Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
23.10.2016 / 17:45:13
В ГАБТе им.А.Навои 29 декабря состоится премьера оперы "Аида"Большой театр Узбекистана уже не в первый раз обращается к постановке оперы Дж.Верди «Аида», которая по праву считается выдающимся произведением и входит в золотой фонд мировой оперной классики. Первая постановка оперы состоялась в 1960 г, которую осуществили музыкальный руководитель и дирижер народный артист М.Ашрафи, режиссер-постановщик заслуженная артистка А.Миралимбаевой, художник-постановщик – заслуженный художник М.Мусаев. В этой постановке, которая имела большой успех, «Аида» шла долгие годы на сцене Большого театра, вплоть до 90-х годов. И в 2016 году, после капитальной реконструкции театра на обновленной сцене появится долгожданная не только зрителями, но и всем коллективом театра, новая «Аида». Несмотря на то, что сюжет этой оперы исторических, он актуален и в наше время, ведь любовь, верность, патриотизм это основа воспитания подрастающего поколения. Это произведение гуманистическое, воспевающее чистое, святое человеческое чувство любви, отрицание войн, экстремизма и обращение к высоким идеалам. К тому же, в материале оперы композитор особо выявляет красоту и своеобразие культуры Востока, тонко проникая в ее свойства. В силу этого постановка оперы «Аида» в наши дни в Узбекистане представляется необыкновенно важной и нужной для всех поколений зрительской общественности. Богатая мировая сценическая жизнь этой оперы на крупнейших сценах земного шара и возникновение все новых и новых постановочных версий «Аиды» Верди – убедительное подтверждение этому. Музыкальный язык оперы захватывает своей мощью и необычайной выразительностью. Во многих своих произведениях композитор Верди сумел соединить яркий драматический темперамент, остроту характеристик с пылкими итальянскими мелодиями. Автор в опере «Аида» реалистически показал житейскую правду, социальные явления того времению Творческая страница из истории борьбы Египта с Нубией дала прекрасный материал для создания музыки, полной драматизма, позволила создать на этом материале мелодическую драму. Нубия всегда привлекала алчные взгляды имущей египетской верхушки. В один из таких набегов Нубия была покорена. В числе богатой добычи были и обреченные на рабство нубийцы, а среди них и дочь царя – Аида, которая становится рабыней дочери фараона. Но нубийцы не считают себя побежденными и пытаются вновь отстоять свою независимость. В опере очень выпукло выступают три линии, которые Верди пытается провести. Любовь к родине достаточно подчеркнута в драматическом и музыкальном материале поведением Аиды и ее отца Амонасро. В опере подчеркнута духовная мощь и мужество главных персонажей, которым сочувствует автор, это Аида, Радамес, Амонасро. Наряду с этим показаны хитрость, качество и трусость фараона, Амнерис и египетских жрецов. Автор раскрывает силу искреннего чувства, нравственную чистоту, готовность Аиды и Радамеса к самопожертвованию во имя любви, в противоположность эгоизму Амнерис. Как большой художник-реалист, Верди правдиво отобразил на историческом материале глубокие человеческие чувства. В своей опере Верди затрагивает темы социального гнета, трагического столкновения человека с окружающей средой. Богатство музыкальных красок наряду с сильным в драматургическом отношении либретто – вот те достоинства, которые по сей день привлекают внимание оперных театров всего мира к этому произведению музыкальной классики. «Аида» написана на древнегреческий сюжет. Либретто оперы принадлежит Гисланцони. По театрально-постановочному стилю «Аида» - большая опера с массовыми сюжетами, с торжественными шествиями, с мощными ансамблями. Но «Аида» - не только декоративно-помпезная опера для блестящего, эффектного спектакля: в ней осуществлено органическое единство театрального стиля большой оперы и лирико-психологической драмы, получившей глубокое музыкальное воплощение. Музыка «Аиды», итальянская в своей основе, имеет в некоторых сценах и эпизодах восточный характер. Оркестр в «Аиде» чрезвычайно колоритен, богат и разнообразен в тембровом отношении. Он нигде не ограничивается только аккомпанирующей функцией, а всегда активно участвует в раскрытии драматических ситуаций и душевного мира героев. В опере ярко и рельефно противопоставлены друг другу контрастные начала – основной конфликт: светлый, чистый образ Аиды, с ее пламенной любовью, и суровый образ жрецов, воплощающих тёмную силу угнетения и деспотизма. Джузеппе Верди – популярнейший итальянский композитор XIX века. Он родился в 1813 году Верди еще с детства изумлял окружающих своими способностями в музыке. За свою долголетнюю деятельность Верди написал свыше двадцати опер. Наиболее известны – «Риголетто», «Травиата», «Отелло», «Аида», «Трубадур», «Бал-маскарад». Верди принадлежит к числу величайших оперных композиторов. Его опера «Аида» является образцом мелодической драмы. Впервые она поставлена была в 1871 году в Каире, затем с громадным успехом обошла сцены всего мира. Общедоступность музыкального письма и мелодичности – основные черты творчества Верди.. В творчестве композитора можно различать три периода: первый, когда Верди находится еще под влиянием Россини и других композиторов. Второй период – время, когда создавались «Трубадур», «Травиата» и «Риголетто». В этих произведениях композитор освобождается от посторонних влияний и находит свой язык. Последний период начинается с момента создания оперы «Аида». Композитор тщательно отчеканивает свой стиль, выявляет свое мастерство в использовании выразительности человеческого голоса, в трактовке оркестровых и хоровых масс. Верди знал, что в оперном произведении самое могучее средство выражения заложено в человеческом голосе. Он умел отлично использовать все его богатства. Носителем драматической выразительности в операх Верди является певец. Оркестр и сценическое оформление не заслоняют собой основного. Непосредственность и искренность творчества Верди, его яркий драматический порыв, мастерское умение обрисовать в звуках характеры и ситуации – все это обусловило ту широкую популярность, которой неизменно пользуются оперы этого выдающегося композитора. В 1869 году Верди получил от правителя Египта – хедива Измаила-паши – заказ на оперу на египетский сюжет, постановкой которого должно было ознаменоваться торжество открытия Суэцкого канала. Возможность создания блестящего, эффектного спектакля, переносящего зрителей на берег Нила, в обстановку сфинксов и пирамид, пламенная любовь эфиопской рабыни Аиды и полководца египетских войск Радамеса, две соперницы – дочь египетского фараона Амнерис и ее рабыня Аида, пленный эфиопский царь Амонасро, оказывающийся отцом Аиды, мрачные фигуры египетских жрецов, смерть заживо погребенных Аиды и Радамеса на фоне моления в храме – все это чрезвычайно увлекло Верди, напряженно работавшего над своей новой оперой. Написанная опера по идее никак не соответствовала истинным намерениям правителя Египта. Постановкой в Каире блестящего оперного спектакля на египетский сюжет он хотел прославить свое могущество. Опера же Верди, напротив, вызывала горячее сочувствие к страждущим, угнетенным и ненависть к гнету и деспотизму в лице египетских жрецов, обрекающих на гибель главных героев. Подобно разоблачению католической реакции в «Доне Карлосе», Верди в «Аиде» разоблачает религиозный фанатизм, служащий оружием угнетения и растаптывающий возвышенное человеческое чувство.
«АИДА» опера в 4х действиях, семи картинах КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ Война между Египтом и Эфиопией. Дочь египетского царя Амнерис влюблена в начальника стражи Радамеса, которому вскоре предстоит возглавить в качестве полководца египетское войско. В услужении у Амнерис находится рабыня Аида, которую с Радамесом связывают взаимные чувства. Никто не знает, что Аида на самом деле – дочь эфиопского царя Амонасро. Радамес отправляется в военный поход. Мстительная и коварная Амнерис, чувствуя, что сердце возлюбленного принадлежит другой, с помощью хитрости и коварства узнает о том, что ее соперница – Аида. Амнерис приказывает Аиде забыть Радамеса иначе – ее месть будет жестокой. Возвращаются с победой египетские войска, среди взятых в плен эфиопов находится никем не узнанный царь. Аида, увидев отца, бросается к нему. Радамес в качестве награды за победу просит египетского царя освободить взятых в плен эфиопов. В результате разговора с отцом Аида оказывается перед выбором – спасти свою страну и доказать свою дочернюю любовь и преданность Родине, но предать возлюбленного и выведать у него план нового нападения, или - остаться верной любви, но отречься от отчизны и отца. В ловушке оказывается и Радамес – бежать с возлюбленной и оказаться предателем или отказаться от своей любви. Уступая силе чувств, Радамес соглашается бежать и выдает военную тайну. Этот разговор подслушан Амонасро – царем Эфиопии и Амнерис, которая в гневе призывает верховного жреца и стражу. Аида и Амонасро вынуждены бежать. Амнерис обещает Радамесу спасение и все блага мира, если он отречется от любви к Аиде, но ему не нужна жизнь без любви и чести. Египетский суд жрецов приговаривает предателя Радамеса к заточению и смерти в мрачном подземелье. Вместе с ним там же оказывается и Аида, которая после гибели отца, решает разделить участь возлюбленного. Влюбленные обречены, но впервые счастливы: они вместе. Амнерис в безнадежной молитве сражена горем.
Постановочная группа:
Музыкальный руководитель и дирижер - народная артистка Узбекистана, лауреат Гос. премии, профессор Дильбар АБДУРАХМАНОВА Режиссёр- постановщик - народный артист Узбекистана и Азербайджана, лауреат Гос. премии, профессор Фирудин САФАРОВ
Действующие лица: Царь Египта – Засл.арт.Узб. Хатам Юлдашев, Георгий Дмитриев Жрецы, жрицы, министры, военачальники, солдаты, сановники, рабы и пленные эфиопы, египетский народ. Действие происходит в Мемфисе и Фивах во времена могущества фараонов.
|
|