Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
07.05.2016 / 05:22:45
Выдающееся произведение Бертольда Брехта "Мамаша Кураж" поставлено в Узбекском государственном драматическом театреНаше знакомствос исполнительницей главной роли, заслуженной артисткой Узбекистана Дано Бабахановой состоялось в мемориальном музее Сулеймана Юдакова, где два литературно-творческих объединения «Данко» и «Майсара» в апреле 2016 г. отметили столетие этого известного узбекского композитора, народного артиста Узбекистана (1916-1990). В тот памятный вечер звучали стихотворные посвящения ташкентских поэтов юбиляру, произведения для дутара в исполнении народных музыкантов, авторские песни под гитару бардов из Клуба авторской песни и поэзии «Арча», а также отрывки из классической драматургии в исполнении артистов Узбекского государственного драматического театра . Всем тогда запомнилось неожиданно яркое выступление заслуженной артистки Узбекистана Дано Бабахановой, прочитавшей монолог из своего будущего моноспектакля по мотивам пьесы талантливого немецкого поэта и драматурга Бертольда Брехта (1898-1956) «Мамаша Кураж и её дети». Актриса сдержала своё слово и пригласила «данковцев» 04 05 16 на сдачу спектакля в свой театр в добротном старинном здании недалеко от цирка в районе Чор-Су. Зрителей заняли места на авансцене, поэтому всё действие происходило у нас на глазах , что мысленно и психологически заставляло участвовать в нём, сочувствуя и сопереживая действующим лицам. Пьеса Бертольда Брехта , имеющая подзаголовок «Хроника времен Тридцатилетней войны»; написана в 1938—1939 годах и является одним из самых ярких воплощений теории «эпического театра». Основой для этого Брехту стала повесть Г. фон Гриммельсгаузена «Подробное и удивительное жизнеописание отъявленной обманщицы и бродяги Кураж», написанная в 1670 году. Затем писатель добавил ещё один источник — историю маркитантки Лотты Сверд из «Сказаний прапорщика Столя» Й.Л. Рунеберга. Работу над пьесой «Мамаша Кураж и её дети» Брехт начал в эмиграции в канун Второй мировой войны. «Когда я писал, — признался он позже, — мне представлялось, что со сцен нескольких больших городов прозвучит предупреждение драматурга о том, что кто захочет позавтракать с чертом, должен запастись длинной ложкой. Может быть, я проявил при этом наивность… Спектакли, о которых я мечтал, не состоялись. Писатели не могут писать с такой быстротой, с какой правительства развязывают войны: ведь чтобы сочинять, надо думать… „Мамаша Кураж и её дети“ — опоздала». Начатая в Дании, которую Брехт вынужденно покинул в апреле 1939 года, пьеса была закончена в Швеции осенью того же года, когда война уже шла. Действие происходит во время Тридцатилетней войны, обернувшейся тогда для Германии национальной катастрофой. В первой редакции «Мамаша Кураж» была поставлена в 1941 году Леопольдом Линдтбергом в Швейцарии, в цюрихском театре «Шаушпильхауз»; в спектакле были заняты немецкие и австрийские эмигранты. Спустя много лет после создания пьесы Брехт открыл для себя в образе маркитантки Анны Фирлинг, по прозвищу Кураж, «символический смысл»: «…Возникает, — записал он в январе 1953 года в своём „рабочем журнале“, — образ Германии, ведущей разбойничьи войны, уничтожающей других и самоё себя, не извлекающей уроков из всех своих катастроф». Пьесы Брехта — «Трёхгрошовая опера», «Винтовки Тересы Каррар», сцены из «Страха и отчаяния в Третьей империи» — в эти годы уже ставились в восточной части Германии. Брехту предстояло доказать жизнеспособность своих идей. В 50-х годах ХХ века началось триумфальное шествие «Мамаши Кураж» по сценам мира . Спектакль впервые поставлен на сцене Узбекского государственного драматического театра выпускником Театрально-художественного института имени А.Н. Островского Музаффаром Рауповым в канун 71-ой годовщины победы над фашизмом во Второй мировой войне. В нём органично совмещены элементы «эпического» и «поэтического» театров. Художник-сценограф Джамшид Валиев историческую канву действия воссоздал на заднике сцены, где стоят по кругу кладбищенские кресты с эпитафиями времён «тридцатилетней войны» 17 в., которые комментировала главная героиня пьесы Мамаша Кураж (Дано Бабаханова). Актриса появляется на сцене в соответствующей военному времени и положению маркитантки невзрачной, случайной, накинутой с чужого плеча, поношенной военной форме, сером плаще защитного цвета и кирзовых сапогах и так работает весь спектакль. На её живом, страстном монологе с паузами, заполненными зонгами, держится весь спектакль. Она так цепко овладевает вниманием зрителей, что они следят за действием на одном дыхании, не позволяя себе даже выразить свои чувства аплодисментами : на исповеди не рукоплещут. Актёрскому составу, занятому в «узбекской» версии спектакля, удалось воплотить идею Музаффара Раупова -- показать, прежде всего, эпический театр Брехта. Спектакль через монолог и диалоги Матушки Кураж с другими явными и воображаемыми персонажами, многие из которых физически отсутствуют на сцене, представляет собой эпический рассказ. Монолог главной героини на протяжении всего спектакля ставит зрителя сначала в положение осторожного наблюдателя. В ходе действия её рассказ о себе и о войне стимулирует активность зрителя: заставляет его принимать решения, показывает зрителю другую обстановку, возбуждает у него интерес к ходу действия, обращается к разуму зрителя, и в отличие от западных версий, в конце концов, эмоционально завоёвывает наши сердца и чувства. В итоге зрители отпускают свои чувства и из отстранённых наблюдателей в ходе действия превращаются в молчаливых сочувствующих и сопереживающих свидетелей человеческой драмы и в финале спектакля взрываются бурными аплодисментами уже после того, как на сцене гаснет свет и исполнители уходят с последними аккордами звучащего «Реквиема» Моцарта. В современной русскоязычной версии немецкой постановки Узбекского государственного драматического театра на протяжении всего спектакля звучат, оживляют и дополняют публицистический сюжет действия характерные для театра Брехта зонги – злободневные сатирические и патриотические песенки под аккомпанемент гитары в исполнении учащегося 13-ой музыкальной школы Данилы Черноусова (гитара), студентки Государственной консерватории Узбекистана Севары Нуралиевой (вокал) и студента Института искусств и культуры Олега Тернового (вокал). Музыку к песням на стихи Брехта написал М. Раупов. Музаффар Раупов и Брехт-лирик помогли Брехту-драматургу сделать спектакль не только эпическим, но ещё поэтичным, романтичным и эстетически убедительным. М. Раупов до минимума сократил актёрский состав. Главный из условно второстепенных персонажей – это образ Рока, или совести, а также Эйлифа - её старшего сына и других её детей. Их талантливо на сцене воспроизвёл без слов, выразительно-пластическими средствами, выпускник Театрально-художественного института имени А.Н. Островского Сохидулло Ахмадуллаев. Катрин — её немая дочь и Швейцеркас — младший сын героини - присутствовали на сцене статично, чисто визуально, но при этом несли на себе большую смысловую нагрузку, олицетворяя и воплощая так называемый своеобразный «эффект отчуждения», характерный для Брехта-драматурга. Эти немые образы на сцене оправдывали и осуждали главную героиню в спектакле и заставляли зрителей не пассивно поглощать видимое на сцене, а размышлять по поводу увиденного и услышанного и вырабатывать свою позицию и своё отношение к спектаклю. Характеры героев в "Матушке Кураж" обрисованы во всей их сложной противоречивости. Наиболее интересен образ Анны Фирлинг, прозванной мамашей Кураж. Многогранность этого характера вызывает разнообразные чувства зрителей. Героиня привлекает трезвым пониманием жизни. Но она - порождение меркантильного, жестокого и циничного духа Тридцатилетней войны. Кураж равнодушна к причинам этой войны. В зависимости от превратностей судьбы, она условно водружает над своим фургоном то лютеранское, то католическое знамя. Кураж идет на войну в надежде на большие барыши и в итоге теряет в ней всё и всех, даже самых близких людей . Спектакль на сцене Узбекского драматического театра, уложенный в «прокрустово ложе» одночасового действия, охватывает несколько лет. Мамаша Кураж со своим фургоном за это время исколесила пол-Европы. Её дело процветает, но в битве под Лютценом погибает шведский король Густав Адольф, и воюющие стороны заключают мир. Для Кураж мир — разорение: теперь её товар никому не нужен; и тем не менее, она рада миру: по крайней мере, после гибели первого сына Эйлифа на войне, второго сына война у неё не отнимет. В конечном итоге, из-за своего бизнеса и жестокой реальности войны, она теряет троих детей, включая и немую дочь Катрин. Брехт не извинял Кураж, но и не обвинял её. В пьесе и спектакле своеобразным «эффектом очуждения» стала неспособность героини осознать катастрофические результаты её военного бизнеса - маркитантки, предусмотренного воинскими уставами. Мамаша Кураж, чтобы выжить и спасти детей от голода и войны, занималась мелочной торговлей предметами солдатского обихода при армии, часто награбленными вещами, порой уносимыми с поля боя. Для драматурга неважно было, прозреет ли Кураж, — прозреть должен зритель, и, соответственно, в пьесе не было недостатка в аллюзиях на современность; драматург считал, что запечатлел в своей пьесе «современное сознание большинства людей». По мнению специалистов , «Мамаша Кураж» — самое великое произведение о войне. Мысли маркитантки, погубившей на полях войны всю свою семью ради барыша, поражают одновременно нищетой раболепия и глубиной ощущения меры вещей, искусства выживания. И наша позиция зрителей вполне соответствует идеалу Брехта… Только в драматические минуты действия… вопреки кодексу Брехта, мы из зрителей наблюдающих незаметно и логично превращаемся в зрителей сопереживающих. Этого эффекта сопереживания и сочувствия добивается своей страстной игрой Дано Бабаханова: ей, матери троих детей от разных отцов не нужны адвокаты. У неё один судья и один защитник – её материнская совесть. Она не запятнала её, и в этом её подвиг и величие. Подводя итог увиденному спектаклю «Матушка Кураж», доцент Ташкентского государственного института искусств и культуры Хамида Абдуллаевна Махмудова, председатель объединения «Узбектеатр» Валихан Умаров дали высокую оценку работе всей группы, работавшей над сценическим воплощением сложной пьесы. Они порекомендовали в ближайшее время показать спектакль в Институте Гёте в Ташкенте и в дальнейшем возможно гастролировать с ним по городам нашего региона и ближнего зарубежья. Театралы и простые зрители пришли к единому мнению, что Брехт и в наше время актуален своим протестом против войны, умением видеть мир во всей его сложности и противоречивости, своим обостренным чувством социальной справедливости, которую он называл «хлебом народа» и стремлением сделать человека добрее, а среду его обитания светлее, приветливее, разумнее, наконец.
Гуарик Багдасарова
|
|