Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
30.05.2017 / 11:00:41

В Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана премьера нового спектакля "Ханума" феерически завершила Дни грузинской культуры в Ташкенте


В этом году, как никогда, Дни грузинской культуры в Ташкенте (26-27 мая) охватили  ведущие массовые виды искусства и окунули нас в особое эстетическое пространство, национальное по форме и удивительно близкое нам по духу своим содержанием. Любителей музыки порадовал Государственный академический заслуженный ансамбль народной песни и танца Грузии «Эрисиони» во Дворце искусств «Истиклол». Поклонники живописи имели возможность наслаждаться выставкой  репродукций картин известного грузинского художника-примитивиста ХIX-XX веков Нико Пиросманашвили (1862-1918) в Ташкентском Доме фотографии. Большой интерес у кинозрителей вызвал показанный здесь художественный фильм режиссера Георгия Шенгелая, рассказывающий о жизненном и творческом пути выдающегося художника, известного в народе как Нико Пиросмани.

Горячие дискуссии среди критиков вызвала демонстрация  во Дворце кино им. А. Навои один из лучших фильмов, созданных грузинскими кинематографистами в последние годы - «Мандарины». Художественная лента, снятая грузинским режиссером Зазой Урушадзе в 2013 году,  

честно рассказывает  о грузино-абхазской войне, в которой нет победителей. Она завоевала широкую популярность у зрителей не только Грузии, но и многих зарубежных стран. Картина была удостоена премии международного кинофестиваля в Варшаве за лучшую режиссуру и в 2015 году была номинирована на премии «Оскар» и «Золотой глобус».

Премьера  нового спектакля «Ханума» - музыкальной комедии в двух действиях по мотивам классика грузинской литературы Авксентия Цагарели(музыка Гия Канчели, пьеса Бориса Рацера,  Владимира Константинова) была показана в течение двух дней  - 26-27 мая 2017 года. Спектакль молодого режиссера-постановщика Гульрух  Нажидовой была высоко оценена не только столичной разновозрастной публикой, но и зрителями, приехавшими из  Алмалыка и других уголков нашего региона.  

Действие музыкальной комедии «Ханума» происходит в конце ХIХ века в Авлабаре - одном из древнейших кварталов старого Тифлиса (Тбилиси). Разорившийся князь Пантиашвили планирует удачно жениться, для чего нанимает известную сваху Хануму. Та находит для князя невесту - немолодую и некрасивую, зато богатую. Но другая сваха - Кабато - хочет женить князя на красавице Соне, дочери купца Микича. А Сона, наперекор всем планам отца, князя и Кабато, влюбляется в молодого Коте, племянника князя. Ханума, желая помочь влюблённой паре и одновременно помешать своей конкурентке, решает испортить сватовство князя...

В театре оперетты   Гулрух Нажидова работает с 2011 года. За это время она получила известность благодаря  успешным  разножанровым спектаклям:  «Слуга двух господ»,   «Простите, дорогой», «Здравствуйте, я ваша тётя», «Ловушка», «Это было в махалле» и другие. На вопрос, что послужило толчком к постановке оригинальной грузинской музыкальной комедии, она  поделилась своими  размышлениями  о новом спектакле:

- Пьеса Авксентия Цагарели пользуется огромной любовью нескольких поколений зрителей. Знаменитые экранизации, театральные постановки приносили этому сюжету непременный успех.  «Ханума» - классическая комедия-водевиль с национальной музыкой, легендами, тостами, полными своеобразного юмора. Две свахи - Кабато и Ханума - закручивают историю с женитьбой когда-то богатого, но разорившегося князя Пантиашвили. Кабато хочет быть главной свахой и строит всяческие препоны Хануме. Но Ханума считает, что с «той поры, как создан свет, лучше свахи в мире нет». Кто же найдет лучшую невесту для князя?..

В далёком 1882 году грузинский драматург Авксентий Цагарели пишет комедию-водевиль «Ханума. Проделки свах», которая в один момент становится популярной и любимой зрителями.  Яркие костюмы и декорации, колоритная музыка и танцы, новый взгляд на знакомый сюжет! Что случилось в Тифлисе? О чём шепчутся все кумушки в Авлабаре? О чём поют кинто на базаре? Кабато решилась перейти дорогу самой Хануме! Да разве Ханума такое допустит? Сваха против свахи – опыт против азарта! В битве профессионалов за право устроить свадьбу самого князя Пантиашвили в ход пойдут коварные интриги и льстивые речи, мгновенные переодевания и неожиданные признания. Кто же победит? Кому достанутся все женихи и невесты Авлабара? Спектакль идёт стремительно и завораживает зрителя неожиданными интригами вплоть до финала. В зале не умолкает смех и аплодисменты: каскадом с театральных подмостков низвергаются остроты, шутки, анекдоты, небылицы из уст  героев, щедрых на выдумку.

Музыкальная комедия пришлась по душе, прежде всего, всей постановочной группе, более двух месяцев готовившей новый спектакль. Заслуженный деятель искусств Узбекистана Батыр Расулов был счастливдирижировать оркестром, играющим произведение великого маэстро Гия Канчели. Оркестр смог передать заложенные в этой  эмоциональной музыке искромётное веселье, динамику действия, смену лирических и комических мотивов. В ней было столько человеческого тепла и выразительной иронии: при этом каждый аккорд окрашен национальным колоритом, берущим начало из грузинского фольклора, из хорового многоголосия!

 Художники-постановщики:   заслуженный работник культуры Узбекистана Александр Батыков, Наталья  Глубокина сумели в роскошных живописных декорациях передать идейно-художественную выразительность спектакля. Декорации не только воссоздают прекрасную гористую природу и  непритязательный быт закавказского народа, культуру  древних национальных традиций, праздничного застолья, сватовства, восточного базара и восточных бань, церемонии знакомства и свадебного торжества. Актёры на  театральных подмостках легко  обжили декоративные духаны, базарные лавочки, цветущие сады во дворах и чувствуют себя в них раскованно, как у себя дома: это придаёт особую достоверность действию спектакля.

Театральный костюм нельзя рассматривать обособленно от стиля театра, пьесы, спектакля в целом.  Костюм в театре – это одно из средств выражения театрального  образа, одно из слагаемых изобразительной формы спектакля, раскрывающей идейный замысел пьесы. Художник по костюмам Лола  Новкович дополнила художественное впечатление от красочных декораций эстетизацией костюмов героев: они не просто исторически точны,  утилитарны, но и художественно оформлены, поэтому доставляют зрителям приятное наслаждение. Все костюмы персонажей – совершенно различные образы, в которых решающую роль  играет не «голизна», взятая за бренд в современной поп-культуре, а социальный смысл, придаваемый художником телу. Костюм –  персонифицированная часть образа человека и помогает зрителям до конца понять тот или иной действующий персонаж в спектакле.

Балетмейстер, заслуженная артистка Узбекистана Феруза Исаева, 

обогатила спектакль выразительными классическими хореографическими вставками, соответствующими музыке Канчели. В эпизодах и танцевальных  сценах  заняты артисты  хора и балета театра.

Актёрский состав – это целый ансамбль. Трудно выделить кого-либо отдельно, но мне удалось в антракте взять интервью у двух исполнителей главных ролей. Солист театра Валерий  Муратович Юлдашев играл князя Вано Пантиашвили. Вот что он успел рассказать в гримёрной  в антракте за несколько минут до выхода на сцену  о значении для него этой роли в новом спектакле:

- Что для меня важно в этой работе? У нас уже много лет идёт  спектакль  того же автора комедийного жанра – это «Украденная невеста». Большое удовольствие мне доставило ещё раз соприкоснуться с этим автором. В спектакле все роли выписаны доступным разговорным  языком. Один раз прочитал сценарий, и он сразу же лёг на душу и в моей памяти. Здесь всё сложно и одновременно понятно, как бывает в нашей жизни. Замечательная музыка Гия  Канчели звучит в обоих спектаклях.

Мой герой, 60-летний князь Вано Пантиашвили, мне близок и понятен по характеру. Когда-то он служил в Петербурге, потом вернулся на родину и продолжает жить на широкую ногу. От долговой ямы его может спасти только женитьба на богатой невесте – кульминация  развивается на этой интриге…

- Как Вам удалось полнокровно сыграть тип  кавказца?

- Очень легко. Сказалось, видно, гремучее смешение кровей во мне, подсказавшее мне этот замечательный образ.  Мне приходилось играть самые различные этнические характерные типы, даже цыганские.  Я специально не смотрел готовые образы-штампы, созданные до меня другими артистами, чтобы невольно  не скопировать их и с удовольствием впервые сыграл грузинскую тему.  Если зрители, судя по реакции зала,  довольны и верят мне – значит, роль удалась.  

Олеся Зварцева (Ханума): 

- Для меня это первая главная и потому очень значимая роль в актёрской судьбе. Роль очень колоритная, яркая, каскадная: мне есть что показать в ней – пением, речью, хореографией. Всё мне по душе в этой роли. Я, действительно, играю и получаю удовольствие от этой роли.

Надо отметить и блестящее исполнение комической до сарказма роли второй, менее удачливой, свахи Кабато, которую органично играет Рузанна  Акубжанова. Эта молодая актриса обладает не только широким диапазоном колоратурного сопрано, но и артистизмом, способностью перевоплощаться  как в драматические, так и в сатирические образы. Я её много раз видела на сцене театра Государственного театра музыкальной комедии  (оперетты) Узбекистана и неоднократно слушала в  органном зале Государственной консерватории Узбекистана, когда камерный хор ГК Уз исполнял произведения старинного духовного армянского  вокально-хорового искусства. Я до сих пор никак не могу соединить  столь полярные образы в одном лице, в одной актёрской карьере Рузанны  Акубжановой.

Надо отдать должное всему актёрскому ансамблю в спектакле, сумевшему представить  разнохарактерные типы, каждый из которых отличался, особым нравом и вносил в общую канву спектакля ту изюминку, которая делает действие живым и захватывающим и дарит людям настоящий праздник смеха, добра и любви.

Первый день 26 05 17 премьерного показа спектакля «Ханума» на сцене Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) совпал с  церемонией открытия кинофестиваля, на которой выступил посол Грузии в Узбекистане Константин Жгенти. Он отметил, что грузино-узбекские связи  в области кино должны расширяться и углубляться. В Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана 27 05 17 премьера нового спектакля «Ханума» феерически завершила Дни грузинской культуры в Ташкенте. Актёры работали в тесном контакте со зрителем и как нельзя лучше подтвердили слова К.С. Станиславского: «Театр – лучшее средство для общения народов между собой, для вскрытия  и понимания их сокровенных чувств». Успех новой постановки показал перспективы дальнейшего развития грузино-узбекских связей не только в музыке, живописи,  кинематографе, но и  театральном искусстве, делающем нас значительно ближе, роднее, чем мы  знаем друг  о друге по официальным информационным сводкам интернета и телерадиовещания.

 

Гуарик Багдасарова

 

Фото предоставлены Государственным театром музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана

 

 





Другие материалы рубрики

09.05.2017 / 08:12:40

"Память – вечна, память – священна"

В общеобразовательной школе № 55 города Самарканда состоялся праздничный концерт, посвящённый Дню памяти и почестей. Мероприятие было организовано городским Центром культуры и досуга населения (ЦКДН) им. Амира Темура совместно с педагогическим коллективом и учащимися школы. Далее...

02.05.2017 / 23:15:27

Апрель. Питер. "ЛЮ"бовь… Ташкентский театр на балтийских берегах

С 6 по 13 апреля в Санкт-Петербурге, на сцене театра "Балтийский дом", прошел 19 Международный фестиваль "Встречи в России", объединяющий русскоязычные театры государств СНГ и Балтии. В нынешнем году наша страна на этом театральном форуме была представлена спектаклем Государственного русского академического драматического театра Узбекистана "ЛЮ"бовь… по ранним произведениям А.П.Чехова. Далее...

03.04.2017 / 23:31:16

В Государственном Академическом Большом театре имени Алишера Навои с большим успехом прошел спектакль "Царская невеста", который по праву можно считать необычным

Опера Н. А. Римского-Корсакова "Царская невеста" уже достаточное количество сезонов идет на сцене нашего театра и пользуется неизменным успехом у ташкентского зрителя. Но в этот вечер после почти шестилетнего перерыва в образе Марфы предстала замечательная певица, Народная артистка Узбекистана и Каракалпакстана Муяссар Раззакова. Далее...

31.03.2017 / 12:00:31

"ТРУБАДУР" ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ – БОЛЬШАЯ ТВОРЧЕСКАЯ УДАЧА ГАБТа им. АЛИШЕРА НАВОИ

Давно хотелось побывать в Большом театре Узбекистана и снова посмотреть оперный спектакль на музыку Джузеппе Верди "Трубадур". И вот почему. Со времени своей первой постановки в Риме полтора столетия назад "Трубадур" остается одной из самых популярных опер в мире. Причиной этой популярности может быть то, что в ней так много совершенно удивительных, я бы сказала, потрясающих мелодий, которые входят в мировую сокровищницу оперного искусства. Хор "Miserere", "В горы родные мы возвратимся", хор цыган с ударами молота по наковальне, ария графа ди Луны "II balen del suo sorriso" ("Свет ее улыбки ясной") — это лишь немногие из чудесных мелодий, которые наиболее часто исполняются на концертах классической музыки и всегда на слуху у всех истинных поклонников оперного искусства. Далее...

16.03.2017 / 09:16:14

"Провинциальные анекдоты" в Государственном академическом русском драматическом театре Узбекистана

"Провинциальные анекдоты" – один из тех редких случаев, когда сравнительно современная пьеса становится классической, а сам драматург – Александр Вампилов (1937-1972) классиком XX века. Далее...





18.04.2024 / 15:39:18
Гёте-Институт в Узбекистане в сотрудничестве с берлинским ннститутом международных отношений представили в Ташкенте фотовыставку известного немецкого фотомастера - "Хельга Парис. Фотография".
 
16.04.2024 / 18:09:26
В Ташкенте открылся Международный фестиваль изобразительного и прикладного искусства, посвящённый году "Поддержки молодёжи и бизнеса"
 


13.04.2024 / 14:06:55
"ШУМ БОЛА" XI-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 
08.04.2024 / 11:57:58
В Ташкенте прошли показы документальных фильмов "Из Ташкента в Нью-Йорк и обратно" и "Самарканд- вечный город". После просмотра состоялась оживленная дискуссия
 


10.04.2024 / 12:00:56
Предстоящий в Узбекистане международный фольклорный фестиваль "Весна Байсуна" в фокусе внимания СМИ Казахстана
 
09.04.2024 / 17:18:38
Accor откроет новый отель рядом с международным аэропортом Ташкента
 


18.04.2024 / 13:33:40
Поедете учиться в российский город будущего? Он есть в числе других участников выставки "Образование и профессия"
 
12.04.2024 / 14:02:19
20 апреля в 13:00 в Русском доме в Ташкенте пройдёт просветительская акция "Тотальный диктант" - праздник грамотности для тех, кто хочет, умеет и любит писать по-русски грамотно
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте