ТАШКЕНТ, 19 ноября. /Корр. ТАСС Валерий Бирюков/. Юбилей народного артиста Узбекистана и Азербайджана, профессора Государственной консерватории Узбекистана, лауреата Государственной премии оперного режиссера Фирудина Сафарова широко отметила театральная общественностью республики. Коллектив Государственного академического Большого театра(ГАБТ) оперы и балета Узбекистана имени Алишера Навои, которому юбиляр отдал более 40 лет своего творчества, подарил Сафарову постановку одного из самых его любимых произведений - оперы Джузеппе Верди "Аида".
Как рассказала ТАСС представитель администрации Екатерина Пашковская, на именную постановку бессмертного произведения итальянского композитора собрались сотни любителей оперы и поклонников прославленного режиссера. "Опера - это моя жизнь, причём это не просто музыка и вокал, это глубочайшее исследование человеческой души, размышления о сущности бытия", - сказал после спектакля юбиляр, слова которого процитировала Пашковская.
Уроженец Баку Сафаров окончил Государственную Азербайджанкую консерваторию и факультет оперной режиссуры Ленинградской консерватории, работал главным режиссёром в театре оперы и балета имени Ахундова, где поставил с восторгом принятые зрителями "Пиковую даму" Чайковского, "Оптимистическую трагедию" Холминова, "Кероглу", "Лейли и Меджнун" Гаджибекова.
В 1977 году уже признанным мастером он был назначен главным режиссёром ГАБТ оперы и балета им. Алишера Навои, где служит уже более 41 год. За это время он поставил более 60 оперных спектаклей, в том числе "Петр I", "Огненный ангел", "Проделки Майсары", "Буран", "Омар Хайям", "Сердце матери", "Садокат", "Хивинский орден", "Царь зверей" и многие другие.
По словам Фирудина Сафарова, "Аида", написанная Верди по заказу к церемонии открытия в 1871 году Суэцкого канала, благодаря гению автора, не просто одна из самых популярных на мировых оперных сценах, она особенная. "Многие известнейшие режиссеры, в том числе Франко Дзеффирелли, "прочитывали" "Аиду" по-своему", - рассказал журналистам после юбилейного спектакля режиссер. По его словам, современный зритель ждёт от этого произведения ярких образов, новых форм, которые сопрягаются с их представлениями о чувствах, он не приемлет облегченного толкования жизни.
В постановке Сафарова есть "придуманные" им сцены встречи главных героев Радамеса и Аиды и присутствия Амнерис на площади, где осуждают Радамеса. По замыслу режиссера, эти сцены, наряду с музыкой, усилили восприятие чувств главных героев.
По словам юбиляра, его постановка - гимн всепобеждающей любви и он счастлив, что публика это понимает и принимает.