Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
03.06.2017 / 10:20:38

Премьера "Хамсы" в ГАБТе им. Навои стала событием в музыкальной жизни Ташкента


Двадцать восьмого мая 2017 года в Государственном Академическом Большом театре имени Алишера Навои состоялась премьера оперы-балета "Хамса" композитора Мустафо Бафоева в постановке заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима.

Алишер Навои (1441-1501) – великий поэт, основоположник узбекского литературного языка и узбекской литературы, выдающийся государственный деятель своего времени, необычайно плодотворный автор. Его перу принадлежат пять рукописных диванов (сборников стихов), четыре из которых написаны на узбекском языке (с общим названием «Сокровищница мыслей), один – на персидском; шесть эпических поэм; множество научных и дидактических трудов в прозе.

В своей государственной  деятельности Навои  стремился облегчить страдания трудового народа, благоустроить свой край, повлиять на тех, от кого зависела судьба простых людей. Навои жил в полном согласии со своими убеждениями, которые неустанно пропагандировал в своем творчестве.  В «Хамсе» («Пятерице») Навои выразил свои убеждения и идеалы, свой богатый жизненный опыт. В ней он воспел самоотверженную земную любовь.

Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан, композитор и дирижер Мустафо Бафоев – автор крупных сценических произведений, симфоний, ораторий, балетов, камерно-инструментальных сочинений, концертов, более двухсот песен и романсов. Его творчество отличается широким разнообразием замыслов и драматургических решений. С Мустафо Бафоевым удалось поговорить в антракте между двумя действиями спектакля во время его премьерного показа. Главный вопрос был связан с музыкальным воплощением оперы-балета «Хамса»:

- «Какие задачи стояли перед композитором, и всё ли удалось реализовать на первом представлении?

- Мы с автором либретто по мотивам поэм А. Навои – Султонмуродом Олимовым взяли основные, ключевые моменты «Пятерицы» А.Навои, и я их положил на музыку. Современные постановщики вынуждены делать купюры партитур – П.И. Чайковского Н. Римского-Корсакова, Джузеппе Верди и других классиков - в современных театральных постановках. Партитура моей оперы-балета вместе с антрактом рассчитана на два с половиной часа, что вполне приемлемо для современного зрителя.

Моя задача была показать художественные образы Алишера Навои. Я постарался войти в музыкальную атмосферу эпохи Навои. Для этого мне нужно было найти музыкальную интонацию литературных образов разных по содержанию и драматургии его поэм. Для этого я использовал хоры, сольные вокальные и балетные партии. Хормейстеры – Народный артист Узбекистана Сулейман Шадманов и Наталья Куприянова; балетмейстер  -постановщик, заслуженный артист Узбекистана Замир Нурымбетов отлично справились с поставленными задачами.

Например, в первой картине «Смятение праведных» Алишер Навои встречается со своими предшественниками и литературными учителями - Низами – (Абдугани Рузиев), Дехлави – (Нурмахмат Мухамедов), Джами – (Заслуженный артист Узбекистана Шукур Гафуров). В этой сцене муз олицетворяют вокалистки – Лятифе Абиева, Анжела Мухаметзянова, а видения, планеты, звёзды – артисты балета.

В этот момент вся Вселенная раскрывает частицу своих тайн перед Алишером Навои. В образе Алишера Навои – Носир Юсупов. Чтобы постигнуть совершенство творения мира – Поэт видит вначале прекрасный Сад рая, где обитают прекрасные сказочные птицы, переданные балетными образами. Затем его взору открывается сам беспредельный Космос – и воплощения планет совершают перед его взором свои таинственные танцы. Внимание Поэта обращено к величию Человека – венца Творения. И пройдя все круги больших и малых пространств, Алишер Навои провозглашает людям истинный смысл величия Человека.

Во второй картине «Фархад и Ширин» борьбу между Фархадом и Хусровом я передал чисто музыкальными средствами.

Картина третья – «Лейли и Меджнун» рассказывает средствами музыки, вокала и балета известную всему миру легенду о любви и верности юной Лейли и Кайсе, прозванном Меджнуном («безумцем») за негасимую любовь. Она стала символом высших устоев духовной и нравственной основы истинного Человека. Грустный напев хора озвучивает предчувствие трагической судьбы влюбленных.

 

Композитор Мустафо Бафоев комментирует эту и последующие картины так:

Любовь Лейли и Меджнуна, по силе равную перу Шекспира, мне было сложнее писать: здесь я осознанно сгустил трагические краски. Четвёртая картина «Семь планет» получила, в основном, балетное решение. В этой картине только один дуэт могущественного шаха Бахрома (Нурмахмат Мухамедов) и его прекрасной наложницы Дилором (лауреат международных конкурсов Саида Мамадалиева), отвергшей любовь шаха.

В пятой картине «Стена Искандара» меняется зрелый язык поэта А. Навои, и соответственно, меняется характер моей музыки: она становится более воинственной. Здесь я использую маршевые мотивы, звук карная.

Алишер Навои ведет рассказ о могущественном полководце Искандаре (Александре Македонском), который, завоевав полмира, устремляет свои войска в Индию. Великий полководец Искандар (лауреат международных конкурсов Негмат Хабибов) одержим жаждой завоевания мира. Он призывает своих воинов к новым наступлениям, предвкушая славу и величие победителя. Парадным шествием проходят мимо него воины. В плавном и чуть скорбном танце предстают перед Искандаром согдийские пленницы.

Затем по приказу полководца начинается бурное сражение. Упоенный вначале жаждой битвы, Искандар с ужасом видит, как в этой битве не остается живых воинов – все становятся жертвой беспощадной Смерти. И сама Смерть, торжествуя, вершит свой танец над мёртвыми телами.

Ум Искандара помрачается – ему кажется, что призраки погибших воинов гневно осуждают его, бросившего их в жерло бессмысленной войны и гибели. Смерть своим вещим касанием руки лишает полководца сил и обрекает его на гибель. Умирающий Искандар глубоко раскаивается в своих замыслах и осознает пагубность любой войны. Он глубоко скорбит о том, что завоевал полмира, а уходит из мира с пустой протянутой рукой. Перед его взором является видение Матери (Анастасия Юдина). Он горячо в арии, полной драматизма, просит ее о прощении, призывает к миру – и уходит из земной жизни.

Воины Искандара – артисты балета; воины завоеванной земли – артисты хора; согдийские пленницы, девы огня – артистки балета

образ Смерти – солистка балета. Итак, во всех пяти картинах чередуются вокальные и балетные номера, взаимно обогащая друг друга.

- Из каких элементов складывается ваша музыка к опере-балету «Хамса»? Ваши музыкальные и духовные ориентиры?

Каждому народу Бог дал особую национальную культуру: свой язык, поэзию, музыку. Это моя пятая опера. Первая – «Омар Хайям», потом «Небо моей любви», посвящённая Ахмаду Ал-Фаргони; «Авиценна» и ещё одну оперу «Борва» на таджикском языке. «Хамса» («Пятерица») – моя самая недавняя работа.

Опираясь на национальные художественные традиции, я стремлюсь существенно обновить рамки устоявшихся веками жанров. Так, в оперу “Омар Хайям” я включил сцены празднования Навруза. Опера “Небо моей любви”, впервые посвященная ученому-астроному Ахмаду Ал-Фаргони, содержит зрелищные танцевальные эффекты. В хоровой симфонии № 5 “Холати Алишер Навоий” (“Состояние Алишера Навои”), в сценическом представлении по поэме А. Навои “Лисон ут-тайр” (“Язык птиц”), оратории-балете “Ритуалы зороастрийцев” для чтеца, хора и симфонического оркестра, в “Ходже Насреддине» и «Карменсите в Бухаре” и других произведениях я восстанавливаю древние лады, характерные для древних традиционных обрядов. Пробую создать новые жанры, например, телебалеты “Нодира”, “Улугбек буржи”, “Мозийдан нур”, телеопера-дастан “Бухорои Шариф” (“Священная Бухара”).

Во всех операх я опираюсь на народную музыку – макомы и шашмакомы, которые я хорошо знаю, т.к. в детстве я учился играть на гиджаке и хорошо усвоил этот жанр. Арии Алишера Навои в «Хамсе» построены на интонациях шашмакома. Я также использую в музыке национальный фольклор. Например, дуэт Фархода и Ширин – это бухарский фольклор в чистом виде. В хорезмском танце звучат хорезмские народные мотивы. Без фольклора трудно создать национальную музыку.

Недавно я написал семь анекдотов Ходжи Насреддина Афанди в переложении для симфонического оркестра. В них я охватываю фольклор разных уголков Узбекистана и Каракалпакстана.

Насколько разнятся в выразительных средствах балетная и оперная части спектакля «Хамса» в музыкальном отношении?

- Они очень отличаются. Балетная музыка должна передать смысл в большей степени через пластику, оперная – через вокал, голос. Опера – это пение, прежде всего. С самого начала я как-то особенно выделял вокальную музыку, писал романсы, оперы. Мне кажется, человеческий голос – это самый непосредственный путь к сердцу слушателя, самый проникновенный и совершенный из всех музыкальных инструментов. Конечно, сейчас я пишу очень много инструментальной музыки – это развивает круг моих выразительных средств, но все же вокальное начало для меня остается первостепенным.

- Вас устроила сегодняшняя премьера, если судить по первому действию, или есть претензии к ней?

- Пока рано судить. Все мои оперы прошли обкатку на сцене. «Хамсе» предстоит то же испытание временем. Пока я не получил полного удовлетворения, но пользуясь случаем, хочу выразить  сердечную благодарность всей постановочной группе и участникам спектакля.

- В каком направлении Вы планируете работать дальше?

- Сейчас я уже являюсь автором четырех симфоний, пяти опер и многих других произведений и прихожу к мысли о синтезе жанров. Я планирую написать пятую симфонию и сделать ее полностью хоровой. Думаю, ее тема будет связана с Накшбанди – великим суфием, жизнь которого, его деятельность очень вдохновляют меня.

Также хочу написать еще оперу специально для Государственного Академического Большого театра им. А.Навои. В последнее время я активно работаю с зарубежными музыкантами, театрами, и, конечно, хотелось бы осуществить масштабную постановку  в Ташкенте. На данный момент этот проект еще в начальной стадии разработки, но тема, которой я хотел бы посвятить оперу, – опять же историческая и связана с жизнью Амира Темура, либо Бобура.

Написание оперы – это очень сложный процесс, а столь серьезная тематика только прибавляет ответственности. Я всегда очень требователен к либретто – мне кажется, оно должно быть максимально лаконичным, и потому помимо музыки, мне часто приходится самому работать и над текстом. Но несмотря на все сложности, я всегда с большим увлечением и пристрастием берусь за сочинение нового оперного произведения. Ну, и конечно, независимо от жанра, я считаю, музыка должна быть всегда современна и  национальна, — это то, что будет отличать ее, придаст ей индивидуальный облик и вдохнет в неё жизнь.

От просмотра «Хамсы» в ГАБТе и беседы с композитором можно было сделать заключение, что сочинения М. Бафоева охватывают широкое пространство Вселенной, духовно объединяя народы и культуру Востока и Запада, где музыка служит символом мира, добра и согласия. Тема любви, неизменно повторяясь во всех частях оперы-балета «Хамса», связывает их в одно целое, выступает своего рода лейтмотивом спектакля, приобретая ярко ориентальные очертания. С помощью таких небольших музыкальных интонационно-колористических изменений узбекский композитор говорит о братстве всех людей планеты, несмотря на национальные, языковые, религиозные и другие различия.

Алишер Навои, завершая свое повествование «Хамсу», славит мир, единство людей, вечную светлую силу любви и человечности. Он призывает людей к единению и дружбе, завещает хранить истинное величие Человека как венца творения. Слышащий слова и призывы великого Поэта, народ в торжественном хорале славит его могучий дар и величие созданного им творения, которое должно жить долгие века. Зал не мог остаться равнодушным к таким призывам и после финальной сцены рукоплескал стоя артистам и постановщикам спектакля.

Отрадно отметить, что истинный успех спектакля вознаградил и постановщиков, и каждого участника оперы-балета «Хамса».  Стоит особо отметить не только горячий прием премьеры переполненным залом, но и тот примечательный факт, что в этот вечер в театр пришли ташкентские зрители самых различных национальных диаспор. И понимание, и восприятие происходящего на сцене было единодушным и энергичным – соединение звучащего и сценического действия убедило всех. Наглядно осуществилась в этот вечер одна из величайших идей Алишера Навои – соединяя представителей самых разных народов в едином восприятии действа, спектакль сделал зрителя еще одним активным соучастником премьеры.

 

Гуарик Багдасарова

Фото: М. Левкович





Другие материалы рубрики

01.06.2017 / 09:58:08

РЕПЕРТУАР НА ИЮНЬ. Государственный Академический Русский Драматический Театр Узбекистана

Министерство по делам культуры Республики Узбекистан Государственный Академический Русский Драматический Театр Узбекистана 82-ой театральный сезон 2016-2017г. РЕПЕРТУАР ИЮНЬ Далее...

01.06.2017 / 09:52:49

В ГАБТе им.А.Навои состоялась премьера оперы-балета "Хамса" композитора Мустафо Бафоева в постановке заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима

Этой премьеры ждала давно вся общественность города и гадала, как можно умудриться в одном спектакле соединить пять поэм ("Пятерица"), каждая из которых заслуживает отдельной постановки? Во-вторых, как можно совместить оперу и балет в одном спектакле? И, наконец, как можно выразить в современной опере-балете всю глубину чувств, мыслей, пророчеств планетарного мышления родоначальника узбекской классической литературы эпохи тимуридов? Далее...

30.05.2017 / 11:00:41

В Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана премьера нового спектакля "Ханума" феерически завершила Дни грузинской культуры в Ташкенте

В этом году, как никогда, Дни грузинской культуры в Ташкенте (26-27 мая) охватили ведущие массовые виды искусства и окунули нас в особое эстетическое пространство, национальное по форме и удивительно близкое нам по духу своим содержанием. Далее...

09.05.2017 / 08:12:40

"Память – вечна, память – священна"

В общеобразовательной школе № 55 города Самарканда состоялся праздничный концерт, посвящённый Дню памяти и почестей. Мероприятие было организовано городским Центром культуры и досуга населения (ЦКДН) им. Амира Темура совместно с педагогическим коллективом и учащимися школы. Далее...

02.05.2017 / 23:15:27

Апрель. Питер. "ЛЮ"бовь… Ташкентский театр на балтийских берегах

С 6 по 13 апреля в Санкт-Петербурге, на сцене театра "Балтийский дом", прошел 19 Международный фестиваль "Встречи в России", объединяющий русскоязычные театры государств СНГ и Балтии. В нынешнем году наша страна на этом театральном форуме была представлена спектаклем Государственного русского академического драматического театра Узбекистана "ЛЮ"бовь… по ранним произведениям А.П.Чехова. Далее...





18.06.2017 / 15:03:13
Открытая в галерее ZERO LINE выставка "СКВЕР ART. СКВЕРное ИСКУССТВО?" привлекает всеобщее внимание
 
01.06.2017 / 09:39:57
"Мелодия форм" Персональная выставка скульптора Улаша Уракова
 


22.06.2017 / 19:00:26
Летим на небо со "Starlifter"
 
18.06.2017 / 13:54:11
Мусиқанинг Севари...
 


22.06.2017 / 12:53:32
"Междуречие" в пространстве малого жанра
 
21.06.2017 / 09:44:58
В Ташкенте в обновленном составе начал работу литературно-музыкальный клуб "Майсара"
 


12.06.2017 / 14:47:02
В музее-лаборатории СамГУ задействован новый узбекско-польский научный проект
 
05.06.2017 / 11:18:14
Как стать успешным человеком. Это вполне возможно
 

 
 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2017 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте