Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
07.05.2016 / 05:22:45

Выдающееся произведение Бертольда Брехта "Мамаша Кураж" поставлено в Узбекском государственном драматическом театре


Наше знакомствос исполнительницей главной роли, заслуженной артисткой  Узбекистана Дано Бабахановой состоялось в  мемориальном музее Сулеймана Юдакова, где два литературно-творческих объединения «Данко» и «Майсара»  в апреле 2016 г. отметили  столетие  этого известного  узбекского композитора,  народного артиста  Узбекистана (1916-1990). В тот памятный вечер звучали стихотворные посвящения ташкентских поэтов юбиляру,  произведения для дутара в исполнении народных музыкантов, авторские песни под гитару бардов из  Клуба авторской песни и поэзии «Арча», а также отрывки из классической драматургии в исполнении артистов Узбекского государственного драматического театра .

Всем тогда  запомнилось неожиданно яркое выступление заслуженной артистки Узбекистана  Дано Бабахановой, прочитавшей монолог из своего будущего моноспектакля  по мотивам пьесы талантливого немецкого поэта и драматурга Бертольда Брехта (1898-1956) «Мамаша Кураж и её дети». Актриса  сдержала своё слово и пригласила «данковцев»  04  05 16  на сдачу  спектакля в свой театр в  добротном старинном здании недалеко от цирка в районе Чор-Су. Зрителей  заняли места на  авансцене, поэтому всё действие происходило у нас на глазах , что  мысленно и психологически заставляло  участвовать в нём, сочувствуя и сопереживая действующим лицам.

Пьеса Бертольда Брехта , имеющая подзаголовок «Хроника времен Тридцатилетней войны»; написана в 1938—1939 годах и является одним из самых ярких воплощений теории «эпического театра». Основой для этого  Брехту стала  повесть  Г. фон Гриммельсгаузена «Подробное и удивительное жизнеописание отъявленной обманщицы и бродяги Кураж», написанная в 1670 году. Затем  писатель добавил ещё один источник — историю маркитантки Лотты Сверд из «Сказаний прапорщика Столя» Й.Л. Рунеберга.

Работу над пьесой «Мамаша Кураж и её дети» Брехт начал в эмиграции в канун Второй мировой войны. «Когда я писал, — признался он позже, — мне представлялось, что со сцен нескольких больших городов прозвучит предупреждение драматурга о том, что кто захочет позавтракать с чертом, должен запастись длинной ложкой. Может быть, я проявил при этом наивность… Спектакли, о которых я мечтал, не состоялись. Писатели не могут писать с такой быстротой, с какой правительства развязывают войны: ведь чтобы сочинять, надо думать… „Мамаша Кураж и её дети“ — опоздала». Начатая в Дании, которую Брехт вынужденно покинул в апреле 1939 года, пьеса была закончена в Швеции осенью того же года, когда война уже шла. Действие  происходит во время Тридцатилетней войны, обернувшейся  тогда для Германии национальной катастрофой.

В первой редакции «Мамаша Кураж» была поставлена в 1941 году Леопольдом Линдтбергом в Швейцарии, в цюрихском театре «Шаушпильхауз»; в спектакле были заняты немецкие и австрийские эмигранты.  Спустя много лет после создания  пьесы Брехт открыл для себя в образе маркитантки Анны Фирлинг, по прозвищу Кураж,  «символический смысл»: «…Возникает, — записал он в январе 1953 года в своём „рабочем журнале“, — образ Германии, ведущей разбойничьи войны, уничтожающей других и самоё себя, не извлекающей уроков из всех своих катастроф». Пьесы Брехта — «Трёхгрошовая опера», «Винтовки Тересы Каррар», сцены из «Страха и отчаяния в Третьей империи» — в эти годы уже ставились в восточной части Германии. Брехту предстояло доказать жизнеспособность своих идей. В 50-х годах ХХ века  началось триумфальное шествие «Мамаши Кураж» по сценам мира .

Спектакль впервые поставлен на сцене Узбекского государственного драматического театра  выпускником Театрально-художественного института имени А.Н. Островского Музаффаром Рауповым в канун 71-ой годовщины победы над фашизмом во Второй мировой войне. В нём  органично совмещены элементы  «эпического» и «поэтического» театров.  Художник-сценограф Джамшид Валиев историческую канву действия воссоздал  на заднике сцены, где стоят по кругу кладбищенские кресты с  эпитафиями времён «тридцатилетней войны» 17 в., которые  комментировала главная героиня пьесы Мамаша Кураж (Дано Бабаханова).  Актриса появляется на сцене в  соответствующей военному времени и положению маркитантки  невзрачной, случайной, накинутой с чужого плеча, поношенной военной форме, сером плаще защитного цвета и кирзовых сапогах и так работает  весь спектакль. На её живом, страстном монологе с паузами, заполненными зонгами, держится весь спектакль. Она так цепко овладевает вниманием зрителей, что они следят за действием на одном дыхании, не позволяя себе  даже  выразить свои чувства аплодисментами : на исповеди не рукоплещут.

Актёрскому составу, занятому в «узбекской» версии спектакля,   удалось воплотить  идею  Музаффара  Раупова -- показать, прежде всего, эпический театр Брехта. Спектакль через монолог и диалоги Матушки  Кураж с другими явными и воображаемыми персонажами, многие из которых физически отсутствуют на сцене, представляет собой эпический рассказ. Монолог главной героини  на протяжении всего спектакля ставит зрителя сначала в положение осторожного наблюдателя. В ходе действия её рассказ о себе и о войне стимулирует активность зрителя: заставляет его принимать решения, показывает зрителю другую обстановку, возбуждает у него интерес к ходу действия, обращается к разуму зрителя, и в отличие от западных версий, в конце концов,  эмоционально завоёвывает наши сердца и чувства.  В итоге зрители отпускают свои чувства и из  отстранённых наблюдателей в ходе действия превращаются в  молчаливых сочувствующих и сопереживающих  свидетелей  человеческой драмы и в финале спектакля взрываются бурными аплодисментами уже после того, как на сцене  гаснет свет и исполнители уходят с последними аккордами звучащего «Реквиема»  Моцарта.

В современной  русскоязычной версии  немецкой постановки Узбекского государственного драматического театра на протяжении всего спектакля звучат, оживляют и дополняют публицистический сюжет действия характерные для театра Брехта зонги  – злободневные сатирические и патриотические песенки под аккомпанемент гитары в исполнении учащегося 13-ой музыкальной школы Данилы Черноусова (гитара), студентки  Государственной консерватории Узбекистана Севары Нуралиевой (вокал) и студента  Института искусств и культуры  Олега Тернового (вокал).  Музыку к песням на стихи Брехта написал М. Раупов. Музаффар Раупов и  Брехт-лирик помогли  Брехту-драматургу сделать спектакль не только эпическим, но ещё поэтичным, романтичным и эстетически убедительным.

М. Раупов до минимума сократил актёрский состав. Главный из условно второстепенных персонажей – это образ Рока, или совести,  а также Эйлифа - её старшего сына и других её детей. Их талантливо на сцене воспроизвёл   без слов, выразительно-пластическими средствами,  выпускник Театрально-художественного института имени А.Н. Островского Сохидулло  Ахмадуллаев. Катрин  — её немая дочь и Швейцеркас  —  младший сын героини  - присутствовали на сцене статично, чисто визуально, но при этом несли на себе  большую смысловую нагрузку, олицетворяя  и воплощая  так называемый своеобразный «эффект отчуждения», характерный для Брехта-драматурга. Эти немые образы на сцене оправдывали и осуждали главную героиню в спектакле и заставляли  зрителей не пассивно поглощать видимое на сцене, а размышлять по поводу увиденного и услышанного и вырабатывать свою позицию и своё отношение к спектаклю.

Характеры героев в "Матушке Кураж" обрисованы во всей их сложной противоречивости. Наиболее интересен образ Анны Фирлинг, прозванной мамашей Кураж. Многогранность этого характера вызывает разнообразные чувства зрителей. Героиня привлекает трезвым пониманием жизни. Но она - порождение меркантильного, жестокого и циничного духа Тридцатилетней войны. Кураж равнодушна к причинам этой войны. В зависимости от превратностей судьбы,  она условно водружает над своим фургоном то лютеранское, то католическое знамя. Кураж идет на войну в надежде на большие барыши и в итоге теряет в ней всё и всех, даже самых близких людей .

Спектакль на сцене Узбекского драматического театра, уложенный в «прокрустово ложе» одночасового действия, охватывает несколько лет.  Мамаша Кураж со своим фургоном за это время исколесила пол-Европы. Её дело процветает, но в битве под Лютценом погибает шведский король Густав Адольф, и воюющие стороны заключают мир. Для Кураж мир — разорение: теперь её товар никому не нужен; и тем не менее, она рада миру: по крайней мере, после гибели первого сына Эйлифа на войне, второго сына война у неё не отнимет. В конечном итоге, из-за своего бизнеса и  жестокой реальности войны, она теряет троих детей, включая и немую дочь Катрин. Брехт не извинял Кураж, но и не обвинял её. В пьесе и спектакле своеобразным «эффектом очуждения» стала неспособность героини осознать катастрофические результаты её военного бизнеса - маркитантки, предусмотренного воинскими уставами. Мамаша Кураж, чтобы выжить и спасти детей от голода и войны, занималась мелочной торговлей  предметами солдатского обихода при армии, часто награбленными вещами, порой уносимыми с поля боя. Для драматурга неважно было, прозреет ли Кураж, — прозреть должен зритель, и, соответственно, в пьесе не было недостатка в аллюзиях на современность; драматург считал, что запечатлел в своей пьесе «современное сознание большинства людей».

По мнению специалистов , «Мамаша Кураж» — самое великое произведение о войне. Мысли маркитантки, погубившей на полях войны всю свою семью ради барыша, поражают одновременно нищетой раболепия и глубиной ощущения меры вещей, искусства выживания. И наша позиция зрителей вполне соответствует идеалу Брехта… Только в драматические минуты действия… вопреки кодексу Брехта, мы из зрителей наблюдающих  незаметно и логично превращаемся в зрителей сопереживающих. Этого эффекта сопереживания и сочувствия добивается своей страстной игрой Дано Бабаханова: ей, матери троих детей от разных отцов не нужны адвокаты. У неё один судья и один защитник – её материнская совесть. Она не запятнала её, и в этом её подвиг и величие.

Подводя итог увиденному спектаклю «Матушка Кураж», доцент Ташкентского государственного института  искусств и культуры Хамида Абдуллаевна Махмудова, председатель объединения «Узбектеатр» Валихан Умаров  дали высокую оценку работе  всей группы, работавшей над сценическим воплощением сложной пьесы. Они порекомендовали в ближайшее время показать спектакль в Институте Гёте в Ташкенте и в дальнейшем возможно гастролировать с ним по  городам нашего региона и ближнего зарубежья.

Театралы и простые зрители пришли к единому мнению, что Брехт и в наше время актуален своим протестом против войны, умением видеть мир во всей его сложности и противоречивости, своим обостренным чувством социальной справедливости, которую он называл «хлебом народа»  и стремлением сделать человека добрее, а среду его обитания светлее, приветливее, разумнее, наконец.

 

Гуарик Багдасарова





Другие материалы рубрики

02.05.2016 / 22:46:54

В театр – всей семьей!

Как часто вы ходите в театр всей семьей? А помните ли вы, как сами проводили время с родителями, знакомясь с театром и удивляясь ему? Именно такие теплые и светлые воспоминания мы трепетно храним всю жизнь в наших сердцах. Далее...

25.04.2016 / 16:06:24

Литературно-музыкальный вечер в Самарканде

Центр культуры и досуга населения им. Амира Темура (ЦКДН) города Самарканда вновь порадовал своих земляков ярким духовно-просветительским мероприятием. В актовом зале общеобразовательной школы № 55 вниманию зрителей была представлена театрализованная литературно-музыкальная композиция "Мы – потомки Сахибкирана!". Далее...

19.04.2016 / 22:42:33

Школьный и университетский франкоязычный театральный фестиваль: браво участникам!

17 трупп, состоящих из учащихся и студентов из Ургенча, Бухары, Гиждувана, Намангана, Андижана, Карши, Самарканда, Алмалыка и Ташкента, приняли участие 15-16 апреля в школьном и университетском франкоязычном театральном фестивале, организованном Посольством Франции в сотрудничестве с Молодежным театром Узбекистана. Далее...

18.04.2016 / 18:24:10

Проект "Ильхом. Ретроспектива"

Театр Марка Вайля "Ильхом" по случаю своего 40-летия 19 апреля в 18:30 приглашает на видео-сеансы ретроспективных спектаклей. В рамках проекта "Ильхом. Ретроспектива" гости смогут познакомиться с легендарными постановками театра и вспомнить любимые спектакли, которых уже нет в репертуаре. Это уникальная возможность увидеть такие спектакли, как: "Прошло 200 лет", "Регтайм для клоунов", "Прощай овраг", "Идиот", "отель Вавилон", "Медея", "Кломадеус". Далее...

16.04.2016 / 02:20:29

…Современен ли Генрих фон Клейст? Записки зрителя

"Михаэль Кольхаас" как опыт международного сотрудничества "Обменные гастроли" - эксперимент двух театральных школ Германии и Узбекистана. Международный проект осуществлен Молодёжным театром Узбекистана (художественный руководитель – Наби Абдурахманов) и Гейдельбергским молодёжным театром (руководитель – Франциска-Тереза Шютц), при поддержке Goethe Institut в Ташкенте. Далее...





24.04.2024 / 12:09:37
Виктор Апухтин представляет выставку " Я вижу цветы Райского сада"
 
23.04.2024 / 12:48:05
В экспозиционном пространстве университета Ка-Фоскари, Венеция состоялось открытие флорентийского раздела выставки "Узбекистан: Авангард в пустыне"
 


10.04.2024 / 12:00:56
Предстоящий в Узбекистане международный фольклорный фестиваль "Весна Байсуна" в фокусе внимания СМИ Казахстана
 
09.04.2024 / 17:18:38
Accor откроет новый отель рядом с международным аэропортом Ташкента
 


25.04.2024 / 16:07:26
Известный узбекский публицист и писатель Исмет Кучиев награжден золотым орденом "Друг Азербайджана"
 
22.04.2024 / 11:19:13
На флейте о цветущей сакуре
 


22.04.2024 / 12:28:08
Посольство США и представители Министерства дошкольного образования Узбекистана провели в отеле "Интерконтиненталь" церемонию завершения программы "Англоговорящая нация". Но будет другое продолжение...
 
21.04.2024 / 13:32:11
Вспоминая недавнюю встречу в Клубе "Интеллектуал". Почему все получилось отлично...Почему так должно быть всегда. Авторитетное мнение членов клуба и не только…
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте