Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
13.03.2016 / 13:51:55

Ташкенскому зрителю вернулась опера Сергея Рахманинова "Алеко"


Государственный Академический Большой театр Узбекистана имени А.  Навои преподнес многочисленным любителям оперного искусства замечательный подарок. После почти шестилетнего перерыва к ташкентскому зрителю вернулась опера С. Рахманинова «Алеко». Она  два десятилетия украшает афишу театра.

Это замечательное творение, сочиненное девятнадцатилетним Рахманиновым на сюжет пушкинской поэмы «Цыганы», не устает удивлять и глубиной драматизма, и размахом человеческих страстей, и поразительной красотой музыки и пения. Опера не так велика по объёму – ее действие длится около часа. Но «истина страстей»,заложенная в ней автором, - не устает волновать человеческие души. Зритель словно забывает о том, что все действие вмещено в столь небольшой временной промежуток – так интенсивно сконцентрирована в нем истинная «симфония человеческих страстей».

Спектакль этот достаточно давно известен нашему зрителю, и по заслугам оценен им. Представленный в разное время в различных исполнительских составах – он неизменно волновал и захватывал. Вот и на этот раз в обновленной версии «Алеко» - мы все с большим удовольствием восприняли всю остроту столкновений характеров, чувств, обстоятельств.

Одна из главных драматургических сил спектакля – это истинно рахманиновский оркестр. Под управлением народной артистки Каракалпакстана Аиды Абдуллаевой это звучание предстает многоцветным полотном, которое выражает глубокие, неукротимые страсти, охватившие героев. Звучание голосов героев и хора тоже предстает разнообразным по краскам и нюансам – и в то же время цельным.

Постановка «Алеко» заслуженным работником культуры Узбекистана Андреем Слонимом во все периоды жизни этого спектакля сочетала романтическую экспрессию с глубокой достоверностью чувств. Таков же в обновлении  свежими деталями и нынешний вариант постановки. Этот спектакль решен постановщиком как некая фреска – по объёму как бы «камерная», но по выплеску чувств – истинно драматическая, временами – почти хоральная, а иногда – подающая чувства героев укрупненным планом. В этом спектакле – красочном, динамичном и запоминающемся – «действует»  все – начиная от выразительных взаимоотношений героев, хора – до образной сценографии Заслуженного работника культуры Зубайдулло Батырова. Мир свободного цыганского  табора подан в спектакле не как достоверное общество вполне реальных цыган, а как некий мир сказаний, легенд. С самого начала этот мир «замкнут» кольцами стремительно бегущих облаков-лошадей, уходящих в небесную даль и создающих цепь кругов. Из которых героям не суждено выбраться. В момент высокой концентрации страстей за спинами героев вспыхивает и разгорается большой символический костер – он символизирует и любовь-страсть, и жар чувств.

В этот вечер на сцене ярко пели и действовали   и участники первой премьеры, и молодые исполнители. Заслуженный артист Узбекистана Руслан Гафаров в роли Алеко раскрыл и попытки своего героя найти свободу души, и его стремление подчинить свободное чувство себе, сковать его. Его звучный драматический баритон, выразительность интонаций и подлинная правыда чувств сделали этот образ выпуклым, непростым.

Заслуженная артистка Узбекистана Гульшан Азизова в своей Земфире раскрыла и искренность своих чувств, и желание освободиться от любви Алеко, которая становится для нее мучительными оковами. Ее песня «старый муж…» звучит и как своеобразное заклинание, и как стремление освободиться от этих цепей. А попытка найти утешение души во вспыхнувшем чувстве к Молодому Цыгану – порыв к свободе души, которую сковать нельзя.

Мудр и убедителен Кирилл Борчанинов в образе Старого цыгана. Знающих недобрую цену разгула страстей, он постоянно предостерегает молодых от роковых ошибок – и горько скорбит, когда все приходит к трагедии.

Улугбек Максумов в роли Молодого цыгана живет своей любовью к Земфире. Он верит в силу чувства – и до самого момента, когда он погибнет от руки Алеко – уверен, что это чувство свободно и вечно.

Интересно решение образа Старой цыганки Анастасией Юдиной. В трактовке постановщика Андрея Слонима это – вещий образ, некое воплощение судьбы, совести. Она стремится предостеречь людей от опасных ошибок, она ворожит над костром человеческих страстей, она скорбит о гибели героев. При этом вокальная партия этого персонажа звучит только в нескольких строчках, написанных автором.

Порадовал и хор театра, воссоздавая живописное полотно жизни табора – то беззаботное, то воплощающее тишину и загадочность ночи, то – мучительно скорбящее о том, что в мирный лагерь вошла смерть. И в созвучии голосов, и в действии эта жизнь не прекращалась ни на мгновение. Здесь стоит отметить плодотворную работу руководителей хора – народного артиста Сулеймана Шадманова и Натальи Куприяновой.

А когда в финале траурное шествие уходящего табора оставило на опустевшем пространстве одинокого отвергнутого Алеко,  когда немой взор Старой цыганки со скорбью глядел на него в последний раз – стало особенно горько ощущать, как мощная мятущаяся душа героя, свершив зло, пришла к одиночеству и опустошению. Своеобразным предостережением в нашем сегодняшнем тревожном мире прозвучал этот финал спектакля – не столь продолжительного по времени, но насыщенного противоречиями обстоятельств и характеров. И, конечно,  вновь вспомнились пушкинские строки:

                                                      «И  ваши сени кочевые

                                                        В пустынях не спаслись от бед.

                                                        И всюду страсти роковые.

                                                        И от судеб защиты нет…» 

А зрительный зал в едином порыве воспринял этот заряд чувств – и горячо принял этот необычный спектакль.   

 

                                                                                                             БОРИС  БАБАЕВ, KULTURA.UZ

                                                                                                              Фото: Михаил Левкович





Другие материалы рубрики

06.03.2016 / 23:03:29

В Молодёжном театре Узбекистана состоялась премьера спектакля "Михаэль Кольхаас" по мотивам одноимённой новеллы Генриха фон Клейста

Новая постановка "Михаэль Кольхаас" - эксперимент в рамках международного проекта молодёжных театров Узбекистана и Германии. В результате родились два интереснейших авторских спектакля – молодого ташкентского режиссёра Обида Абдурахманова с актёрами Молодёжного театра города Гейдельберг (Германия) и Франциски-Терезы Шютц с актёрами Молодёжного театра Узбекистана. Далее...

05.03.2016 / 20:00:58

Балет "Томирис" на сцене Большого театра

4 марта на сцене Государственного Академического Большого Театра имени А. Навои был представлен балет "Томирис". Далее...

29.02.2016 / 22:25:46

Российские театры приедут на гастроли

Заместитель министра культуры РФ Александр Журавский и советник посольства Узбекистана в РФ Равшанбек Алимов обсудили вопросы сотрудничества на рабочей встрече, прошедшей в конце этой недели в Москве. Главной темой беседы стали возможные гастроли крупнейших российских театров в нашей стране. Далее...

22.02.2016 / 15:50:58

"Нет повести печальнее на свете..." В Ташкенте состоялась премьера мюзикла "Великая любовь"

С большим успехом 20 февраля во Дворце творчества молодёжи состоялась премьера мюзикла "Великая любовь". Мюзикл поставлен по бессмертной трагедии "Ромео и Джульета" великого английского драматурга В. Шекспира. Далее...

17.02.2016 / 01:26:59

НАШИ АНОНСЫ. 20 февраля в Ташкенте состоится премьера мюзикла "Великая любовь" по произведению В. Шекспира "Ромео и Джульетта"

Есть в мировой литературе такие произведения , которые вне времени и пространства. Одно из них трагедия Шекспира "Ромео и Джульета". Эту историю любви двух юных сердец, любви возникшей в результате холодной, бессмысленной вражды, каждое поколение переосмысливает по-своему. Далее...





13.04.2024 / 14:06:55
"ШУМ БОЛА" XI-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 
08.04.2024 / 11:57:58
В Ташкенте прошли показы документальных фильмов "Из Ташкента в Нью-Йорк и обратно" и "Самарканд- вечный город". После просмотра состоялась оживленная дискуссия
 


10.04.2024 / 12:00:56
Предстоящий в Узбекистане международный фольклорный фестиваль "Весна Байсуна" в фокусе внимания СМИ Казахстана
 
09.04.2024 / 17:18:38
Accor откроет новый отель рядом с международным аэропортом Ташкента
 


09.04.2024 / 12:19:35
Русский дом в Ташкенте провел "Книжный завтрак" с поэтом, прозаиком, переводчиком, критиком и эссеистом Сухбатом Афлатуни.
 
26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 


18.04.2024 / 13:33:40
Поедете учиться в российский город будущего? Он есть в числе других участников выставки "Образование и профессия"
 
12.04.2024 / 14:02:19
20 апреля в 13:00 в Русском доме в Ташкенте пройдёт просветительская акция "Тотальный диктант" - праздник грамотности для тех, кто хочет, умеет и любит писать по-русски грамотно
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте