Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
16.04.2016 / 02:20:29

…Современен ли Генрих фон Клейст? Записки зрителя


"Михаэль Кольхаас" как опыт международного сотрудничества

"Обменные гастроли" - эксперимент двух театральных школ Германии и Узбекистана.

Международный проект осуществлен Молодёжным театром Узбекистана (художественный руководитель – Наби Абдурахманов) и Гейдельбергским молодёжным театром (руководитель – Франциска-Тереза Шютц), при поддержке Goethe Institut в Ташкенте.

Новый и многообещающий формат двух спектаклей  - это своеобразный театральный ринг, где роль рефери принадлежит зрителю. Логично было бы в духе времени ввести в данное соревнование театральных школ жюри и зрительское он-лайн голосование…?

…Но муза театра Мельпомена не терпит суеты.

Спектакль по мотивам новеллы Генриха фон Клейста "Михаэль Кольхаас" изначально был поставлен в рамках международного проекта двух театров .

Премьера от молодого режиссера Обида Абдурахманова состоялась 9 декабря 2015 года на сцене Гейдельбергского молодёжного театра в Германии.

Этот же спектакль на немецком языке (с субтитрами на русском), с участием немецких актеров ташкентские зрители впервые увидели 2 апреля 2016 года на сцене Молодежного театра Узбекистана.

Премьера на русском языке от немецкого режиссера-постановщика Франциски-Терезы Шютц  с актерами Молодежного театра Узбекистана  состоялась в Ташкенте 4 марта 2016 года.

Спектакль продолжает свое существование и уже полноправно входит в репертуар Молодежного театра Узбекистана.

 

Современна ли классика «1810 года рождения»?

…Что  может заставить зрителя отключиться от действительности на два с лишним часа – тот самый промежуток, пока разворачивается действие на сцене?

Какая неведомая сила оттащит вас на время  от профиля в инстаграме; лайки соцсетей; входящие и исходящие звонки; прочую суету  - а вместо этого затянет в зрительный зал, чтобы терпеливо следить за поворотами сюжета о судьбе конноторговца XVI века?

What's Hecuba to him, or he to Hecuba…- по словам крылатой фразы Шекспира (Или «Что он Гекубе, что ему Гекуба»).

Ответ может быть один: таково притяжение магии вечных и нестареющих истин; и в этом знали толк классические писатели и поэты всех времен и народов.

И конечно, именно в театре эмоции зашкаливают от непосредственного живого контакта зрителя со сценой и актерами, где каждый - как на ладони.

В центре новеллы последователя  немецкого романтизма Генриха фон Клейста находится стародавний конфликт: человек и окружающий его мир.

Неважно, кто он - лошадиный барышник XVI века или наш современник - имеет значение лишь одно: факт его нонконформизма в поисках справедливости.

Так давно это было, аж в XVI веке…

История конноторговца  Кольхааса словно покрыта дымной завесой времени: феодальная Германия,  которая в ту эпоху была еще разрозненными землями Саксонии, Баварии, Бранденбург;

поездка через владения коварного землевладельца, «изнурение на полевых работах» любимцев-коней, требование суда.

И - месть, месть без конца в виде пожарищ сожженных городов за гибель любимой жены, за поругание собственной чести.

"Я не могу жить в стране, которая не защищает моих прав",  - говорит Кольхаас, версия немецкого Робин Гуда. Ему вторит шайка, разросшаяся до невиданных размеров, которой противостоит уже регулярная армия!

Остановить карающую руку может только мораль. Вечные истины.

Их-то и ищем мы в краю далеком..

“Делай добро тем, кто ненавидит тебя. Прости врагам твоим, ибо они не ведают, что творят”…

 

Едины в восьми лицах

Жутко громыхающие ящики-шкафы делят пространство сцены на множество ломаных линий.

Они становятся то убежищем, то границами феодальных княжеств, то  - гонгом.

Минимализм, видимо, нужен для того, чтобы зритель не отвлекался от фабулы спектакля.

Главный герой Кольхаас исполняется одним актером – в версии Шютц это современный парень с окраин мегаполиса в кроссовках и куртке (актер Шерзод Игамназаров), а в версии Абдурахманова – герой в возрасте (актер Масуд Байган), со сложившимися взглядами на жизнь.

 Двое других – Анвар Каратаев, Лейла Сейд-оглы; а у немцев - Педро Штирнер и Юлия Линдхорст-Апфельтхалер - по ходу пьесы перевоплощаются в восемь-девять разных персонажей: от курфюрста Саксонского и Бранденбургского до Лисбет и цыганки.

Шютц осовременила спектакль, одев героев в Т-шорты с надписями «Я Кольхаас». Все играют в он-лайн игры, пишут смс-ки, а роль коней «играют» велосипеды!.. На сцене под музыку «Modern Talking»  (группы не очень современной, но видимо, столь дорогой немецкому сердцу) танцуют и поют копии Дитера Болена и Томаса Андерса.

Вариант Обида Абдурахманова намного класcичнее и строже. Специальные эффекты в виде проекции мчащихся коней; тревожный лейтмотив (ташкентский композитор Виталий Аминов написал музыку отдельно для каждого спектакля).

Костюмы от Вассы Васильевой, как всегда у этой замечательной актрисы и талантливого художника-постановщика, являются зримым дополнением к характерам героев.

 

«Кольхаас»  в расписании школьных уроков

…«Восьмой «В», тише, не шуметь!  Вы куда направляетесь?.. Сядьте на место!..», - во время спектакля строгие учительницы из ташкентских школ держали своих подопечных в «ежовых рукавицах».

«Михаэль Кольхаас» в апреле месяце в Молодежном театре идет в дневные часы.

Эксперимент есть эксперимент – и учащиеся старших классов приезжают на  урок искусства, морали и духовности. И неважно, что часть старшеклассников смеется не совсем в тех местах, где ожидается, а часть - тайком безвылазно сидит в телеграмм, несмотря на строгие запреты на пользование мобильными средствами связи.

Актеры то и дело выходят со сцены для диалога в зал, в шаговой доступности от юных зрителей, и  уже одно это имеет свое воздействие. Такова сила искусства.

Юному человеку в начале жизни важно иногда, на минуту, остановиться в круговерти повседневноcти и прислушаться к вечному:

 “Сила - не есть справедливость. Справедливость – это и есть сила!”

“Час, посвящённый ненависти - это вечность, украденная у людей”.

….Скучен ли после всего этого  Генрих фон Клейст?

 

Ирина Брюнеро / Irina Brunereau / СNBA/ Uzlife





Другие материалы рубрики

15.04.2016 / 19:38:43

Состоится 1-й школьный и университетский франкоязычный театральный фестиваль

18 трупп, состоящих из учащихся и студентов со всей республики, примут участие в 1-м школьном и университетском франкоязычном театральном фестивале, организуемом Посольством Франции в сотрудничестве с Молодежным театром Узбекистана. Далее...

07.04.2016 / 12:02:25

ТЕАТР "ИЛЬХОМ" объявляет набор в 10 студию!

В студии Театра Марка Вайля "Ильхом" разработана программа, основанная на опыте лучших русских и европейских театральных школ и богатом профессиональном опыте самого театра. Методика преподавания, включающая в себя систему Станиславского, Мейерхольда, Чехова и Жака Лекока обеспечивает всестороннее образование и раскрывает потенциал будущего артиста. Далее...

28.03.2016 / 00:11:04

Международный день театра отметили в Ташкенте

Этот праздник широко отмечается во многих театрах республики. Как правило, это постановки новых спектаклей, как узбекских, так и зарубежных авторов. Далее...

27.03.2016 / 23:17:57

К Международному Дню Театра. Дорогой вдохновения

Балетному театру Узбекистана – вот уже более восьми десятилетий. В далеком 1933 году был поставлен балет "Пахта", ставший точкой отсчета в становлении жанра. Одной из ярких страниц в летописи узбекского театра является творчество Розы Искандаровой, одной из ведущих балерин ГАБТа имени Навои периода 60-80-х годов. Двадцать лет ее героини украшали сцену узбекского балета. Многочисленные партии в классических и национальных балетах составили большую галерею ярких образов. Далее...

23.03.2016 / 03:10:03

Ташкентский Государственный театр музыкальной комедии (оперетты). 43-й театральный сезон

Наш театр, созданный в 1972 году, является единственным театром данного жанра в Среднеазиатском регионе, с творчеством которого знакомы зрители большинства стран Содружества Независимых государств. Коллектив театра ориентирует свою деятельность на обогащение репертуара наиболее яркими и оригинальными произведениями не только авторов мировой классики, но и современных, в том числе узбекских композиторов и драматургов. Далее...





24.04.2024 / 12:09:37
Виктор Апухтин представляет выставку " Я вижу цветы Райского сада"
 
23.04.2024 / 12:48:05
В экспозиционном пространстве университета Ка-Фоскари, Венеция состоялось открытие флорентийского раздела выставки "Узбекистан: Авангард в пустыне"
 


10.04.2024 / 12:00:56
Предстоящий в Узбекистане международный фольклорный фестиваль "Весна Байсуна" в фокусе внимания СМИ Казахстана
 
09.04.2024 / 17:18:38
Accor откроет новый отель рядом с международным аэропортом Ташкента
 


22.04.2024 / 11:19:13
На флейте о цветущей сакуре
 
09.04.2024 / 12:19:35
Русский дом в Ташкенте провел "Книжный завтрак" с поэтом, прозаиком, переводчиком, критиком и эссеистом Сухбатом Афлатуни.
 


22.04.2024 / 12:28:08
Посольство США и представители Министерства дошкольного образования Узбекистана провели в отеле "Интерконтиненталь" церемонию завершения программы "Англоговорящая нация". Но будет другое продолжение...
 
21.04.2024 / 13:32:11
Вспоминая недавнюю встречу в Клубе "Интеллектуал". Почему все получилось отлично...Почему так должно быть всегда. Авторитетное мнение членов клуба и не только…
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте