. Part I
 

 
 





Home page Panorama Vernissage Theater Kinoprom Music Tourist Industry Personal life Literature World of knowledge

© 2011 — 2017 Kultura.uz.
UzAPI Certificate number 0632 of June 22, 2010
maintained by: Tashkent House of Photography Academy of Arts of Uzbekistan and «Kinoprom»
Mail: info@kultura.uz
   

About us   Feedback   Directory of resources

Advertising