Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
23.10.2016 / 17:45:13

В ГАБТе им.А.Навои 29 декабря состоится премьера оперы "Аида"


Большой театр Узбекистана  уже не в первый раз обращается к постановке оперы Дж.Верди «Аида», которая по праву считается выдающимся произведением и входит в золотой фонд мировой оперной классики.

Первая постановка оперы состоялась в 1960 г, которую осуществили музыкальный руководитель и дирижер народный артист М.Ашрафи, режиссер-постановщик заслуженная артистка А.Миралимбаевой, художник-постановщик – заслуженный художник М.Мусаев. В этой постановке, которая имела большой успех, «Аида» шла долгие годы на сцене Большого театра, вплоть до 90-х годов.

И  в 2016 году, после капитальной реконструкции театра на обновленной сцене появится долгожданная не только зрителями, но и всем коллективом театра, новая «Аида». Несмотря на то, что сюжет этой оперы исторических, он актуален и в наше время, ведь  любовь, верность, патриотизм это основа воспитания  подрастающего поколения. Это произведение гуманистическое, воспевающее чистое, святое человеческое чувство любви, отрицание войн, экстремизма и обращение к высоким  идеалам. К тому же, в материале оперы композитор особо выявляет красоту и своеобразие культуры Востока, тонко проникая в ее свойства.  В силу этого постановка  оперы «Аида» в наши дни в Узбекистане представляется необыкновенно важной и нужной для всех поколений зрительской общественности.

Богатая мировая сценическая жизнь этой оперы на крупнейших сценах земного шара и возникновение все новых и новых постановочных версий «Аиды» Верди – убедительное подтверждение этому.

Музыкальный язык оперы захватывает своей мощью и необычайной выразительностью. Во многих своих произведениях композитор Верди сумел соединить яркий драматический темперамент, остроту характеристик с пылкими итальянскими мелодиями. Автор в опере «Аида» реалистически показал житейскую правду, социальные явления того времению Творческая страница из истории борьбы Египта с Нубией дала прекрасный материал для создания музыки, полной драматизма, позволила создать на этом материале мелодическую драму. 

Нубия всегда привлекала алчные взгляды имущей египетской верхушки. В один из таких набегов Нубия была покорена. В числе богатой добычи были и обреченные на рабство нубийцы, а среди них и дочь царя – Аида, которая становится рабыней дочери фараона. Но нубийцы не считают себя побежденными и пытаются вновь отстоять свою независимость.

В опере очень выпукло выступают три линии, которые Верди пытается провести. Любовь к родине достаточно подчеркнута в драматическом и музыкальном материале поведением Аиды и ее отца Амонасро.

В опере подчеркнута духовная мощь и мужество главных персонажей, которым сочувствует автор, это Аида, Радамес, Амонасро. Наряду с этим показаны хитрость, качество и трусость фараона, Амнерис и египетских жрецов.

Автор раскрывает силу искреннего чувства, нравственную чистоту, готовность Аиды и Радамеса к самопожертвованию во имя любви, в противоположность эгоизму Амнерис. Как большой художник-реалист, Верди правдиво отобразил на историческом материале глубокие человеческие чувства.

В своей опере Верди затрагивает темы социального гнета, трагического столкновения человека с окружающей средой. Богатство музыкальных красок наряду с сильным в драматургическом отношении либретто – вот те достоинства, которые по сей день привлекают внимание оперных театров всего мира к этому произведению музыкальной классики.

«Аида» написана на древнегреческий сюжет. Либретто оперы принадлежит Гисланцони. По театрально-постановочному стилю «Аида» - большая опера с массовыми сюжетами, с торжественными шествиями, с мощными ансамблями. Но «Аида» - не только декоративно-помпезная опера для блестящего, эффектного спектакля: в ней осуществлено органическое единство театрального стиля большой оперы и лирико-психологической драмы, получившей глубокое музыкальное воплощение.

Музыка «Аиды», итальянская в своей основе, имеет в некоторых сценах и эпизодах восточный характер.

Оркестр в «Аиде» чрезвычайно колоритен, богат и разнообразен в тембровом отношении. Он нигде не ограничивается только аккомпанирующей функцией, а всегда активно участвует в раскрытии драматических ситуаций и душевного мира героев.

В опере ярко и рельефно противопоставлены друг другу  контрастные начала – основной конфликт: светлый, чистый образ Аиды, с ее пламенной любовью, и суровый образ жрецов, воплощающих тёмную силу угнетения и деспотизма.

Джузеппе Верди – популярнейший итальянский композитор XIX века. Он родился в 1813 году Верди еще с детства изумлял окружающих своими способностями в музыке. За свою долголетнюю деятельность Верди написал свыше двадцати опер. Наиболее известны – «Риголетто», «Травиата», «Отелло», «Аида», «Трубадур», «Бал-маскарад».

Верди принадлежит к числу величайших оперных композиторов. Его опера «Аида» является образцом мелодической драмы. Впервые она поставлена была в 1871 году в Каире, затем с громадным успехом обошла сцены всего мира. Общедоступность музыкального письма и мелодичности – основные черты творчества Верди..

В творчестве композитора можно различать три периода: первый, когда Верди находится еще под влиянием Россини и других композиторов. Второй период – время, когда создавались «Трубадур», «Травиата» и «Риголетто». В этих произведениях композитор освобождается от посторонних влияний и находит свой язык. Последний период начинается с момента создания оперы «Аида». Композитор тщательно отчеканивает свой стиль, выявляет свое мастерство в использовании выразительности человеческого голоса, в трактовке оркестровых и хоровых масс.

Верди знал, что в оперном произведении самое могучее средство выражения заложено в человеческом голосе. Он умел отлично использовать все его богатства. Носителем драматической выразительности в операх Верди является певец. Оркестр и сценическое оформление не заслоняют собой основного.

Непосредственность и искренность творчества Верди, его яркий драматический порыв, мастерское умение обрисовать в звуках характеры и ситуации – все это обусловило ту широкую популярность, которой неизменно пользуются оперы этого выдающегося композитора. 

В 1869 году Верди получил от правителя Египта – хедива Измаила-паши – заказ на оперу на египетский сюжет, постановкой которого должно было ознаменоваться торжество открытия Суэцкого канала. Возможность создания блестящего, эффектного спектакля, переносящего зрителей на берег Нила, в обстановку сфинксов и пирамид, пламенная любовь эфиопской рабыни Аиды и полководца египетских войск Радамеса, две соперницы – дочь египетского фараона Амнерис и ее рабыня Аида, пленный эфиопский царь Амонасро, оказывающийся отцом Аиды, мрачные фигуры египетских жрецов, смерть заживо погребенных Аиды и Радамеса на фоне моления в храме – все это чрезвычайно увлекло Верди, напряженно работавшего над своей новой оперой.

Написанная опера по идее никак не соответствовала истинным намерениям правителя Египта. Постановкой в Каире блестящего оперного спектакля на египетский сюжет он хотел прославить свое могущество. Опера же Верди, напротив, вызывала горячее сочувствие к страждущим, угнетенным и ненависть к гнету и деспотизму в лице египетских жрецов, обрекающих на гибель главных героев. Подобно разоблачению католической реакции в «Доне Карлосе», Верди в «Аиде» разоблачает религиозный фанатизм, служащий оружием угнетения и растаптывающий возвышенное человеческое чувство.

 

«АИДА» опера в 4х действиях, семи картинах

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Война между Египтом и Эфиопией. Дочь египетского царя Амнерис влюблена в начальника стражи Радамеса, которому вскоре предстоит возглавить в качестве полководца египетское войско. В услужении у Амнерис находится рабыня Аида, которую с Радамесом связывают взаимные чувства. Никто не знает, что Аида на самом деле – дочь эфиопского царя Амонасро.                                                                                                                           

Радамес отправляется в военный поход. Мстительная и коварная Амнерис, чувствуя, что сердце возлюбленного принадлежит другой, с помощью хитрости и коварства узнает о том, что ее соперница – Аида. Амнерис приказывает Аиде забыть Радамеса иначе – ее месть будет жестокой.

Возвращаются с победой египетские войска, среди взятых в плен эфиопов находится никем не узнанный царь. Аида, увидев отца, бросается к нему. Радамес в качестве награды за победу просит египетского царя освободить взятых в плен эфиопов.

В результате разговора с отцом Аида оказывается перед выбором – спасти свою страну и доказать свою дочернюю любовь и преданность Родине, но предать возлюбленного и выведать у него план нового нападения, или - остаться верной любви, но отречься от отчизны и отца. В ловушке оказывается и Радамес – бежать с возлюбленной и оказаться предателем или отказаться от своей любви. Уступая силе чувств, Радамес соглашается бежать и выдает военную тайну. Этот разговор подслушан Амонасро – царем Эфиопии и Амнерис, которая в гневе призывает верховного жреца и стражу. Аида и Амонасро вынуждены бежать.

Амнерис обещает Радамесу спасение и все блага мира, если он отречется от любви к Аиде, но ему не нужна жизнь без любви и чести.

Египетский суд жрецов приговаривает предателя Радамеса к заточению и смерти в мрачном подземелье. Вместе с ним там же оказывается и Аида, которая после гибели отца, решает разделить участь возлюбленного. Влюбленные обречены, но впервые счастливы: они вместе.

Амнерис в безнадежной молитве сражена горем.

 

Постановочная группа:

 

Музыкальный руководитель и дирижер -

народная артистка Узбекистана, лауреат Гос. премии, профессор

Дильбар АБДУРАХМАНОВА

Режиссёр- постановщик -

народный артист Узбекистана и Азербайджана, лауреат Гос. премии, профессор

Фирудин САФАРОВ

 

 

 

Действующие лица:

Царь Египта – Засл.арт.Узб. Хатам Юлдашев, Георгий Дмитриев
Амнерис, его дочь  - Яника Багрянская, Феруза Юсупова 
Аида, рабыня, эфиопская царевна–Галина Голубкова, Саида Мамадалиева, Мария Полякова
Радамес, начальник дворцовой стражи – Неъмат Синхабиби
Рамфис, верховный жрец – Засл.арт.Узб. Кирилл Борчанинов, Мехриддин Мелиев
Амонасро, царь эфиопский, отец Аиды  - Засл.арт.Руз Ринат Титеев
Гонец – Нурмахмат Мухамедов, Александр Полонский

Жрецы, жрицы, министры, военачальники, солдаты, сановники, рабы и пленные эфиопы, египетский народ.

Действие происходит в Мемфисе и Фивах во времена могущества фараонов.

 

 

 





Другие материалы рубрики

17.10.2016 / 20:52:17

Необыкновенный концерт в театре "Ильхом". Артисты ансамбля "Омнибус", вместе с зарубежными коллегами, представили программу "Играем вместе"

Любители оригинальной музыки нашей столицы получили на днях хороший подарок. Это был концерт "Играя вместе" в театре "Ильхом", организованный ансамблем "Омнибус" и "CEC Arts Link". Далее...

10.10.2016 / 19:13:59

Самарқандда илк бор Шоҳ Эдип

Ўзбекистон Республикаси маданият ва спорт ишлари вазирлиги Швейцариянинг Ўзбекистондаги элчихонаси ҳамкорлик бюроси "Ўзбектеатр" ижодий-ишлаб чиқариш бирлашмаси Самарқанд вилоят мусиқали драма театри билан биргаликда, театр санъати усталарининг "Устоз ва шогирд" мактаби ўзининг иккинчи лойиҳасини амалга оширди. Бу йили "Устоз ва шогирд" мактабига Республикамизнинг турли вилоят театрларидан бешта ёш режиссёр таклиф қилинди ҳамда уларга режиссура санъати бўйича кучли устозлар томонидан мукаммал сабоқ берилди. Далее...

10.10.2016 / 19:10:46

ЧЕШСКИЙ ШВЕЙК АДЕЛИ ЧИЛЯКОВОЙ в гостях "Ильхом"

24 октября 2016 г., в преддверии 98-го юбилея государственной независимости Чешской Республики, театр "Арт-Студия-Свет" представит новую адаптацию известного автора антивоенной сатиры, чешского классика Ярослава Гашека. Далее...

21.09.2016 / 20:21:25

Актерские будни мюзикла "Мой Ташкент": артисты, как дети, им бы только поиграть

У артистов свои приметы и свой лексикон. Например, "расколоть"? Знаете ли вы, что означает это слово для артиста на сцене? Оказывается, это - любимая забава артистов – "расколоть коллегу на сцене", то есть рассмешить его и тем самым выбить его из "сценической колеи". Далее...

21.09.2016 / 11:03:41

Детская опера для взрослых

Всем известная сказка – вещь сложная для постановки. И в разы сложнее браться за постановку всем известной сказки, если она уже шла на этой сцене – на сцене Большого театра. Это в первую очередь вызов: для актёров, для режиссёра и для самого театра. Поставить хуже категорически нельзя. Поставить лучше….ну, здесь уже вопрос удачи с выбором режиссёра. Опере "Волшебная лампа Аладдина" Совета Вареласа в 2016 году в Ташкенте в ГАБТ имени А. Навои с режиссёром повезло. Далее...





19.04.2024 / 10:22:49
В Самарканде открылась выставка археологических находок эмирата Шарджа
 
18.04.2024 / 15:39:18
Гёте-Институт в Узбекистане в сотрудничестве с берлинским ннститутом международных отношений представили в Ташкенте фотовыставку известного немецкого фотомастера - "Хельга Парис. Фотография".
 


14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 
17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 


09.04.2024 / 12:19:35
Русский дом в Ташкенте провел "Книжный завтрак" с поэтом, прозаиком, переводчиком, критиком и эссеистом Сухбатом Афлатуни.
 
26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 


18.04.2024 / 13:33:40
Поедете учиться в российский город будущего? Он есть в числе других участников выставки "Образование и профессия"
 
12.04.2024 / 14:02:19
20 апреля в 13:00 в Русском доме в Ташкенте пройдёт просветительская акция "Тотальный диктант" - праздник грамотности для тех, кто хочет, умеет и любит писать по-русски грамотно
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте