Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
27.03.2014 / 09:36:25
Кругом творятся чудеса - их надо вовремя увидетьВ минувшее воскресенье в Республиканском Кукольном Театре (РТК) отметили сразу три праздника: традиционный, весенний - Навруз, Международный День Театра, который обычно празднуют 27 марта и День Кукольника. О ПРАЗДНОВАНИИ Организаторы хорошо подготовились к празднику: при входе в театр в нижнем фойе были размещены четыре огромные куклы в национальных нарядах, сделанные своими руками. Куклы приветливо улыбались каждому, кто приходил посмотреть на события, разворачивающиеся в центре зала. Особый колорит празднику придало выступление хореографического ансамбля национального танца «Кузмунчок» - при спортивном комплексе «Жар». Своим голосом радовала молодая начинающая певица Руксора. На мероприятие были приглашены юные актеры из школьного театра «Золотой ключик» школы №10 Шайхонтоурского р-на г.Ташкента, театральная студия «Ступени» при школе №9 г.Чирчика, ребята из детских домов и интернатов. Праздник удался, после чего все мы отправились в зал на просмотр спектакля «Не послушный козленок».
О ТЕАТРЕ Театр… В представлении многих это красочное действо, декорации, бархатный занавес и конечно - герои. Герои положительные и отрицательные, красавицы и чудовища, Золушки и Медеи. Мы идем в театр не только затем, чтобы просто отдохнуть от привычной суеты, но и получить хорошие эмоции. При открытии Республиканского Театра Кукол в октябре 1979 году присутствовал великий кукольник мира - Сергей Владимирович Образцов. Республиканский Театр Кукол получил сказочный дворец с белыми зубчатыми башнями, с узорной вязью резьбы по дереву и ганчу, цветной керамикой и медью, радужными витражами и фонтанами. Это здание поистине является национальной гордостью современного архитектурного зодчества Узбекистана, замечательным подарком ташкентской детворе. В этом здании сделано все для того, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно: низкие потолки, узкие лестницы. Были специально привезены из Венгрии двухъярусные кресла, для самых маленьких зрителей. На территории театра есть музей, в котором собраны уникальные куклы из разных стран мира, а так же те, что играли в этом театре. Можно ознакомиться с историей зарождения кукольного искусства у нас в Узбекистане. В музее также хранится герой узбекского национального кукольного искусства начала 20-го века – Палван, который прославился веселыми шутками, острым языком и добрым нравом. Кукольное искусство в Средней Азии развивалось намного быстрей, активней и интересней чем других странах, благодаря Великому шелковому пути. В театре показывают много спектаклей для детей, но не меньше постановок, которые адресованы взрослым. Работают 2 труппы: узбекская и русская; имеются 2 зала – Большой и Малый В зрительном зале пред каждым спектаклем присутствующих приветствуют керамические Карнайчи, выполненные из красной глины, которую привезли из Ферганской долины. Особое место в театральной деятельности РТК занимают зарубежные поездки на Международные фестивали и гастроли. Театр побывал в Бирме, Пакистане, Афганистане, Франции, Индии, Болгарии, Германии, США, Турции, Южной Корее, Египте, России. И в каждой стране спектакли игрались на языках принимающей стороны. О ТОМ, КАК СТАВИТСЯ СПЕКТАКЛЬ И КАК РОЖДАЮТСЯ ПЕРСОНАЖИ Для того, чтобы спектакль появился «на свет», задействована большая группа профессионалов. Режиссер вместе с художественным советом решают: что поставить. Художники рисуют эскизы персонажей и декораций. Бутафоры и кукольники делают кукол, придумывают и шьют им костюмы. Также в постановке спектакля участвуют конструкторы, механики сцены. Создание кукол - очень долгий и трудоемкий процесс. Все должно быть идеально. Он бывает порой и опасным, ведь в процессе работы приходится иметь дело с вредными красками и клеем. Мозоли на пальцах от иголки - вполне нормальное явление. Куклы - главный инструмент, и основное действующее лицо, и содержание кукольного театра. Куклы интересны сами по себе, даже без движения. Движущиеся куклы, несомненно, явление чудесное. Или можно сказать так: куклы творят чудеса! Удивительно, но для каждого спектакля делают своих кукол. Плохим тоном считается, когда из одного спектакля пытаются «пристроить» кукол в другой. Внимательный зритель всегда заметит несоответствие персонажей. На сцене кукольного театра также не принято использовать реальные предметы быта. Скажем, если в сценке нужна лейка, то нельзя просто взять обычную лейку, ее делают в технике папье- маше. Это в театре называется бутафория или реквизит. Сначала в театрах использовали перчаточные куклы - самые простые. Далее кукла на тростях — получила свое название от тростей, при помощи которых актер управляет руками куклы. Тростевая кукла не надевается вплотную на руку актера, как перчаточная кукла, а только управляется ею изнутри. Руки тростевой куклы, имеющие сгибы во всех сочленениях, могут повторить большинство жестов, свойственных человеку. Сейчас в постановках используются планшетные куклы - это такие куклы, которые "умеют ходить" по планшету сцены. Есть такая особенность, которую не все замечают: у кукол на руках всегда 4 пальца. Это связанно с тем, что полностью повторять человеческое тело нельзя.
ЗАКУЛИСЬЕ После того, как мы ознакомились с технологией изготовления кукол, нам было предложено пройти за сцену и посмотреть, как работают актеры во время спектакля. Так сказать заглянуть за ширму… Эффект просто потрясающий! Перед началом спектакля каждый реквизит стоит на своем месте, все рассчитано до миллиметра. Это связанно с тем, что актерам приходится работать практически в темноте, на ощупь. Все куклы висят на колках – специальная вешалка для кукол. Актеры облачены во все черное, на ногах мягкие тапочки, которые не создают шума. Можно было наблюдать, как актеры понимают друг друга с полуслова, хотя нет, в этом случае с полувзгляда. Огромная поддержка исходит от каждого. С этой стороны сцены развернулся свой театр, ведь теперь ты не только слышишь игру голосом, но и видишь этих героев, их мимику лица, движения тела. Актеры кукольного театра боятся играть живым планом, т.е. как драматические актеры. Выходя из-за ширмы, они чувствуют себя раздетыми без своих кукол. Профессия кукольника не так проста, как кажется, ведь постоянно приходится работать с поднятыми руками, да еще и куклы весят прилично. Чтобы лучше понять, о чем я говорю, попробуйте продержать руку поднятой, хотя бы 15 минут. А ведь некоторые спектакли длятся в течение 3 часов.
Люди, работающие с куклами, отличаются своей добротой - они творят сказку. Говорят, что со временем кукла становится похожа на своего хозяина. Советую всем посетить это удивительный мир, где оживают куклы, он не оставит вас равнодушным. А мы в свою очередь будем выставлять афишу этого театра на сайте, держать вас в курсе новостей. КАТЕРИНА ЛЕБЕДЕВА
|
|