Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
05.03.2016 / 20:00:58
Балет "Томирис" на сцене Большого театра4 марта на сцене Государственного Академического Большого Театра имени А. Навои был представлен балет «Томирис». Балет «Томирис» рассказывает о далеких событиях из истории нашей древней и прекрасной земли. В VI веке до н.э. царь Кир вторгается в пределы страны саков-массагетов – простого, но свободолюбивого народа. В сокрушительном бою сталкиваются степная царица Томирис и властитель огромной империи Ахеменидов Кир. Но это не просто столкновение двух масштабных личностей. Балет выявляет конфликт двух противоположных мышлений – свободолюбия, овеянного вольным ветром родных просторов и захватнической агрессии. Авторами балета являются композитор У. Мусаев и балетмейстер-постановщик И. Юсупов. Балет впервые увидел сцену в 1984 году. В основу либретто легло известное произведение узбекского писателя Я. Ильясова «Пятнистая смерть». Первыми исполнителями главных ролей были народные артисты Узбекистана Замира Давлетмуратова и Игорь Кистанов. На сцене Большого театра вновь звучит прекрасная музыка Улугбека Мусаева. Балетной партитуре У. Мусаева вот уже более 30 лет, но она не потеряла современности своего звучания. Работа над восстановлением балета продолжалась около года. Большая роль в воплощении такого знаменательного события принадлежит художественному руководителю данного проекта заслуженному артисту Узбекистана и народному артисту Каракалпакии З. Нурымбетову и мэтрам узбекского балетного искусства народным артисткам Узбекистана Г. Хамраевой и В. Проскуриной. Длительность репетиционного процесса определилась не только ожиданием переезда в родные стены театра после его реставрации. Назрели определенные изменения в сценарном плане, последовало коренное обновление декораций и костюмов. В балетном спектакле выступило яркое созвездие артистов ГАБТ им. Навои: заслуженная артистка Узбекистана Н. Хамраева, Т. Шангариев, А. Немировский, У. Олимов, Р. Чарыев, В. Бондяс. Образ царицы Томирис в исполнении заслуженной артистки Узбекистана А. Бабаджановой был наполнен живым драматизмом. Мы видим женщину, потерявшую любимого мужа, мы видим нежную мать, … но вновь потеря, но вновь смерть. «Над тобою - немое небо, под тобою – безжизненный прах: кажется, будто ты один на всей земле» - полон боли плач царицы над телом единственного сына. И в следующей сцене преображенная Томирис – истинная царица, вставшая на защиту своего народа. После спектакля мы встретились с солистом балета, исполнителем одной из главных ролей Равшаном Чарыевым: - Спектакль «Томирис» полон больших контрастов. Массовые сцены сменяются сольными, лирические – трагическими. Мы стремились воплотить хореографическую концепцию автора балета Ибрагима Юсупова: раскрыть противопоставление широких линий степного простора замкнутости пышного дворца, прозрачность мелодии юной любви экспрессии кровавого боя. - Ваш герой Фрада выделяется необычностью пластического решения. С какими трудностями пришлось столкнуться в воплощении столь яркого характера? - Мне очень повезло: над ролью Фрады работал со мной сам балетмейстер-постановщик И. Юсупов. Именно его видение образа Фрады - коварного и расчетливого сака-массагета, предавшего свое родное племя - я постарался передать и в новом спектакле. Я хорошо помню его наставления о том, какими средствами пластики подчеркнуть низость характера и в то же время не потерять его жизненную достоверность. - Над какими творческими проектами работает коллектив ГАБТ им. Навои в настоящее время? - Основной целью данного 86-го сезона являлось осуществление постановки национального балета «Томирис». Определяющей задачей балетной труппы театра – это работа над восстановлением нашего обширного балетного репертуара. … как неудержим бег грозного остинато оркестра. Ритмическая пульсация, то выступающая на передний план, то звучащая как далекий рокот столь экспрессивна и динамична; кажется, музыка уплотняет, прессует поток Времени и превращает его в осязаемую материальную ткань. В своем неумолимом движении Время отсчитывает минуты, часы, столетия, отсекает пласты эпох, жизней…. Насибулина Ф.
|
|