Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
15.10.2018 / 10:15:58
Новая премьера балета композитора Анвара Эргашева "Хумо" состоялась в ГАБТе им. А.НавоиНа сцене ГАБТ им.А.Навои состоялась 12 октября 2018 г.премьера балета «Хумо» в новой редакции. Автор музыки к спектаклю, его музыкальный руководитель и дирижер - заслуженный деятель искусств Узбекистана, Лауреат Государственной премии Анвар Эргашев. Балетмейстер-постановщик – народный артист Каракалпакстана, заслуженный артист Узбекистана Замир Нурымбетов. Сценография – заслуженный деятель искусств Грузии Юрий Гегешидзе и заслуженный работник культуры Узбекистана Зубайдулло Батыров. Художники по костюмам – Камила Якубова и Лобар Палванова. В роли птицы-девушки Зулейхи – заслуженная артистка Узбекистана Надира Хамраева, в роли Хумо – Ширин Хасанова, роль юноши Заргара исполняет Улугбек Олимов, роль Предводителя охотников - Андрей Немировский, Визирь – Карен Геворкян. Спектакль был очень тепло принят зрителями. Первая премьера балета «Хумо» состоялась в 2005 г., а в 2007 г. автор его музыки получил звание Лауреата Государственной премии. Ценители музыки хорошо знают и любят прекрасную музыку А.Ю. Эргашева к более чем 30 спектаклям и 60 кинофильмам, к балету «Чеховиана»; концерты для фортепиано и виолончели с оркестром, песни, камерные произведения, музыкальные сказки… Балет «Хумо» - не просто одна из музыкальных сказок, где добро борется со злом и в конце побеждает; ее смысл и особенности музыкального воплощения имеют более глубокий смысл. В балете вновь оживают перед нами нередкие в жизни картины, когда красота и женское обаяние становятся предметом насилия и корысти. А тот, кто поднимается на их защиту во имя любви, сам чуть не становится жертвой насилия. Юный Заргар, житель горного аула, искусный гончар, непременно стал бы такой жертвой, если бы не вмешалась легендарная птица Хумо. Хумо, известная и как Симург, у многих народов почитается как птица, приносящая счастье и свободу, в гербе Узбекистана она изображена с распростертыми крыльями как символ счастья и свободолюбия. В зороастрийских письменах говорится, что Симург сидит под Мировым Деревом, на котором растут все семена мира, и взмахнув своими крыльями, рассыпает эти семена, которые разносятся по всему свету с помощью дождя и ветра. Какой же должна быть музыкальная и драматургическая ткань будущего балета? Композитор Анвар Эргашев, без сомнения, задавался этим вопросом и осознавал ответственность произведения с общенациональной символикой. В начале 20 века утвердилась практика хореографической интерпретации музыкальных произведений иных жанров, главным образом симфонических, стремление к симфонизации балетного искусства, обращение к условно-символической обобщённой образности. ("Шопениана", балетмейстера М. М. Фокина, 1908, "Шехеразада" на музыку Римского-Корсакова, 1910; "Карнавал" на музыку Шумана, 1910; "Франческа да Римини" на муз. Чайковского, 1915; "Хрустальный дворец" на муз. 1-й симфонии Ж. Бизе, 1947 и другие). Анвар Эргашев развивает в своих балетах этот принцип и привносит в него особенности собственного мастерства. Романтический, экзотический сюжет и образы, навеянные народными легендами и обычаями, находят у него отражение в яркой экспрессии музыкальной стилистики балета, в усилении мелодической выразительности, эмоционально-образных контрастах, в использовании народных танцев и народной музыки как полноценной части музыкально-драматургической структуры балетного произведения. Утверждение романтического направления в балете отмечено у него гибкой и выразительной мелодикой, эмоциональной насыщенностью, сквозным развитием музыкальных характеристик, глубоким образным содержанием, использованием принципов симфонического развития и конфликтной драматургии. Его произведения обогащают балетную мелодику и ритмику, поднимают балетное оркестровое письмо до уровня оперного и симфонического. В его дирижерской трактовке оперных и балетных спектаклей сказывается безупречное ощущение формы, великолепное чувство целого, тщательно отшлифованные детали, высокий эмоциональный накал. В балете «Хумо» доминирует музыка и она по сути – главный герой постановки. Ее звучание подчеркивают замечательная сценография и яркие, выразительные костюмы. В хореографическом решении спектакля, в особенности кордебалета, остаются, на мой взгляд, не использованные хореографом резервы. Иногда кажется, что на сцене просто красиво танцуют красивые девушки, но им не хватает экспрессии и характеристики полета… А ведь в либретто речь идет о том, что они «слетаются», «превращаются в птицу», «улетают» и т.д. Пожалуй, в этом отношении было больше «полета» у мужской части исполнителей. А пойманная девушка - птица Зулейхо беспомощно сидит во дворце халифа и даже не пытается «улететь»! Хотя у исполнительницы ее роли заслуженной артистки Республики Н.Хамраевой есть для этого все данные! Может быть, на ней нужно было оставить - как часть костюма – легкую золотистую сеть, чтобы зрителю была ясна причина бездействия девушки-птицы? Хотелось бы также видеть более яркой роль птицы-пери Хумо, подчеркнуть ее роль как символа свободолюбия и справедливой силы. Например, когда она во дворце опускает на всех туман, предотвращая совершение зла, или когда она творит сказочный город. Тем не менее в общем премьера удалась на славу, и зрители были в восторге.
АДЕЛЬ ЧИЛЯКОВА, искусствовед
|
|