Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
16.03.2017 / 09:16:14
"Провинциальные анекдоты" в Государственном академическом русском драматическом театре Узбекистана«Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, – редко, но бывают». (Н. В. Гоголь)
«Провинциальные анекдоты» – один из тех редких случаев, когда сравнительно современная пьеса становится классической, а сам драматург – Александр Вампилов (1937-1972) классиком XX века. Две трагикомических коллизии – «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом» – уже стали одними из самых известных театральных сюжетов. А. Вампилов пишет одноактную пьесу «Двадцать минут с ангелом» в 1962 году, а в 1968 – «Историю с метранпажем». Эти одноактные пьесы легли в основу спектакля «Провинциальные анекдоты». «…Александр Вампилов – из тех редких имён и явлений в отечественной литературе, для которых громкие публичные слова как бы малы и «жмут». Они другой меры… Прежде чем говорить о Вампилове, хочется помолчать – и над судьбой его, при жизни не баловавшей признанием, рано оборвавшей эту жизнь, и перед встречей с героями, стоящими в той стороне, где не бывает тесно от многолюдья, потому что добро, свет, совесть и надежда там негромкие, неземные, и убедительные…» - говорил о нем сибирский писатель Валентин Распутин. Александр Вампилов прожил недолгую жизнь, но успел написать около 70-ти рассказов, сценок, очерков, статей, фельетонов и шесть пьес. «Провинциальные анекдоты» можно рассматривать как своеобразную новую ступень в творчестве молодого драматурга — переход от комедийной лирики к социальной сатире, к глубоким пластам социальной психологии, к сюжетам, одновременно простым и виртуозным, чреватым острыми, парадоксальными ходами. Более того, «трагикомическое представление в двух частях» позволяет говорить о растущем интересе Вампилова к нравственно-философской проблематике, недаром так настойчиво возвращается драматург к рубежным ситуациям жизни и смерти в своих наиболее зрелых и наиболее значительных пьесах: «Утиной охоте» и «Прошлым летом в Чулимске». Произведения А. Вампилова после его ранней гибели из-за несчастного случая (его моторная лодка перевернулась на Байкале в низовьях Ангары) были переведены на многие языки мира. Жизнь его продолжается в экранизации («Старший сын», «Прощание в июне», «Несравненный Наконечников», «Прошлым летом в Чулимске», другие фильмы) и театральных постановках его пьес. Первый показ трагикомического представления «Провинциальные анекдоты» в Ташкенте состоялся пятого ноября 2016 года в Государственном Академическом Русском Драматическом театре Узбекистана. Однако до сих пор этот спектакль в программках и на афише значится как премьера, и это справедливо, так как такая сложная психологическая социальная драма должна созревать на сцене не один месяц, чтобы достичь апогея в зрительском восприятии. Трагикомедия «Провинциальные анекдоты» состоит из двух актов, разных по сюжету, но объединенных одной главной мыслью, – она о жизни простых людей в сибирской глубинке, о командировочных и неудачливых гастролёрах, останавливающихся на короткое время и отрывающихся на полную катушку в дешёвых гостиничных номерах с обшарпанными стенами, заклеенными газетной периодикой. В первой части это: Виктория, простая и наивная девушка, устраивающаяся на работу (Ксения Уринова); высокопоставленный чиновник местного разлива, авторитарный до маразма администратор гостиницы Калошин (заслуженный артист Узбекистана Олег Васильев); спивающийся врач, приятель Калошина Рукосуев —– Сергей Шамсутдинов, молодой холостой человек, преподаватель физкультуры Камаев —–Олег Терновой; жена Калошина, официантка ресторана «Тайга» Марина — Диана Тюменева. В каждом таком одиночном номере провинциальной гостиницы установлены телефон и репродуктор, символически соединяющий командировочную неприглядную жизнь постояльцев гостиницы с далёкой Москвой. Из него непрерывно льются то заздравные парадные марши, то лирические песни Валерия Ободзинского («Эти глаза напротив…») или прямая трансляция футбольного матча – отдушина для заядлых болельщиков, вроде метранпажа Потапова (Оскар Усманов).
Пьеса могла быть названа не «провинциальные», а «гостиничные» анекдоты, так сильна, так выявлена в ней власть над людьми этого особого мира, этого особого пространства, случайного, временного для его постояльцев и вместе с тем глубоко закономерного, обладающего своим незыблемым укладом, пространства ограниченного, небольшого и в то же время бескрайнего отеля — «Тайги». В начале и в конце спектакля режиссёра-постановщика Михаила Каминского, нарушая временные рамки трагикомедии, появляется родоначальник этого жанра Николай Васильевич Гоголь (Алексей Извольский), из шинели которого вышли все русскиеписатели, по мнению Ф.М. Достоевского[1].Режиссер неспроста вывел на сцену русского классика, ведь "Провинциальные анекдоты" Вампилова во многих моментах созвучны гоголевскому "Ревизору" - сюжетная линия, элементы фарса и гротеска, "говорящие" фамилии героев. Зрители, благодаря оригинальным режиссёрским находкам, смогли прозреть историю на все времена, вызывающую «смех сквозь невидимые миру слезы», когда одна крайность переходит в другую: смех – в молитву, а любовь к человеку застывает проклятием на устах. Гоголь, заглянувший в номер провинциальной таёжной гостиницы и увидевший «весь этот прозаический существенный дрязг жизни», должен был упасть и разбиться,но он только хитровато улыбнулся и, прикрывшись тёмным длинным плащом, исчез, продолжив путь своего духовного восхождения к новым рубежам.
Гуарик Багдасарова Фото: Максад Джангиров
|
|