Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
03.04.2017 / 23:31:16

В Государственном Академическом Большом театре имени Алишера Навои с большим успехом прошел спектакль "Царская невеста", который по праву можно считать необычным


Опера Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста» уже достаточное количество сезонов идет на сцене нашего театра и пользуется неизменным успехом у ташкентского зрителя. Но в этот вечер после почти шестилетнего перерыва в образе Марфы предстала замечательная певица, Народная артистка Узбекистана и Каракалпакстана Муяссар Раззакова. И это событие придало особую праздничность всей отмосфере прекрасного спектакля. А двумя днями раньше весь мир отмечал Международный день театра – и можно с уверенностью сказать, что этот прекрасный спектакль стал и своеобразным приношением знаменательной дате.

Нельзя не вспомнить о том, что когда этот спектакль готовился к премьере – он был поставлен в рассчете именно на индивидуальность и талант Муяссар Раззаковой – и в первой премьере она блестяще выступила в ансамбле со своими коллегами. И вот сейчас, по прошествии нескольких лет, впервые после открытия исторического здания театра новое яркое выступление мастера узбекской оперы в «Царской невесте» поистине украсило замечательный спектакль.

В который раз отмечая самобытность и высокий энергетический накал, заложенные в этот спектакль его постановщиком, заслуженным деятелем искусств Узбекистана Андреем Слонимом и музыкальным руководителем и дирижером, заслуженным деятелем искусств Узбекистана Анваром Эргашевым – стоит отметить, что эта яркая постановка театра  живет активной жизнью и постоянно обогащает постановочный замысел новыми яркими красками. Спектакль очень стильно, многокрасочно и экспрессивно раскрывает драму человеческих страстей, развивающуюся, согласно сюжету, в мрачную эпоху правления царя Ивана Грозного. Не изменяя законам эпохи спектакля, режиссер наделил всех исполнителей истинно современными средствами выражения эмоций – и наверное оттого спектакль предстает особенно убеждающим. В его ткань органично вплетены все – от главных героев до каждого артиста хора, уверенно и четко воплощающих свою сценическую жизнь.

Конечно, галерею героев спектакля открывает сама Марфа в исполнении Муяссар Раззаковой. Тонко и с искренней органикой пропевая своим красивым голосом каждое мгновение своей сложной вокальной партии, Муяссар Раззакова активна и в действии. Она выпукло раскрывает, пожалуй, самое главное и ценное – необычность души своей героини, её устремленность к мечте, её удивительную странность, непохожесть на других, её безащитность – и, вместе с тем – особую силу Добра.  Из-за этого свойства и привлекает прекрасная Марфа внимание и страсти многих герое спектакля – от боярина Грязного до самого всевластного царя Ивана. Разнообразно и убедительно живет Марфа Раззаковой в разных состояниях души – от светлой устремленности к прекрасной мечте до помрачения рассудка от горя и отравы, которой ее погубили. Замечательно и другое свойство – признанный мастер узбекской оперной сцены, органично проживая замысел режиссера и дополняя его своими красками – раскрывает исконно русские свойства этого светлого и озаренного образа!

Убедил и Махмуд Рузиев своим образом Григория Грязного, с большим размахом чувств раскрыв противоречивую натуру своего героя, в котором уживаются и разгул вседозволенности – и чистая страсть к Марфе. Все моменты своей жизни на сцене его герой активно живет, осмысливает свои поступки. Выразителен в пении и пластике – и прекрасно справляется с непростым вокальным материалом партии Грязного.

Любаша в высоко эмоциональном воплощении заслуженной артистки Узбекистана Ольги Александровой также необычна своей страстностью, одержимостью – вначале любви к Грязному, затем – иступленной жаждой мести ни в чем не повинной Марфе. Эта Любаша – поистине комок нервов и страстей, с которыми не в силах совладать её мятущаяся душа.

Купец Василий Собакин в исполнении Заслуженного артиста Узбекистана Кирилла Борчанинова также предстает живым, домовитым главой семьи, отцом Марфы. Ему не чужда и хитринка, и озорство, а в горе он отрешён, замкнут. Прекрасные вокальные данные также органично помогают ему раскрыть образ своего героя.

Народный артист Узбекистана Нормумин Султанов в роли молодого Ивана Лыкова – жениха Марфы – успешно преодолел все образные трудности этого персонажа, который зачастую предстает излишне однокрасочным, «ультралирическим». В постановочной ткани спектакля Нормумин Султанов раскрывает Ивана Лыкова и влюбленным, и противостоящим неудержимому напору слепой опричнины.

Как и прежде – радует Джабраил Идрисов в образе опричника-палача Малюты Скуратова. Ему удается без «пережима» раскрыть и вседозволенность, придающей этой страшной фигуре особую значимость, и раскованность своеобразной опричнической «удали». Стоит отметить и его особо нежное чувство… к Любаше, которое артист раскрывает буквально до момента её трагической гибели.

Немецкий лекарь Бомелий – яркая удача Нурмахмата Мухамедова. В его трактовке этот персонаж и странен, и страшен, и коварен,и труслив. Понятно опасливое отношение к нему – царскому лекарю-чужеземцу – и народа, и каждого из героев оперы. А в страсти к Любаше он неожиданно мощен – и потому достигает цели.

Интересна и Рада Смирных в роли Дуняши – подруги Марфы. Ее характер иной – более земной, более привычный. Заслуженная артистка Узбекистана Гульшан Азизова с новыми для себя характерными штрихами раскрывает характер Домны Сабуровой – матери Дуняши, тайно надеявшейся, что государь изберет в жены именно ее дочь. Её рассказ о царских смотринах воспринимается очень живо – а во дворце возле умирающей Марфы она с дочерью полна горем и сочувствием. В характерной роли няни Петровны заметна молодая Мадина Базарова, сделавшая эту небольшую по объему роль запоминающейся.

В роли Царя Ивана, по замыслу композитора лишенной слов – с неизменной выразительностью бессменно выступает сам постановщик спектакля Андрей Слоним. Все четыре безмолвных выхода Царя Ивана он наделяет различными красками и штрихами – от осознания всемогущества – до полного опустошения в финале, в страхе перед карой за свершенные прегрешения.

Особо стоит сказать о хоре театра, которому в этом спектакле выпали непростые задачи – артисты хора выступают и в ролях разгульных опричников, и в образе народа, и в воплощении царской свиты во дворце.( Главный хормейстер – Народный артист Сулейман Шадманов, хормейстер Наталья Куприянова). И во всей х многогранной работе их выразительное пение подкреплено активным действием, жизнью, не прекращающейся ни на мгновение.

Музыкальный руководитель и дирижер – Заслуженный деятель искусств Анвар Эргашев чётко и с большой экспрессией воссоздает звучащий образ спектакля – от динамичного звучания оркестра до выразительного пения солистов и хора. И эта цельность соединяет все звучащее на сцене со сценическим действием в неразрывное целое.

   Особо стоит сказать о зрителе, заполнившем в этот вечер зал. Известно, что публика бывает различной – однако, в этот вечер сцена, оркестр и зал объединились в неком едином порыве. Внимательно воспринимающие зрители горячо благодарили исполнителей за каждый номер, сцену – а в конце долго не отпускали участников спектакля со сцены, одарив их бурными аплодисментами.

   Вот так в день, прошедший совсем рядом с Международным днем театра,  ГАБТ имени А. Навои в который раз раскрыл ташкентскому зрителю одно из великих чудес оперного театра. И беззаветным трудом каждого участника воссоздал истинный праздник театра и творчества для благодарного ташкентского зрителя.

 

 

                                                                                                     Гуарик Багдасарова

 

                                                                                                                          

 





Другие материалы рубрики

31.03.2017 / 12:00:31

"ТРУБАДУР" ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ – БОЛЬШАЯ ТВОРЧЕСКАЯ УДАЧА ГАБТа им. АЛИШЕРА НАВОИ

Давно хотелось побывать в Большом театре Узбекистана и снова посмотреть оперный спектакль на музыку Джузеппе Верди "Трубадур". И вот почему. Со времени своей первой постановки в Риме полтора столетия назад "Трубадур" остается одной из самых популярных опер в мире. Причиной этой популярности может быть то, что в ней так много совершенно удивительных, я бы сказала, потрясающих мелодий, которые входят в мировую сокровищницу оперного искусства. Хор "Miserere", "В горы родные мы возвратимся", хор цыган с ударами молота по наковальне, ария графа ди Луны "II balen del suo sorriso" ("Свет ее улыбки ясной") — это лишь немногие из чудесных мелодий, которые наиболее часто исполняются на концертах классической музыки и всегда на слуху у всех истинных поклонников оперного искусства. Далее...

16.03.2017 / 09:16:14

"Провинциальные анекдоты" в Государственном академическом русском драматическом театре Узбекистана

"Провинциальные анекдоты" – один из тех редких случаев, когда сравнительно современная пьеса становится классической, а сам драматург – Александр Вампилов (1937-1972) классиком XX века. Далее...

13.03.2017 / 09:12:57

В Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана состоялась премьера нового спектакля-концерта "Очарован тобой"

Это сценическая версия музыкальной комедии "Очарован тобой" в основе которой одноименная сценическая версия произведения Михаила Мелкумова и Тураба Тулы (тексты песен) (1958). И здесь очень хорошо проявила себя молодой режиссёр-постановщик Гулрух Нажидова. Далее...

11.03.2017 / 14:38:11

В Узбекистане создан новый впечатляющий спектакль "Звездные ночи" о крупном государственном деятеле, писателе и поэте Захириддине Бабуре

Постановка осуществлена известным театральным режиссером Бахадыром Юлдашевым на сцене руководимого им ташкентского театра-студии "Дийдор" по роману писателя Пиримкула Кадырова "Звездные ночи". Далее...

11.03.2017 / 14:29:08

Государственный театр музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана

Наш театр, созданный в 1972 году, является единственным театром данного жанра в Среднеазиатском регионе, с творчеством которого знакомы зрители большинства стран Содружества Независимых государств. Коллектив театра ориентирует свою деятельность на обогащение репертуара наиболее яркими и оригинальными произведениями не только авторов мировой классики, но и современных, в том числе узбекских композиторов и драматургов. Далее...





24.04.2024 / 12:09:37
Виктор Апухтин представляет выставку " Я вижу цветы Райского сада"
 
23.04.2024 / 12:48:05
В экспозиционном пространстве университета Ка-Фоскари, Венеция состоялось открытие флорентийского раздела выставки "Узбекистан: Авангард в пустыне"
 


13.04.2024 / 14:06:55
"ШУМ БОЛА" XI-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 
08.04.2024 / 11:57:58
В Ташкенте прошли показы документальных фильмов "Из Ташкента в Нью-Йорк и обратно" и "Самарканд- вечный город". После просмотра состоялась оживленная дискуссия
 


10.04.2024 / 12:00:56
Предстоящий в Узбекистане международный фольклорный фестиваль "Весна Байсуна" в фокусе внимания СМИ Казахстана
 
09.04.2024 / 17:18:38
Accor откроет новый отель рядом с международным аэропортом Ташкента
 


22.04.2024 / 12:28:08
Посольство США и представители Министерства дошкольного образования Узбекистана провели в отеле "Интерконтиненталь" церемонию завершения программы "Англоговорящая нация". Но будет другое продолжение...
 
21.04.2024 / 13:32:11
Вспоминая недавнюю встречу в Клубе "Интеллектуал". Почему все получилось отлично...Почему так должно быть всегда. Авторитетное мнение членов клуба и не только…
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте