Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
27.03.2016 / 23:17:57

К Международному Дню Театра. Дорогой вдохновения


Балетному театру Узбекистана – вот уже более восьми десятилетий.  В далеком 1933 году был поставлен  балет «Пахта», ставший точкой отсчета в становлении жанра. Одной из ярких страниц в летописи  узбекского театра является творчество Розы Искандаровой, одной из ведущих балерин ГАБТа имени Навои периода 60-80-х годов.  Двадцать лет ее героини украшали сцену узбекского балета.  Многочисленные партии в классических и национальных балетах составили большую галерею ярких образов. 

Детство Розы пришлось на тяжелые послевоенные годы.  Она выросла в местечке Асака Андижанской области. Когда Розе исполнилось десять, тяжело заболевает мама и ее забирает к себе тетя. Так Роза очутилась в Ташкенте. Судьба делает еще один виток, но теперь счастливый. Путь в школу пролегал мимо хореографического училища – оно тогда было расположено на Пушкинской.  Как-то раз тетя предложила своей маленькой племяннице: «Ты не хочешь танцевать? Пойдем-ка, я покажу тебя педагогам». В 1955 году Розу зачисляют в хореографическое училище.  Учителями ее стали Е. Новиков, В. Проскурина и А. Кузнецов. Роза Рахмановна рассказывает:  «Когда я была еще маленькой, увидела в кинотеатре фильм-балет с Галиной Улановой в главной роли. Увиденное меня потрясло. И с первых же занятий у станка я стала упорно добиваться результата. Помню, как приходила рано-рано утром, задолго до звонка к первому уроку и отрабатывала в утренней темноте координацию движений по заданию А. Кузнецова».  Мечта маленькой Розы о большом балете исполняется в 1963 году.   После окончания учебы  из всего курса  шесть выпускниц попадают  в театр им. Навои  и в их числе Роза  Муратова (Искандарова).  

На сцене театра блистали тогда неповторимые Галия Измайлова, Бернара Кариева, Лидия Миальная, Халима Камилова, Виталий Васильев, Раджаб Тангуриев. Было чему восхищаться, чему поучиться. Творческий путь Р. Искандаровой в театре сложился ярко и плодотворно. В ее исполнении как сольные большие партии, так и роли второго плана всегда отличались своеобразным почерком исполнения. Среди них  Мария в «Бахчисарайском фонтане» Б. Асафьева, Золушка в балете С. Прокофьева, Царевна в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».  Это многочисленные роли в национальных балетах  - Лейли в балете «Лейли и Меджнун», Паризод в «Семурге», Тутти киз в «Сухайль и Мехри», Чундари в «Амулете любви», индийская невеста в «Кирк киз» и многие, многие другие. Самобытными  чертами дарования юной артистки стали живость и непосредственность характеров, технический блеск и вдохновенность танца.  

Театр – это всегда творческая лаборатория. В репертуаре молодой балерины новаторские постановки балетмейстеров Н. Стуколкиной, Г. Измайловой, Н. Маркарьянца, З. Акиловой, И. Юсупова.  Одним из самых ярких образов становится Тутти-киз  из балета «Сухайль и Мехри», премьера которого состоялась в 1968 году. Роль Тутти-киз рассчитывалась балетмейстером З. Акиловой непосредственно на исполнительскую индивидуальность молодой балерины.  Сама Роза Рахмановна вспоминает так: «В партии Тутти-киз была одна очень своеобразная вариация. Танец исполнялся на коленях,  а руки  заняты бокалами с вином. Только в конце вариаций я поднималась с колен. Яркое решение  балетмейстера, но крайне технически сложное для исполнения».

В 1972 году  И. Юсупов ставит балет С. Прокофьева «Золушка» и  Роза получает главную партию. Эта роль становится яркой страницей в творческой биографии артистки. Выступив в «Золушке» на гастролях в Новосибирске Роза получает высокую оценку своего мастерства у известного искусствоведа Б. Львова-Анохина. С тех пор у Р.Р. Искандаровой хранится книга с его дарственной надписью: «Обаятельной и трогательной Золушке с пожеланиями творческих успехов. 12 июля 1972. Новосибирск».   

Талантливой балерине были подвластны и краски  народно-сценического жанра.  В опере М. Ашрафи «Дилором» целых десять лет Роза блестяще исполняла сложнейший индийский танец. Роза Рахмановна рассказывает: «Эта композиция называлась  «Танец ожившей статуи».  Танец был поставлен Галией Измайловой в традициях индийской классической школы Бхарата Натьям. Помню, как будучи на гастролях в Дели я купила специально для этого танца многослойные занги, чтобы подчеркнуть  индийский колорит».    После двадцатилетней успешной карьеры на большой балетной сцене наступает время балетмейстерской и педагогической работы. Сначала  это Дом Культуры в областном центре. В 1990 году Р. Искандарова становится балетмейстером ансамбля национального танца «Хилола». В 1998 году Р.Р. Искандарову приглашают на работу в только что организованную Высшую школу Национального танца и Хореографии, где она сегодня продолжает плодотворно делиться опытом с талантливой молодежью и ведет занятия классического и народно-сценического танца.

У Розы Рахмановны большая счастливая семья. С мужем Саидахматом Саидовичем Искандаровым  она встретилась в театре – они были коллегами по сцене.  Вместе они воспитали трех замечательных дочерей.  Р. Р. Искандарова  невероятно скромный человек. Она необыкновенно легка в общении, у нее совсем отсутствует напыщенный пафос, так часто присущий бывшим звездам.  Но зайдите на урок классического танца и вы ее не узнаете. Перед вами - балерина. Чеканно звучит требовательный голос, сосредоточены и внимательны студенты. Здесь царит атмосфера высокого духа академического балета.

Роза Рахмановна не только признанный мастер, она прежде всего пример любви и преданности своей профессии. Несмотря на свой седьмой десяток лет, Роза Рахмановна продолжает сохранять тот особый тон жизни, который мы называем   вдохновением.  

В преддверии  празднования Международного дня Театра  мы обратились к Р.Р. Искандаровой с вопросами:

- Роза Рахмановна, что означает театр в вашей жизни?

- Театр остается моей любовью. Я начала работать в театре в начале  шестидесятых годов  –  периода расцвета узбекского балетного искусства.  Балет не может сравниться ни с чем.  Это такая красота, такая возвышенность образов! 

- Вашу семью можно назвать театральной династией.

-   Нашим детям передалась любовь к искусству. Старшая дочь Малика – заслуженная артистка Узбекистана. Сейчас Малика Искандарова - главный режиссер Республиканского театра юного зрителя. Феруза ведет уроки классического танца в хореографическом колледже.

-  В театре оперы и балета им. Навои и в ТГВШНТиХ работают мастера, начинавшие свою театральную деятельность в 60-70-е годы.  В чем секрет такого удивительного творческого долголетия?

-  Действительно,  театр им. Навои и  Высшая школа танца гордится своими замечательными преподавателями, являющимися  мэтрами хореографического искусства Узбекистана - это народные артистки Узбекистана В. Проскурина, Г. Хамраева,  заслуженные артистки Узбекистана Г. Азимова, Н. Мадрахимова, заслуженный деятель искусства, народный артист Каракалпакии   К. Сагатов, Е. Вышинская, С. Искандаров.   А  секретов никаких нет, мы просто очень любим свою профессию.

 

Ф. Насибулина

 

 





Другие материалы рубрики

23.03.2016 / 03:10:03

Ташкентский Государственный театр музыкальной комедии (оперетты). 43-й театральный сезон

Наш театр, созданный в 1972 году, является единственным театром данного жанра в Среднеазиатском регионе, с творчеством которого знакомы зрители большинства стран Содружества Независимых государств. Коллектив театра ориентирует свою деятельность на обогащение репертуара наиболее яркими и оригинальными произведениями не только авторов мировой классики, но и современных, в том числе узбекских композиторов и драматургов. Далее...

15.03.2016 / 23:48:14

Режиссер Михаил Каминский представил публике в Государственном академическом драматическом театре Узбекистана свою новую работу, комедию "Не буди лихо, пока оно тихо"

У многих любителей театрального искусства еще свежи в памяти воспоминания о недавней, оригинальной постановке Заслуженного артиста Узбекистана Михаила Каминского в этом театре пьесы на современную тему "Жанна". И вот на суд зрителей представлена, сделанная Михаилом Давыдовичем, сценическая фантазия на тему пьесы популярного российского драматурга Василия Сигарева "Купить детектор лжи". Далее...

13.03.2016 / 13:51:55

Ташкенскому зрителю вернулась опера Сергея Рахманинова "Алеко"

Государственный Академический Большой театр Узбекистана имени А. Навои преподнес многочисленным любителям оперного искусства замечательный подарок. После почти шестилетнего перерыва к ташкентскому зрителю вернулась опера С. Рахманинова "Алеко". Она два десятилетия украшает афишу театра. Далее...

06.03.2016 / 23:03:29

В Молодёжном театре Узбекистана состоялась премьера спектакля "Михаэль Кольхаас" по мотивам одноимённой новеллы Генриха фон Клейста

Новая постановка "Михаэль Кольхаас" - эксперимент в рамках международного проекта молодёжных театров Узбекистана и Германии. В результате родились два интереснейших авторских спектакля – молодого ташкентского режиссёра Обида Абдурахманова с актёрами Молодёжного театра города Гейдельберг (Германия) и Франциски-Терезы Шютц с актёрами Молодёжного театра Узбекистана. Далее...

05.03.2016 / 20:00:58

Балет "Томирис" на сцене Большого театра

4 марта на сцене Государственного Академического Большого Театра имени А. Навои был представлен балет "Томирис". Далее...





13.04.2024 / 14:06:55
"ШУМ БОЛА" XI-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 
08.04.2024 / 11:57:58
В Ташкенте прошли показы документальных фильмов "Из Ташкента в Нью-Йорк и обратно" и "Самарканд- вечный город". После просмотра состоялась оживленная дискуссия
 


18.04.2024 / 12:36:19
ВЕЧЕР ТОРЖЕСТВА МУЗЫКИ, ПЕНИЯ И ПОЭЗИИ.
 
15.04.2024 / 17:01:59
Интервью художественного руководителя и главного дирижёра Государственного симфонического оркестра, заслуженного артиста Республики Узбекистан, ректора Ташкентской Государственный консерватории Узбекистана маэстро Камолиддина Уринбаева
 


10.04.2024 / 12:00:56
Предстоящий в Узбекистане международный фольклорный фестиваль "Весна Байсуна" в фокусе внимания СМИ Казахстана
 
09.04.2024 / 17:18:38
Accor откроет новый отель рядом с международным аэропортом Ташкента
 


14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 
17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте