Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
03.12.2017 / 22:47:59

Премьера "Флория Тоска" Дж. Пуччини в ГАБТе им. А. Навои


В конце ноября на сцене Государственного Академического Большого театра имени Алишера Навои состоялась двойная премьера, которую с полным правом можно считать большим событием в культурной жизни столицы нашей страны. После вынужденного перерыва в полностью обновленной сценической версии на сцене вновь предстала замечательная опера Джакомо Пуччини "Флория Тоска".

Триумфально шествующая по сценам мира и имеющая богатую сценическую историю на оперной сцене Узбекистана, этот классический спектакль многие десятилетия знаком ташкентцам по многим постановочным версиям и оставил в народной памяти многие яркие имена исполнителей. Разные поколения выдающихся певцов, многие яркие дирижеры и режиссеры воплощали свои прочтения этой трагической истории любви и неотвратимых драматических обстоятельств. Но если в советское время постановщики главное внимание уделяли, во многом, внешней, "революционной", направленности действия, то сейчас, они, пристально всматриваясь в драматургию и вслушиваясь в партитуру, устремились в глубины духа героев, анализируют истинные мотивы их действия, акцентируют внимание на развитии характеров.

Пристальному вниманию двукратно переполненного зала нашего любимого театра предстала экспрессивная истина страстей, непрерывность действия, парад ярких голосов и актерских темпераментов. Авторы новой версии — дирижер, заслуженный деятель искусств Узбекистана Анвар Эргашев и режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним — уверенно выстроили, фактически, принципиально новую версию представленного на суд публики спектакля. В ее сути — зерно основного трагического конфликта. Бесспорно, любовь и верность, пройдя невероятные испытания, остаются с героями и составляют основу целостности их духа.

Сегодня не менее важно уяснить и другую, как бы не замечаемую ранее, истинно "шекспировскую" трагическую суть действия. Отвечая адекватно на насилие и зло, вступая на бой со злом аналогичными средствами — герои неминуемо утрачивают основополагающие зерна высшего человеческого предназначения — и в силу этого, вынуждены нести ответственность за свои поступки. Этим трагическим противоречием порождён весь драматический накал спектакля, с первого и до последнего мгновения ни на секунду не спадающий в излучении энергии действия. Этот накал противоречивых страстей вызывал особое ответное излучение внимательной публики в зрительном зале, с трепетом воспринимающей все происходящее.

Две премьеры "Флории Тоски" были едиными в общем замысле — и при этом весьма интересно отличались в исполнительских красках и отдельных штрихах. В первой премьере 26 ноября 2017 года ярко и неординарно предстал исполнительский состав труппы театра. В первую очередь, необходимо сказать о принципиальной удаче в образе Флории Тоски ведущей солистки Надежды Банделет.

Наделенная ярким голосом и актерским темпераментом, Надежда Банделет уверенно выстраивает образ своей героини в развитии — от благополучной, не ведающей невзгод оперной "примы" — до истерзанной горем и испытаниями женщины, идущей во имя спасения любимого на тягчайший из грехов — убийство. Ее партнер, молодой тенор Рустам Алимарданов (Марио Каварадосси), порадовав прекрасным звучанием голоса, раскрыл своего героя как своеобразную жертву роковых обстоятельств, мужественно встречающую и испытания, и неминуемую смерть, навсегда сохранив верность своей любви. А опытный солист Махмуд Рузиев воссоздал зловещий и коварный образ шефа тайной полиции Скарпиа со всей полнотой достоверности. Во всей полноте раскрылись и исполнители менее масштабных по объему, но значимых ролей: Т.Джалилов (Анджелотти), О. Джуманиязов (Сполетта), С. Абдурахимов (Ризничий). Под управлением Анвара Эргашева вся "сеть" исполнителей, и хор, и оркестр составили целостное полотно, которое воссоздало весь звучащий образ спектакля, тесно слившийся с действием. И прием публики был эмоциональным и горячим.

Через несколько дней состоялась вторая премьера спектакля "Флория Тоска", которая представила этот спектакль с прекрасным участием приглашенных гостей. Во второй премьере "Флория Тоска" — 30 11 17 — участвовала приглашенная заслуженный деятель Казахстана, солистка Государственного театра оперы и балета "Астана-опера" Жупар Габдуллина-сопрано.

Она стажировалась в Академии театра Ла Скала (Италия, 2014). На сцене Мариинки-2 выступила в партии Одабеллы в опере Дж. Верди "Аттила" под руководством Валерия Гергиева (Санкт-Петербург, 2014) и в концертном исполнении партии Одабеллы на сцене Оперы Бастилия, дирижер Алан Бурибаев (Франция, 2014). Исполнила партию Аиды в одноименной опере Дж. Верди в Румынском национальном театре оперы и балета, дирижер Фридрих Пфайфер (Бухарест, 2014) и Красноярском государственном театре оперы и балета, дирижер А. Чепурной (2014). На сцене Стамбульского оперного театра и Театра оперы имени Лейлы Генджер (Анкара) исполнила партию Сары в опере М. Тулебаева "Биржан – Сара" (2014). Выступила на сценах Carnegie Hall (Нью-Йорк), Sony Centre (Торонто), в зале Stadsschouwburg (Антверпен), в концертном зале De Doelen (Роттердам), в Ханойском национальном театре оперы и балета (Вьетнам). В премьерном спектакле "Флория Тоска" в Ташкенте Жупар Габдуллина великолепно исполнила главную партию певицы — Тоски.

Дирижёр Московского академического музыкального театра К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко — Вячеслав Волич (Беларусь), всего лишь после трёх репетиций сумел добиться идеального слаженного звучания оркестра ГАБТ им. А. Навои. В 2003-2004 гг. — Вячеслав Волич главный дирижер Национального академического Большого театра оперы Республики Беларусь. В 2009 году за выдающиеся творческие достижения, высокое профессиональное мастерство и заслуги в развитии национальной культуры и искусства награждён медалью Франциска Скорины. С 2012 года дирижер Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Зарубежные артисты, бесспорно, придали особый шик новому спектаклю, ставшему ярким событием в культурной жизни узбекской столицы.

"Флория Тоска" в трёх действиях (либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы по драме Викторьена Сарду) входит в "горячую десятку" шедевров мировой оперы. Это одно из величайших музыкальных творений, открывающих ХХ столетие. Джакомо Пуччини — великий композитор и гениальный знаток женской души. Его оперы в большинстве своем — женские портреты: "Мадам Баттерфляй", "Турандот", "Манон Леско", "Богема", "Флория Тоска"…

Избранник Флории — художник и борец за свободу Италии Марио Каварадосси. Их любовь подобна пожару. Но пламя совсем других страстей губит их жизни. Низкое коварство и холодный политический расчет шефа полиции барона Скарпиа шаг за шагом ведут влюбленных к зловещей башне замка-тюрьмы Сант-Анджело. Перед лицом смерти красота и любовь на краткий миг торжествуют победу. Но преступление, совершенное Тоской во имя любви, мстит и ей, и ее возлюбленному.

Заслугой новой постановки было исполнение всех партий на итальянском языке; органичное сочетание декораций и костюмов в сценографии заслуженного деятеля искусств РФ Михаила Новиковского, переносящей зрителей в сердце Италии — Рим эпохи Наполеона Бонапарта; слияние музыки и вокала во всех сольных оперных партиях и в хоровом коллективе (хормейстеры: народный артист Уз Сулейман Шадманов и Наталья Куприянова); динамика действия, не дающая зрителям передохнуть, держащая в напряжении от начала до конца спектакля.

В этот вечер шефа полиции, барона Скарпиа играл Рахим Мирзакамалов. Молодой солист продемонстрировал отточенный пластический и психологический рисунок роли лицемера, похотливого сластолюбца и конченого негодяя. Он отправил на казнь борца за свободу, художника Марио Каварадосси, укрывшего у себя на даче от преследования полицейских своего друга Анджелотти. Скарпиа предлагает Тоске коварную сделку. Он пытался овладеть предметом его тайной страсти — в качестве платы за мнимое освобождение и сохранение жизни Марио и получил за своё любовное вожделение смертельный ножевой удар от честной Флории. Но она обманута. С пропуском, позволяющим ей с её возлюбленным покинуть Рим она спешит к Марио. Баритон Скарпиа в спектакле звучал не менее сильно, требовательно, полнозвучно, чем тенор его соперника, главного драматического героя — Марио Кавардоси и вполне заслуженно получил после окончания спектакля овации зала.

Голос Рамиза Усманова в образе Марио, чувственный и лиричный, от начала до конца вызывал восторженное благоговение перед красотой итальянского бельканто, особенно в сцене свидания с его возлюбленной в тюрьме накануне казни в третьем действии, когда оба героя ещё верят в своё освобождение, а зрители уже знают, что они оба погибнут и тревожно ожидают развязки.

Жупар Габдуллина-сопрано в спектакле продемонстрировала все нюансы женской психологии в образе Флории Тоски и при этом показала цельный образ женской души во всём богатстве её внутренней жизни. Она свята и кротка перед алтарём в церкви Сант-Андреа в Риме. Она жеманна и кокетлива, ревнива и обидчива в первых сценах объяснения с Марио. Она решительна и бесстрашна в смертельном словесном поединке с шефом полиции Скарпиа, а главное, она предана Марио и верна своей любви, а значит, своему сердцу, и расплачивается жизнью за свою любовь. В заключительном действии Тоска, обнаружив, что её возлюбленный Марио Каварадосси мёртв, окончательно убеждается в вероломстве Скарпиа. С возгласом "О, Скарпиа, нам Бог — судья!" — Тоска бросается с парапета вниз, готовая там, в ином мире ответствовать перед Творцом за убийство тирана и навеки соединиться с Марио…

Ташкентская публика, стоя, долго благодарно аплодировала артистам двукратного премьерного спектакля и чествовала участников оперы букетами цветов и возгласами "Браво!". Режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои Андрей Слоним в интервью, которое он дал после окончания представления, обратил внимание на то, что в предстоящем спектакле "Флория Тоска" девятого декабря 2017 года примут участие такие ведущие солисты оперы, как Надежда Банделет (Флория Тоска), Рустам Алимарданов, Рамиз Усманов (Марио Каварадосси), Махмуд Рузиев, Рахим Мирзакаримов (Барон Скарпиа). И сейчас есть все основания говорить о том, что публику ожидает яркое, запоминающееся зрелище.

В театре перед Новым годом идет также работа над спектаклем для детей. Постановку новогодней музыкальной сказки "Возвращение Щелкунчика" на музыку П.И.Чайковского осуществляет стажер-режиссер театра Руслан Шерезданов. Балетмейстер-постановщик – Равшан Чарыев (стажер-балетмейстер театра). В ее основе знаменитая сказка Э. Гофмана "Шелкунчики и Мышиный Король". В новой редакции Шерезданова — показ сказки, в которой пойдет речь о многих невероятных событиях и том, как важно с самого детства увлекаться не только различными гаджетами, но и всегда читать книги, источник знаний. Новогодние спектакли начнутся 23 декабря 2017 г. и продолжатся в зимние каникулы по 14 января 2018 года.

В наступившем декабре ташкентских зрителей ожидает ещё много новых эстетических открытий и новогодних сказочных сюрпризов.

 

Гуарик Багдасарова

Фото с двух премьерных спектаклей: Михаил Левкович





Другие материалы рубрики

28.11.2017 / 10:15:50

Репертуар Государственного Академического русского драматического театра Узбекистана на декабрь 2017 и январь 2018

Представляем вашему вниманию репертуар Государственного Академического русского драматического театра Узбекистана на декабрь 2017 и январь 2018. Далее...

27.11.2017 / 23:22:36

Азарий Плисецкий. Память, говори!

Самые сильные и страшные страницы воспоминаний Азария Михайловича Плисецкого посвящены маме, а также первым годам его жизни, проведенным в Акмолинском лагере жен изменников Родины (сокращенно АЛЖИР) и на поселении в Чимкенте. "Сноб" первым опубликовал эти главы с разрешения автора. Далее...

26.11.2017 / 23:04:44

Репертуар Государственного академического Большого театра им. Алишера Навои на декабрь

Предлагаем вашему вниманию репертуар Государственного академического Большого театра им. Алишера Навои на декабрь. Далее...

22.11.2017 / 22:37:01

В ГАБТе им.А.Навои готовят для зрителей несколько новых творческих проектов, публику ожидают самые настоящие сюрпризы. Об этом говорилось на состоявшейся пресс-конференции

Обращаясь к журналистам главный режиссер театра, народный артист Узбекистана Фируддин Сафаров сказал, что ближайшие события театральной жизни уходящего года несомненно порадуют всех, кто придет на предстоящие представления. Далее...

10.11.2017 / 13:11:42

Спектакль "Добрый солдат Швейк" режиссера Адель Чиляковой снова с большим успехом прошел в Ташкенте

Сначала этой постановке аплодировали во время премьеры на сцене театра "Ильхом". Далее...





10.12.2017 / 19:26:05
Новый художественный фильм Рашида Маликова "Сабот" ("Терпение") смотрится на одном дыхании. Его демонстрация для прессы состоялась в Центре современной кинематографии
 
03.12.2017 / 22:37:18
В Ташкенте как большой праздник киноискусства завершился III Республиканский Фестиваль короткометражных фильмов "PROLogue". Высшие награды вручены победителям
 


10.12.2017 / 10:40:13
Магия оперы от Хосе Каррераса: выдающийся испанский тенор выступит с концертом в Ташкенте
 
10.12.2017 / 10:29:23
Британский певец Робби Уильямс впервые выступит в Ташкенте
 


20.11.2017 / 10:49:02
Женский взгляд на мир и его устройство… Почему женский? Что в нём такого, что заслуживает особого внимания?
 
15.11.2017 / 17:18:38
Золотая данковская осень
 


14.09.2017 / 15:36:16
Неделя ERASMUS+ в Узбекистане пройдет 18-22 сентября
 
03.07.2017 / 13:55:54
Основатель Парка высоких технологий Беларуси поделился своим опытом с представителями IUT
 

 
 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2017 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте