Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
31.10.2016 / 09:22:11
"Перестаньте стрелять! Здесь живые люди!"В стенах ташкентского театра «Ильхом» 24 октября 2016 года «Арт-Студия-Свет» представила спектакль «Добрый солдат Швейк», новую адаптацию знаменитого романа Ярослава Гашека. Автор сценической интерпретации и режиссер-постановщик - известный деятель культуры, поэт и переводчик, лауреат премии «Gratias Agit» Адель Чилякова. Постановка была осуществлена при поддержке Посольства Чешской Республики в Узбекистане, Республиканского интернационального культурного центра и Высшей школы хореографии и национального танца Узбекистана. Комический роман-эпопея чешского классика Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка» хорошо известен нашей публике. Преобразование его в сценическую постановку представляло собой немалые трудности, ибо из огромного событийного содержания книги нужно было отобрать фрагменты, которые достаточно убедительно воспроизводили бы ее дух, обладали сценической цельностью, известным «единством действия», и вместе с тем обнаруживали определенную концептуальную новизну, а значит, и художественную целесообразность и «оправданность» такой интерпретации. Да и сам выбор места представления – театра «Ильхом», славящегося нестандартностью и новаторством своих постановок, предполагал подобное решение. Думается, что автору театрального сценария и постановщику спектакля Адели Чиляковой это удалось. Были отобраны и сценически осмыслены сцены-фрагменты, с одной стороны, «неотъемлемые» от читательской памяти о книге (эпизоды: Швейк в психиатрической лечебнице, Швейк и военные и гражданские власти, Швейк и солдатское товарищество, Швейк и война), а, с другой, выражающие современное восприятие романа, сопряженное с актуальными политическими и нравственно-психологическими идеями и пониманием состояния современного мира. Сейчас, когда в столь многих регионах планеты происходят военные столкновения, льется кровь, осуществляется жестокое насилие, пожалуй, ключевой фразой спектакля, обращенной ко всей публике, явилось простодушное, но столь естественное и значимое восклицание Швейка, возмущенного приказами стрелять в противника: «Перестаньте стрелять! Ведь это же люди!» В предложенной постановке были акцентированы идеи общественного безумия и цинизма в условиях ничем не оправданной несправедливой войны (мнимое «безумие» Швейка здесь только подчеркивает подлинное умственное нездоровье общества, охваченного страхом и военной истерией). Если психологическая интрига характера главного персонажа книги, по мнению литературоведов, заключается в неразрешимой загадке, действительно ли Швейк подчас так наивен и простодушен, что его причисляют к «идиотам», или это проявление в нем «народной хитринки», и он лишь притворяется недалеким парнем, потакая безумцам-начальникам и пытаясь ускользнуть от вовлечения в убийственное дело войны, то в предлагаемой А. Чиляковой версии Швейк однозначно умственно здоров и естественен в своём отношении к творимому вокруг насилию и безумству. Исполнитель главной роли Равшан Султанходжаев внешне, казалось, никак не походивший на «традиционного» Швейка: худощав, смугл, лишен динамики увальня,- оказался все-таки подлинным Швейком по сути, и зрители быстро «привыкли» к такому своеобразному воплощению известного персонажа. В работе любительского состава актеров чувствовался подлинный энтузиазм и понимание важности воспроизведения и современного переосмысления классического произведения. Запомнился подпоручик Дуб в исполнении Александра Курышева, Татьяна Попова замечательно выступила в роли бездушного медицинского работника, Ирина Григорьева была весьма убедительна в роли баронессы Боценгейм с ее тупонаивной заботливостью и «чужим» акцентом. Весь состав исполнителей работал от души, и чувствовалось, что это коллектив единомышленников по сцене и по жизни. Художественное оформление спектакля (художник Александр Батыков), скромное по использованным материалам, представляющее собой всего лишь раздвижную «ширму» с картинами чешских реалий и большими часами, которые на глазах у публики переводились вперед, не только отсчитывая время сюжетного действия, но приближая сценические события к нам, было тем не менее достаточно убедительным и художественно выразительным для создания необходимого ощущения присутствия в изображаемой эпохе. Введенные в содержание спектакля хореографические сцены создавали необходимые паузы в драматургическом действии и сопрягались с характером ключевых эпизодов. Следует отметить саму атмосферу, царившую в зале во время представления и вылившуюся затем в публичное обсуждение новой постановки. В зале присутствовали и приняли участие в дискуссии сотрудники Чешского посольства, известные театральные деятели, журналисты и литераторы. Постановка спектакля по известному классическому произведению чешской литературы выразила общественную потребность обращения в переломные исторические эпохи, в непростые периоды современной жизни к основополагающим художественным произведениям, устоявшимся общечеловеческим идеям и художественным истинам, которые позволяют современному человеку глубже понимать сущность современных событий и утверждаться в гуманистических основах нашей культуры. НИКОЛАЙ ИЛЬИН (специально для сайта Kultura.uz)
|
|