Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
04.05.2014 / 18:56:15
"Кармина Бурана" - произведение на все времена
«Выбросьте все мои предыдущие сочинения в мусорное ведро. «Кармина Бурана» - лучшее, что я создал!» Так охарактеризовал свой шедевр композитор Карл Орф. В Большом зале Государственной консерватории Узбекистана состоялся концерт, в котором была исполнена сценическая кантата Карла Орфа «Кармина Бурана». Исполнители: студенческий хор ГКУз (хормейстеры - профессор Любовь Джумаева, доцент Севара Кадырова); студенческий симфонический оркестр ГКУз, (художественный руководитель и дирижер - профессор Владимир Неймер, дирижер - Асадбек Аюбжанов). В качестве солистов выступили лауреат международных конкурсов Рахим Мирзакамалов (баритон), Ангелина Ахмедова (сопрано), Мухаммад Ильес (тенор), лауреат международных конкурсов Алибек Кабдурахманов (ударные). Также в исполнении был задействован хор мальчиков ДМШИ №5 (хормейстер - Барно Шохназарова). Концерт был организован при поддержке общества дружбы «Узбекистан - Германия». «Кармина Бурана» - загадочное произведение, единственное в своём роде, редко исполняемое в концертах (по причине масштабности и нетривиальности - не всякий коллектив потянет), но известное практически каждому. Немудрено - перед нами музыка, обладающая потрясающей силой воздействия. В 1935-м году немецкому композитору Карлу Орфу попало в руки старинное (1847 года) издание рукописного поэтического сборника XIII века «Carmina Burana», найденного в одном из Баварских монастырей. В сборнике оказались как сочинения забытых гениев своего времени, так и стихоплётства вагантов, крестьян, ремесленников... В этом на первый взгляд бессистемном сочетании Орф увидел воплощение вечных вопросов человечества. Что есть жизнь? Смерть? Судьба? Внимательно изучив сборник, К. Орф нацелился на создание огромной оратории о будущем Земли в средневековом понимании. Оратории не получилось. То ли не смог Орф увязать прочитанное в единый сюжет (одно из необходимых условий технологии ораториального жанра), то ли поменял идею в процессе сочинения - нам с вами, этого знать - не дано. Но то, что осенью 1936-го вышло из-под пера мастера, оказалось ближе, скорее, к философской кантате. Итак, кантата для хора, оркестра и трёх солистов «Carmina Burana» была окончена в Германии в 1936 году, а поставлена в блаженной памяти 1937-м. Исполнение произвело фурор. Сюжетная линия кантаты зыбка и ассоциативна. Песенные и оркестровые номера представляют собой как бы контрастные картины многообразной и разносторонней жизни: в одних воспеваются радости жизни, счастье, необузданное веселье, красота весенней природы, любовная страсть, в других - нелегкая жизнь монахов и бродячих студентов, сатирическое отношение к собственному бытию. Но, пожалуй, основным философским стержнем является раздумье о переменчивой и могущественной человеческой судьбе - Фортуне. На первой странице стихотворного сборника «Carmina Burana» была воспроизведена средневековая миниатюра "Колесо Фортуны". Считается, что именно она произвела глубокое впечатление на Карла Орфа и определила композиционный план кантаты. Первый хор «O, Fortuna, velut luna» («О, Фортуна, Ты изменчива как луна») неожиданно возвращается в конце кантаты. В этой своеобразной раме проходят контрастные картины жизни: напряженный и мрачный хоровой пролог «Fortune plango vulnera» («Оплакиваю раны, нанесенные мне судьбой»), повествующий о власти судьбы над беззащитным человеком, радостные весенние хороводы («Весна»), озорные любовные игрища («Любовные утехи»), гротескно-пародийные эпизоды «В таверне», и, наконец, восторженный гимн всеобъемлющей любви «Ave formosissima!» из заключительной части «Бланзифор и Елена», в котором светлое торжество внезапно прерывается вторжением образа неумолимой судьбы (резкий и неожиданный возврат в суровую музыку первого хора «O, Fortuna, velut luna» - «О, Фортуна, Ты изменчива как луна, Ты разрушаешь построенное, Ты ломаешь намеченное, Тебя не разжалобят мольбы, Тебя не остановит слава земная...») - колесо Фортуны завершает полный оборот... Сильное произведение. Из тех, которые нужно либо исполнять хорошо, либо не браться за него вообще. В противном случае, оно способно сыграть с исполнителем жестокую шутку. И надо сказать, что участники этого концерта справились со своей задачей достаточно хорошо. Вся кантата состоит из 25 частей. Первый номер «O, Fortuna», пожалуй, самый выдающийся и самый популярный номер этой кантаты, был исполнен на должном уровне. Идеально был показан контраст динамики. Также кантата не была лишена небольшого сценического действия. Особенно отличился в этой области Ильес Мухаммадиев со своим номером «Olim lacus colueram» («Когда я жил у озера»). Этот номер отличался необычайной артистичностью и отозвался в зале смехом в момент, когда дирижёр стал «прогонять» тенора со сцены. Также слушателям запомнился номер под названием «Amor volat undique» («Купидон летает всюду»). В этот момент дирижерский пульт занял Асадбек Аюбжанов -мальчик лет семи, ученик первого класса РСШИИ. Интересно было смотреть на то, как этот мальчик без капли волнения руководил целым оркестром и хором. Казалось, он ни что перед таким количеством людей, но все беспрекословно подчинялись маленькому дирижеру. «Кармина Бурана» - лучшее произведение Карла Орфа, в котором композитор стремился реализовать идею тотального театра, когда музыка, слово и движение образуют единое целое. Именно благодаря замечательной, новаторской музыке «Кармина Бурана» завоевала успех во всём мире. Вотинова Ольга, студентка 1 курса Государственной консерватории Узбекистана
|
|