Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
11.03.2017 / 14:38:11
В Узбекистане создан новый впечатляющий спектакль "Звездные ночи" о крупном государственном деятеле, писателе и поэте Захириддине БабуреПостановка осуществлена известным театральным режиссером Бахадыром Юлдашевым на сцене руководимого им ташкентского театра-студии «Дийдор» по роману писателя Пиримкула Кадырова «Звездные ночи». В центре внимания весьма впечатляющий образ одного из крупных узбекских шахов, в последующем основателе Империи Великих Моголов, - Захириддина Мухаммада Бабура (1483-1530).Перед взором зрителей предстают сцены того, как в 12 летнем возрасте его провозглашают главой ханства в Андижане, действия по его развитию, а затем поражение его войск в Самарканде, потеря родины, после чего он и ближайшее окружение оказались в Кабуле, а потом наступил этап завоевания Индии, где под его руководством произошли большие преобразования. В третьей части его знаменитой книги «Бабур-наме» описывается период с 1525-1529 годы, когда окончательно оформляется империя, которой потомки Бабура правили три столетия. В спектакле он предстает как скромный, одинокий и простой в быту человек и вместе с тем высокообразованный представитель культуры того времени. Новый творческий проект осуществлен Юлдашевым в тесном сотрудничестве с НА «Узбеккино» в рамках возрождения деятельности Узбекской студии киноактера, в котором , наряду с будущими театральными актерами, воспитанниками «Дийдора», играют профессиональные киноактеры. И это дает очень интересный творческий результат. Оригинальный замысел режиссера нашел четкое понимание в хорошей игре актеров, особенно тех, кто играл главные роли. Впечатляют образы, созданные Алишером Узаковым и Адизом Раджабовым (Бабур) , Назокат Нарзиевой (Кутлуг Нигорахонум), Юлдуз Раджабовой (Хонзодабегим), Хуршидой Арабшоевой (Зухробегим ), Ферузой Норматовой (Ойшабегим), Бабуром Юлдашевым ( Шайбани-хан) и других. В полной мере отвечает действиям, происходящим на сцене, сценография художников Бабура Исмаилова и Доно Ганиевой. Более подробно об этом в беседе с постановщиком спектакля, народным артистом Узбекистана Бахадыром ЮЛДАШЕВЫМ. - Бахадыр Турсунович, чем вызвано ваше новое обращение к замечательному роману Пиримкула Кадырова «Звездные ночи» о полной различных, порой трагичных, перипетий жизни и деятельности Бабура? - Дело в том, что личности наших великих предков очень интересны во все времена. О каждом часе их жизни можно рассказать очень многое. Вспомните, какие масшабные , важные проблемы они решали . Причем очень интересно они мыслили, решали грандиозные задачи того времени. Потому эти темы всегда будут вызывать особый интерес у нашего зрителя. Нам надо хорошо знать свою историю и гордиться ею, особенно нашей молодежи. Эта тема важна для всех - тема родины и любви к своей родине. Об этом надо говорить со сцены, писать книги. Причем делать это очень грамотно , на самом современном уровне. Это уже не должны быть какие-то ряженные в чалмах с саблями на боку. В конце концов, дело не в костюме, дело в идее . Поэтому наша задача была рассказать очень доступно и понятно о жизни и делах Бабура, этого великого человека , о том , почему он так любил свою родину и стремился сделать для нее все возможное и как ему было тяжело вдали от родины. - Что нужно сделать для того, чтобы показать это на современной сцене так, чтобы тебе поверили, что для этого делается в «Дийдоре»? - Мне кажется, проблема в том, что уровень культуры и понимания того, что происходит на сцене, напрямую связан с тем, каков он у зрителей и у артистов. Если у артистов он такой же, как у зрителей, то успеха не будет. Уровень артистов должен быть наголову выше, чем у зрителя, и чтобы ему было, что сказать этому зрителю чего он не знает и не видел. Мы в «Дийдоре» идем именно по этому пути. Если внутренний мир актера богат, то зритель к нему будет тянуться. Нашим ребятам мы очень много говорим об этом, показываем самые лучшие фильмы мира . Они смотрят их и стараются хоть немного подниматься до этого уровня. Им также помогает знакомство с лучшими постановками ведущих театральных коллективов мира. В этом спектакле, чтобы зритель поверил, что это Бабур, что его играют на должном уровне Алишер Узаков и Адиз Раджабов , у самих этих актеров должен быть богатейший внутренний мир. И тогда им остается после спектакля дать автограф тем, кто этого хочет, и идти домой. А тут были, как вы знаете, и актеры, и киноактеры. Первые очень хороши при больших эпизодах, а вторые, люди из кино, при небольших. И тут все это ярко проявилось. После проб и отбора в спектакле остались самые лучшие, самые способные киноактеры, и все очень постарались. И еще надо сказать, что у нас есть хорошие условия для работы, для практического решения наших задач по обучению и подготовке будущих .мастеров театральной сцены. Наша студия - это тот очаг , где мы стремимся хранить и приумножать большую любовь к искусству. Именно на это направлен и новый спектакль о нашем великом предке Бабуре - «Звездные ночи». Очень интересной и содержательной была и наша беседа об этом спектакле с известным театральным критиком, доктором искусствоведения Ильдаром МУХТАРОВЫМ. - Ильдар Аскадович, мы с тобой посмотрели этот спектакль и я могу сказать, что он состоялся, в нем заложены глубокие идеи, киноактеры задействованы впервые вместе с актерами «Дийдора». А как тебе этот спектакль понравился, что ты можешь о нем сказать как профессиональный театральный критик? - После просмотра спектакля я сказал, что это явление в нашем театральном искусстве и нашей театральной жизни. Бахадыр Турсунович не в первый раз возвращается к произведениям, уже поставленным им прежде. Так было со спектаклями «Нодира», «Проделки Майсары» и вот теперь «Бабур». Но повторные обращения абсолютно отличаются от первых. В минувшие годы у режиссера, видимо, зрели новые мысли созвучные новому времени. Время само диктует другую трактовку, толкование и иную форму спектакля. Первый спектакль о Бабуре, поставленный Баходыром Юлдашевым еще в академическом театре, памятен как большой исторический спектакль, где режиссер ярко и образно выдвинул на первый план идею неумолимости движения исторического времени. Такие спектакли выстраивались в ту пору в некотором романтически приподнятом стиле. Дийдоровская трактовка иная – здесь мы видим камерный спектакль о человеке. Режиссер словно дает нам почувствовать, что театральная сцена не место для памятника, здесь властвует живой человек с его страстями и переживаниями. Да, это спектакль о крупной исторической фигуре, государственном деятеле, но о человеке (!) Бабуре, человеке, рожденном для творчества, который прошел через самые серьезные испытания, который испытал горькую боль утраты Родины…. - Давай поговорим немного о форме спектакля… - Когда инсценируется роман, то в спектакль входит не все, а отдельные сюжетные линии. В этом сложность инсценирования прозы, так как спектакль вынужденно выстраивается как ряд фрагментов из романа. В дийдоровской постановке о Бабуре произошел редкий счастливый случай, по-видимому, запрограммированный режиссером. Фрагментарность инсценировки здесь не нарушает целостности спектакля, благодаря участию в нем киноактеров. Мы давно привыкли, когда артисты театра играют в кино, но когда киноактеры появляется на сцене, то все не так просто. Специфика работы актеров в кино заключается в умении сконцентрировать всю свою энергию в очень маленьком пространстве отдельного эпизода, но их часто «не хватает» на длинные драматические сцены. И вот это здесь сыграло на руку…. Самые длинные сцены отданы режиссером театральным актерам, а более компактные сцены играют киноактеры. И те, и другие вносят в спектакль свои краски, свои светотени. Потому, спектакль хоть и камерный, в его атмосфере ощутима завораживающая энергия. Потому в нем нет проходных, второстепенных образов – каждый выразителен и по-своему важен. - Я бы хотел еще отметить, что спектакль сделан на самом современном уровне… - Да, он сделан на современном уровне, но на основе традиций. Юлдашев держит весь спектакль на актерах, скуп и строг в режиссерских постановочных средствах, что для него не очень привычно. Но возьмем «Бабурнаме» и перечитаем самого Бабура! И увидим, как его строгий, трезвый взгляд на окружающую жизнь, стиль его письма отличается от, так называемого, «восточного романтизма». И спектакль выдержан в такой же лаконичной стилистике, в скупых, трезвых тонах. Но сказано при этом очень многое. - И мы можем поздравить и Бахадыра Турсуновича, и актеров с большим творческим успехом. - Обязательно, его необходимо поздравить с таким успехом. И надо чтобы спектакль увидели как можно больше людей. Он и в эстетическом, и познавательном плане очень интересен. БОРИС БАБАЕВ, Kultura.com
|
|