Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
16.11.2014 / 21:23:09
Поет Соловей из ТашкентаЗинаида Соловей – Народная артистка Узбекистана, Заслуженная артистка Украины. Она без малого 40 лет является примой Ташкентского Государственного театра музыкальной комедии (оперетты). Певица обладает высоким красивым голосом – лирическим сопрано. Профессионализм, актерское мастерство, талант Зинаиды Ивановны не перестают восхищать зрителей. За годы работы в этом театре ею было сыграно свыше 70 ролей классического и современного репертуара. Она первая исполнительница ведущих партий в опереттах И. Штрауса «Король вальса» (Эдит Флавон), «Летучая мышь» (Розалинда), «Цыганский барон» (Саффи), И. Кальмана «Сильва», «Марица», «Баядера», «Принцесса цирка» (Теодора), Ф. Легара «Граф Люксембург» (Анжель) и других. Особо выделяются роли в спектаклях узбекских авторов: Отун-Биби «Влюблённый странник», «Ходжа Насреддин» Э. Салихова, Манька Свист «Биндюжник и король» У.Салихова, В. Баграмова.
«Без сцены я умру» Любимица публики и крупнейший представитель искусства Узбекистана начала наш разговор с того, что артист – это тяжелейшая профессия, ради которой она многим пожертвовала. «Я живу только для сцены, театр – это святое, то, что находится на первом месте. Ради профессии я отказалась от личной жизни, но не жалею об этом. Моя творческая карьера удалась: я спела почти все классические оперетты, участвовала в современных спектаклях, приобщала людей к искусству в разных городах и весях. И если у меня забрать сцену, то я сразу же умру, потому что не представляю себя без нее», – так с первых минут интервью заявила Народная артистка Узбекистана. Зинаида Соловей сыграла столько ролей, что вопрос о самых любимых был одним из первых. Она ответила, что трепетно относится к Сильве и Баядере, а также выделяет спектакль по Джону Патрику «Моя дорогая Памела». «Памела очень мудрая женщина, которая прощает многое своему окружению и своей добротой наставляет людей на истинный путь, – говорит прима. – Добро всегда побеждает, и не красота спасет мир, а доброта. Я сама в жизни стараюсь делать только хорошее, не могу пройти мимо человека, который нуждается. Так меня мама научила». Хотя в творческой биографии этой сердечной женщины и известной певицы, бывало всякое, как она говорит. Когда работаешь в театре актрисой, то не только получаешь розы, но и можешь израниться шипами. Но Зинаида Ивановна пережила все невзгоды и неприятности, она сильный человек, простивший всех своих недоброжелателей. Как-то, много лет назад, по отношению к ней совершили гнусность. Во время спектакля ей подсыпали тертое мыло в кофе. «Я всегда делала кофе и добавляла ложечку коньяка, – рассказывает Зинаида Ивановна. – В день спектакля я ничего не ем: эмоциональное напряжение слишком велико. Во время спектакля я пью одно сырое яйцо для голоса, а потом в перерывах кофе. Мы были на гастролях в Павлодаре, в Казахстане, и мой партнер очень любил этот бодрящий напиток. Он забегает в гримерку и просит налить ему чашечку кофе, я открываю термос, а тот полный, хотя я уже из него пила. Я сразу поняла, что-то здесь не так – выливаю в рукомойник, а там тертое мыло. Я догадывалась, кто это сделал, в нашей профессии, к сожалению, зависть имеет место, так же, как и нездоровая конкуренция».
Кровные узы Зинаида Соловей родилась в большой семье на Украине. Ее мама работала учительницей младших классов, по характеру она была женщиной волевой и сильной, при этом добрейшим человеком. Папа был военнослужащий. В 25 лет мама будущей певицы осталась вдовой, и всю жизнь одна воспитывала пятерых детей, второй брак оказался неудачным. Соловей – это не псевдоним, а фамилия папы, погибшего на войне от ран, когда войска уходили на Запад и не было медицинской помощи. Его могилу семья смогла найти только через 34 года, где ее только не искали, а обнаружить место захоронения удалось совершенно случайно. Первая похоронка пришла из Одессы, вторая из Польши. А погиб боец в Николаевской области Первомайского района в апреле 1944 года. Как-то две сестры Зинаиды Ивановны ехали отдыхать и перевернулись на машине. Пока автомобиль вытаскивали из кювета, дети бегали по округе и наткнулись на братскую могилу, а там третьим в списке был Соловей Иван Никифорович. Дочь-артистка очень похожа на отца, хотя воспоминания о нем у нее остались довольно смутные. В Миргороде в 1943 году он посадил в саду три яблони, в честь трех дочерей. Яблонька Зинаиды до сих пор плодоносит очень вкусными яблоками. Каждое лето певица приезжает на историческую родину и ухаживает за эти деревом: веточки подрезает, обкапывает. Сейчас, к сожалению, из родных у нее остался один брат. «Меня жизнь просто убила, когда умерла мама, старший брат, две сестры. Их уход я переживала очень тяжело. Мой единственный брат, живущий в Киеве, – вся моя семья. Я ему звоню каждый день, а если не могу дозвониться, то схожу с ума», – с дрожью в голосе делится Зинаида Ивановна.
«Я с детства знала, что буду артисткой» С 6 лет девочка знала, что будет артисткой, петь начала в 5 классе, впервые спела на школьном празднике в г. Черновцы «Колыбельную» Моцарта и «Жаворонок» Глинки. Мама очень хотела, чтобы дочка стала врачом, поэтому после окончания школы девушка поступала в медицинский институт, но ей не хватило одного балла. А несостоявшийся доктор в душе была рада, что провалилась. С этими документами она проходила мимо культпросветного техникума, где набирали абитуриентов в спецгруппу на библиотечное отделение, Зинаида зашла, показала аттестат с оценками и ее приняли. При этом поинтересовались, умеет ли она петь и танцевать и попросили продемонстрировать. Проучившись месяца два, студентка увидела заметку в газете, в которой было написано, что при Черновицком музыкально-драматическом театре открыта студия. Она пошла туда попробовать свои силы, после первого тура ее и еще троих поступающих сразу зачислили во вспомогательный состав труппы. «Я никому не говорила, что там училась, – признается Зинаида Ивановна, – мама была против того, чтобы я была артисткой, в нашей семье таких не было, хотя у всех были хорошие голоса. Когда мама узнала, то дома был скандал. Она сказала: «Как хочешь, но чтобы диплом техникума ты получила». Я закончила и техникум и студию». Однажды артистка с театром поехали на гастроли во Львов. Директор посоветовал ей пойти прослушаться в консерваторию. Зинаиду взяли на подготовительные курсы, где она проучилась два года, а потом поступила на основной курс и отучилась там еще три года. Вдруг скоропостижно скончалась ее педагог по вокалу, которая, болея, говорила своим студентам, что если что-то случится, то переводитесь в Киевскую консерваторию. И весь класс так и сделал, там Зинаида проучилась 4 и 5 курсы. В 1965 году Соловей окончила консерваторию по классу вокала, концертная певица. Ее пригласили в Киевский театр оперетты. Но душа рвалась в оперу, и певица уехала в Одессу, где она прошла прослушивание и в оперном театре и в театре оперетты. В результате артистку приняли в оба места. Она, естественно, осталась в оперном театре, где проработала почти два года. Потом Одесский театр закрыли на реставрацию, и Зинаида вернулась в Киев, где устроилась работать в капеллу «Думка» солисткой. Там она участвовала в различных конкурсах, на одном из которых ее заметил главный режиссер Омского театра музыкальной комедии и пригласил в этот театр. «Я поехала в Омск. На сцене играла в «Фиалке Монмартра» Кальмана, «Цыганской любви» Легара, «Черном драконе» Модуньо и других. Проработала в этом месте два года, а затем меня пригласили без прослушивания в Хабаровский театр. Я уехала туда – мой первый спектакль был «Сильва», потом пела в «Принцессе цирка». А в 1974 году мы поехали на гастроли в Узбекистан», – продолжает Зинаида Ивановна.
Навсегда связала жизнь с солнечным краем Эта поездка стала знаковой в судьбе нашей героини. Гастроли начались с г. Самарканда. «Когда я по трапу спустилась на эту землю, то влюбилась в солнечный край с первого взгляда, – с воодушевлением говорит она. – Регистан, голубые купола, чистое небо. Но больше всего меня покорили узбекские люди, которые нас так тепло встретили. Месяц мы гастролировали в Самарканде, а потом переехали в Ташкент. Я так замерзла в Хабаровске, а здесь было тепло, столько фонтанов. Помню, мы играли «Барышню-крестьянку» Ковнера, зрительский успех был невероятным. Ташкентскому театру оперетты было только два года и меня пригласили остаться в нем. И с 1976 года и по сей день я работаю в Ташкентском Государственном театре музыкальной комедии (оперетты)». Решение артистки связать навсегда свою жизнь с Ташкентом поддержала ее мама, которая сказала: «Зина, хватит быть перелетной птицей!» Конечно, сначала мама приехала в «город хлебный», все здесь посмотрела и подтвердила мнение, что узбеки гостеприимные и хорошие люди. «Работая здесь, у меня ни разу не зародилось мысли, чтобы куда-то переехать, – делится Зинаида Ивановна. – Театр для меня стал родным домом, дети актеров мне как родные. Сегодня в театре ко мне прекрасное отношение, хотя, к сожалению, старых актеров уже мало осталось. Я никогда не хотела поменять театр».
На Украину – только в отпуск Каждый год в отпуск Зинаида Соловей ездит на Украину, у нее есть узбекские платья из хан-атласа, которые она носит в Миргороде. Видя ее в таких нарядах, соседи говорят, что в гости пожаловала наша украинская узбечка. По приезду она обязательно готовит плов, для этого из Ташкента специально везет морковку и хлопковое масло, а потом угощает всех соседей. Вообще прима готовит нечасто, но если уж берется, то получается очень вкусно. Она признается, что не умеет печь, но зато борщ, грузинское лобби, салаты, соленья – ее фирменные блюда. Зинаида Ивановна обожает острое, соленое, копченое, но эти яства противопоказаны, они плохо влияют на голос. «Я месяц побуду на Украине, повидаю родственников, друзей, а потом меня начинает тянуть в Ташкент. Здесь все такое родное, – откровенничает Зинаида Ивановна – Будучи уже в Ташкенте меня приглашали в Свердловский, Саранский театры, даже в Московский. Но мне Москва не нравится из-за суеты, многолюдности».
Жизнь на сцене и вне ее «Когда у меня спектакли, то я очень рано просыпаюсь, – делится Зинаида Ивановна. – А к премьере готовлюсь тщательно и долго. Сначала я читаю клавир, потом текст, свою роль всегда переписываю от руки, так привыкла и запоминается лучше. Например, в «Моей дорогой Памеле» у меня 94 страницы текста. Прошла читка мизансцены, и я на следующий день уже прихожу с переписанной ролью. Когда хорошо сыграешь спектакль, то на душе спокойно, но если что-то не получилось, а мне часто кажется, что я могла бы лучше, то бессонная ночь гарантирована: я переживаю, анализирую». На днях нашей героине позвонила подруга, знакомые которой побывали на спектакле в театре оперетты. Эти люди остались в таком восторге от игры примы, от исполненного ей динамичного танца, что спросили о возрасте королевы сцены. На подобные вопросы Зинаида Ивановна с улыбкой отвечает, что возраст – это не паспортные данные, а состояние души. Певица ведет достаточно активный образ жизни, много ходит, но у нее иногда болят колени – последствия травмы на сцене. На гастролях в Кургане во время спектакля о войне она упала в глубокий люк – часть выстроенной декорации. На правой ноге тут же появилась гематома, а затем опухоль. В дальнейшем выяснилось, что произошел вывих ноги. Но спектакль был доигран, а у дверей театра уже стояла скорая. А потом пришлось играть с перевязанной ногой, чтобы не сорвать гастроли, так как замены не было. Зинаида Соловей очень ответственный человек, она не любит подводить, но и не терпит, когда ее подводят. Ей не чуждо чувство юмора. «Мы играли спектакль «Бабий бунт» по Шолохову в Павлодаре, – вспоминает с улыбкой Зинаида Ивановна. – Там есть сцена, где бабы ушли от мужиков и, чтобы их проучить, начали лупить крапивой. Я смотрю, около Дома культуры растет такая красивая крапива, я ее нарвала и говорю коллеге, давай сегодня настоящей крапивой отлупим героя (а он ее муж), она разрешила. Когда подошел этот эпизод, мы начали его хлестать небутафорной крапивой, а она жжет неимоверно, что было... Потом он, ругая меня, сказал, что такое только Соловей могла придумать». Зритель любит Народную артистку Узбекистана, ходит именно на нее. В прошлом году на праздник Навруз она выступала в военном училище, так ее долго не отпускали со сцены, просили еще спеть. Зинаида Ивановна говорит, что если на спектаклях полные залы, то работать легко. Но так бывает не всегда. Как-то она играла в зале, где было всего 13 человек. Но это ее не смутило, и певица выкладывалась по полной программе. На следующий день режиссер ее вызвал и поцеловал руку, сказав: «Зинаида, ты так вчера пела, как будто был переполненный зал». «Эти 13 человек расскажут еще 13, а те – другим, и в следующий раз придет больше людей. А количество зрителей не должно влиять на качество игры актеров», – ответила она.
Наставница молодых Сегодня Зинаида Ивановна также занимается и преподавательской деятельностью. Это ей интересно, она отмечает, что молодежь в театре талантливая. Своим ученикам мастер говорит, что без работы не бывает актера. Случается, талантливый актер, почивающий на лаврах, «погибает». Чем больше работаешь, тем из невозможного можно сделать все, считает наша героиня. Она сама приходит в театр за 3, 5 часа до спектакля. «Я на днях немного задержалась из-за дел, думаю, приду за 2 часа до начала, так мне уже звонят из театра, – говорит прима. – Зачем так рано, спросите вы. Я должна прочесть роль, распеться. Костюм я надеваю за 40 минут и уже не сажусь, чтобы не измять накрахмаленную юбку. В костюме, гриме, парике я вхожу в образ». «Младое племя» театра, равняясь на Народную артистку, тоже стало пораньше приходить. Младшие коллеги всегда интересуются у примы ее мнением по поводу сыгранного ими. Она может покритиковать, сделать замечание, но по-доброму, начиная со слов «ты только не обижайся». Все сказанное мудрой наставницей молодежь принимает к сведению, работая над своим ошибками. Вот такая она великая и талантливая, но в то же время открытая и искренняя Зинаида Соловей.
Надежда НАМ, газета «Леди».
|
|