Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
11.03.2017 / 14:38:11

В Узбекистане создан новый впечатляющий спектакль "Звездные ночи" о крупном государственном деятеле, писателе и поэте Захириддине Бабуре


Постановка осуществлена известным театральным режиссером Бахадыром Юлдашевым  на сцене руководимого им  ташкентского театра-студии «Дийдор» по роману  писателя Пиримкула Кадырова «Звездные ночи». В центре внимания весьма впечатляющий образ одного из  крупных узбекских шахов, в последующем основателе Империи  Великих Моголов, - Захириддина Мухаммада Бабура (1483-1530).Перед взором зрителей  предстают сцены того, как в 12 летнем возрасте его провозглашают главой ханства в Андижане,  действия  по его развитию, а затем поражение его войск в Самарканде, потеря родины, после чего он и ближайшее окружение оказались в Кабуле,  а потом  наступил этап  завоевания Индии,  где под его руководством произошли большие преобразования. В третьей части его  знаменитой книги «Бабур-наме»  описывается  период с 1525-1529 годы, когда окончательно оформляется империя, которой потомки Бабура правили  три столетия. В спектакле он предстает как скромный, одинокий и простой в быту человек  и вместе с тем  высокообразованный представитель  культуры того времени.

Новый творческий проект осуществлен  Юлдашевым в тесном сотрудничестве с  НА «Узбеккино» в рамках возрождения деятельности Узбекской студии киноактера, в котором , наряду с будущими театральными актерами, воспитанниками «Дийдора»,  играют  профессиональные киноактеры. И это дает очень интересный творческий результат. Оригинальный замысел режиссера нашел четкое понимание в хорошей игре актеров, особенно тех, кто играл главные роли. Впечатляют образы, созданные   Алишером Узаковым и Адизом Раджабовым (Бабур) , Назокат Нарзиевой (Кутлуг Нигорахонум), Юлдуз Раджабовой  (Хонзодабегим), Хуршидой Арабшоевой (Зухробегим ), Ферузой Норматовой  (Ойшабегим), Бабуром Юлдашевым ( Шайбани-хан) и других. В полной мере отвечает  действиям, происходящим на сцене, сценография художников Бабура Исмаилова и Доно Ганиевой.

Более подробно   об  этом в беседе с постановщиком спектакля, народным артистом Узбекистана Бахадыром ЮЛДАШЕВЫМ.

- Бахадыр Турсунович, чем вызвано ваше новое  обращение к замечательному роману Пиримкула Кадырова «Звездные ночи» о полной различных, порой трагичных, перипетий жизни и деятельности Бабура?

- Дело в том, что личности наших великих предков очень интересны во все времена. О каждом часе их жизни можно рассказать очень многое. Вспомните, какие масшабные , важные проблемы они решали . Причем очень интересно они мыслили, решали грандиозные задачи того времени. Потому эти темы всегда будут вызывать особый интерес у нашего зрителя. Нам надо хорошо знать свою историю и гордиться ею, особенно нашей молодежи. Эта тема важна для всех - тема родины и любви к своей родине. Об этом надо говорить со сцены, писать книги. Причем делать это очень грамотно , на самом современном уровне. Это уже не должны быть какие-то ряженные в чалмах с саблями на боку. В конце концов, дело не в костюме, дело в идее . Поэтому наша задача была рассказать очень доступно и понятно  о жизни и делах  Бабура, этого  великого человека , о том , почему он так любил свою родину и стремился сделать для нее все возможное и как ему было тяжело вдали от родины.

-  Что нужно сделать для того, чтобы показать это на современной сцене так, чтобы тебе поверили, что для этого делается в «Дийдоре»?

-  Мне кажется, проблема  в том, что  уровень культуры и понимания того, что происходит на сцене, напрямую связан с тем, каков он у зрителей и у артистов. Если  у артистов он такой же, как у зрителей, то успеха не будет. Уровень артистов должен быть наголову выше, чем у зрителя, и чтобы ему было, что сказать этому зрителю  чего он не знает и не видел. Мы в «Дийдоре»  идем именно по этому пути. Если внутренний мир актера богат, то зритель к нему будет тянуться. Нашим ребятам мы очень много говорим об этом, показываем  самые лучшие фильмы мира . Они смотрят их и стараются хоть немного подниматься до этого уровня. Им также помогает знакомство с лучшими постановками  ведущих театральных коллективов мира.

В  этом спектакле, чтобы зритель поверил, что это Бабур, что его играют на должном уровне Алишер Узаков и Адиз Раджабов , у самих  этих актеров должен быть богатейший внутренний мир. И тогда  им остается после спектакля дать автограф тем, кто этого хочет, и идти домой. А тут были, как вы знаете,  и актеры, и киноактеры. Первые очень хороши при больших эпизодах, а вторые, люди из кино, при небольших. И тут все это ярко проявилось. После проб и отбора в спектакле остались самые лучшие,  самые способные  киноактеры, и все очень постарались. И еще надо сказать, что у нас есть хорошие условия для работы, для практического решения наших задач по  обучению и подготовке будущих .мастеров театральной сцены. Наша студия - это тот очаг , где мы стремимся хранить  и приумножать большую любовь к искусству. Именно на это направлен и новый спектакль о нашем великом предке Бабуре - «Звездные ночи».

Очень интересной и содержательной была и наша беседа  об этом спектакле с известным театральным критиком, доктором искусствоведения Ильдаром МУХТАРОВЫМ.

- Ильдар  Аскадович, мы с тобой посмотрели этот спектакль и я могу сказать, что он состоялся, в нем заложены глубокие идеи, киноактеры задействованы впервые  вместе с актерами «Дийдора». А как тебе этот спектакль понравился, что ты можешь о нем сказать как профессиональный театральный критик?

- После просмотра  спектакля я сказал, что это явление в нашем театральном искусстве и нашей театральной жизни. Бахадыр Турсунович  не в первый раз возвращается к произведениям, уже поставленным им прежде. Так было со спектаклями «Нодира», «Проделки Майсары» и вот теперь «Бабур». Но повторные обращения абсолютно отличаются от первых. В минувшие годы у режиссера, видимо, зрели новые мысли созвучные новому времени. Время само диктует другую трактовку, толкование и иную форму спектакля.  Первый спектакль  о  Бабуре, поставленный Баходыром Юлдашевым еще в академическом театре, памятен как большой исторический спектакль, где режиссер ярко и образно выдвинул на первый план идею неумолимости движения исторического времени. Такие спектакли выстраивались в ту пору в некотором романтически приподнятом стиле. Дийдоровская трактовка иная – здесь мы видим  камерный спектакль о человеке. Режиссер словно дает нам почувствовать, что театральная сцена не место для памятника, здесь властвует живой человек с его страстями и переживаниями. Да, это спектакль о крупной исторической фигуре, государственном деятеле, но о человеке (!) Бабуре, человеке, рожденном для творчества, который прошел через самые серьезные испытания, который испытал горькую боль утраты Родины….

- Давай поговорим немного о форме спектакля…

- Когда инсценируется роман, то в спектакль входит не все, а отдельные сюжетные линии. В этом сложность инсценирования  прозы, так как спектакль вынужденно выстраивается как ряд фрагментов из романа. В дийдоровской постановке о Бабуре произошел редкий счастливый случай, по-видимому, запрограммированный режиссером. Фрагментарность инсценировки здесь не нарушает целостности спектакля, благодаря участию в нем киноактеров. Мы давно привыкли, когда артисты театра играют  в кино, но когда киноактеры появляется на сцене, то все не так просто. Специфика работы актеров в кино заключается в умении сконцентрировать всю свою энергию в очень маленьком пространстве отдельного эпизода, но их часто «не хватает» на длинные драматические сцены. И вот это здесь сыграло на руку…. Самые длинные сцены отданы режиссером театральным актерам, а более компактные сцены играют киноактеры. И те, и другие вносят в спектакль свои краски, свои светотени. Потому, спектакль  хоть и камерный, в его атмосфере ощутима завораживающая энергия. Потому в нем нет проходных, второстепенных образов – каждый выразителен и по-своему важен.

- Я бы хотел еще отметить, что спектакль сделан на самом современном уровне…

- Да, он сделан на современном уровне, но  на основе традиций. Юлдашев  держит весь спектакль на актерах, скуп и строг в режиссерских постановочных средствах, что для него не очень привычно. Но возьмем «Бабурнаме» и перечитаем самого Бабура! И увидим, как его строгий, трезвый взгляд на окружающую жизнь, стиль его письма отличается от, так называемого, «восточного романтизма». И спектакль  выдержан в такой же лаконичной стилистике, в скупых, трезвых тонах. Но сказано при этом очень многое.

- И мы можем поздравить и Бахадыра Турсуновича, и актеров с большим творческим успехом.

- Обязательно, его необходимо поздравить с таким успехом. И надо чтобы спектакль увидели как можно больше людей. Он и в эстетическом, и познавательном плане очень интересен.

                                                                                                                                                                        БОРИС БАБАЕВ, Kultura.com

 

 

 

 





Другие материалы рубрики

11.03.2017 / 14:29:08

Государственный театр музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана

Наш театр, созданный в 1972 году, является единственным театром данного жанра в Среднеазиатском регионе, с творчеством которого знакомы зрители большинства стран Содружества Независимых государств. Коллектив театра ориентирует свою деятельность на обогащение репертуара наиболее яркими и оригинальными произведениями не только авторов мировой классики, но и современных, в том числе узбекских композиторов и драматургов. Далее...

02.03.2017 / 20:14:26

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ БОЛЬШОЙ ТЕАТР ИМЕНИ АЛИШЕРА НАВОИ репертуар на март

Р Е П Е Р Т У А Р на март 2017 г. Далее...

26.02.2017 / 02:04:42

Государственный театр музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана РЕПЕРТУАР МАРТ

Министерство по делам культуры и спорта Республики Узбекистан Творческо-производственное объединение "Узбектеатр" Государственный театр музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана РЕПЕРТУАР МАРТ (44 — театральный сезон) 2017 год. Далее...

19.02.2017 / 20:04:54

Репертуар театра "Ильхом" на март 2017

Репертуар театра "Ильхом" на март 2017 Далее...

06.02.2017 / 23:50:05

Уже в самом начале года театр "Ильхом" порадовал своей новой оригинальной постановкой - "Девятый вал бал. Репетиция". Так отмечался день рождения основателя театра Марка Вайля

Создание театральной студии в "Ильхоме" - еще одно из гениальных предначертаний легендарного ташкентского режиссера Марка Вайля. Далее...





25.04.2017 / 18:49:56
В Ташкенте завершился "Фестиваль изобразительного и прикладного искусства Узбекистана-2017"
 
21.04.2017 / 18:55:58
Работа мечты... Разговор с флористом Еленой Культиасовой
 


13.04.2017 / 09:51:11
НАЧАЛИСЬ ДНИ ТУРКМЕНСКОГО КИНО
 
09.04.2017 / 21:19:58
ГУ ГУОЦИН: Узбекско-китайское сотрудничество в области кино имеет большие перспективы
 


25.04.2017 / 17:18:23
"Музыкальный" диалог
 
25.04.2017 / 16:43:07
Джаз-парад продолжается: саксофонист Михал Вроблевски (Чехия) и друзья
 


09.04.2017 / 21:11:47
Николай Ильин ПРИШЕСТВИЕ ВЕСНЫ
 
04.04.2017 / 12:32:41
Полвека прошло с того времени, когда в марте 1967 года вышел из печати 3 номер журнала "Звезда Востока" – "Писатели России – Ташкенту", который раскупался читателями мгновенно
 

 
 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2017 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте