Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
18.06.2017 / 14:46:00
Творческое лицо того или иного театра во многом определяется его художником-постановщикомЖивопись, сценография, графика, инсталляция – это лишь неполный список разнообразия жанров изобразительного искусства, которыми в значительной степени обладает Зубайдулло Батыров, главный художник ГАБТа им. А. Навои. Он не ограничивает своё воображение строгими рамками, и в работе использует самые разнообразные стили и техники. Художник выработал свою собственную концепцию понимания и осмысления современной сценографии. "Каждая из моих работ передает настроение, состояние души, - говорит Зубайдулло Борисович. - А это настолько тонкая вещь, что ее нельзя загнать в рамки. Именно поэтому я не ограничиваюсь определенной техникой или каким-либо жанром. Только давая свободу фантазии, можно достичь взаимопонимания художника и аудитории". Но задачи художника и сценографа имеют некие различия. "Создание спектакля - это совместный труд большого коллектива. Успех постановки зависит от того, будет ли в коллективе взаимопонимание и общая цель. Поэтому прежде чем начать работу над декорациями, мы совместно с режиссером анализируем замысел автора, разрабатываем единую концепцию. И результат такого сотрудничества обычно нравится зрителям. Хотя, честно говоря, я иногда бываю не совсем доволен итогом работы, но такие случаи только помогают совершенствоваться в искусстве". В Государственном Академическом Большом театре имени Алишера Навои Зубайдулло Батыров работает с 1994 года. За более чем двадцатилетнюю карьеру театрального художника им было оформлено более тридцати спектаклей. В послужном списке Зубайдулло Борисовича значится 19 премьер, 8 реконструкций и 6 новогодних спектаклей. Работы весьма разноплановы: драматические оперы, сказочные балеты и даже детские спектакли. В живописных, богатых и разнообразных по колориту, тонкой цветовой гамме декорациях Батырова героическая монументальность, романтическая приподнятость и праздничность сочетаются с простотой и лаконичностью, тонким чувством стиля. В своих декорациях он достигает высокой эмоциональной выразительности, мастерски использует цвет и свет. По мнению художника, декорации в спектаклях играют огромную роль. "Сейчас набирает обороты популярность минимализма в декорациях. Это когда декораций практически нет. Стол, стул, кувшин. И каждый предмет условен и многофункционален. Я видел множество примеров подобной сценографии на фестивалях и конкурсах. Критики даже хвалят, подчеркивают образность стиля. Эффектно, не спорю. Имеет право на существование и такой способ оформления сценического пространства, почему бы и нет? Но все же я считаю, что истинная декорация должна быть без всяких "измов", и обязательно быть зрелищной. Зритель должен получать эстетическое удовольствие также и от взгляда на красочную, гармоничную декорацию. Особенно это касается нашего, музыкального театра. Вот представьте на минуточку "Спящую красавицу", оформленную пустой сценой… Это уже не сказка. Мой учитель, Георгий Робертович Брим, великий сценограф, объяснял так: "Музыкальный спектакль отличается совокупностью разных жанров искусства, создающей настоящее чудо. Живой оркестр, извлекающий из инструментов великолепие звуков и тонов, оперные певцы, исполняющие сложнейшие завораживающие произведения, артисты балета, легкие и волшебные.… Ко всему этому чуду обязательно должно быть красивое оформление, сценография должна соответствовать тому, что происходит на сцене. Декорация не имеет права быть плохо выполненной, несодержательной, негармоничной. Нельзя чтобы из-за непродуманного оформления испортилось общее впечатление, и обесценился труд большого количества людей" Я полностью поддерживаю мнение Георгия Робертовича и всегда вспоминаю его слова при подготовке очередной декорации". В зависимости от жанра произведения Зубайдулло Батыров выстраивает на сцене как иллюзорно-живописные декорации, так и граничащие с сюрреализмом сценографии условностей, что свидетельствует о творчестве художника многогранного, глубоко освоившего сценическое пространство, тонко разбирающегося в психологии героев драматургических произведений, находящегося в постоянном поиске живописных полотен, стремящегося понять сегодняшнюю сложную жизнь. Театральными художниками в прошлом были продуманы разнообразные концепции и алгоритмы выявления основной идеи, источника вдохновения для создания сценической декорации. Зубайдулло Борисович считает, что главное в работе над декорацией – найти нужный образ, который впоследствии станет образом спектакля. Сценография Зубайдулло Батырова будоражит своей небуквальностью, своей способностью толкать на долгие и серьезные размышления о смысле происходящего на сцене. И вместе с тем декорации удивительно гармоничны с действиями артистов. Такой эффект – итог долгой и упорной работы, в том числе и работы над собой. Зубайдулло Борисович имеет свой, особенный взгляд на отношения художника и режиссера. Такие познания не должны быть поверхностными, потому что основная цель театрального художника в наши дни - нести высокую культуру и большой эстетический вкус в широкие народные массы. При изучении эпох художнику следует обращаться не столько к популярной литературе по истории стилей и костюма, сколько к тем непосредственным источникам, в которых запечатлены не только свойственный веку художественный стиль и внешний облик человека, но также характер мироощущения эпохи и внутренний мир людей. Если художнику-станковисту нужен, прежде всего, большой талант, то для декоратора этого мало. Он должен упорно учиться и учиться не только на высоких образцах графики, живописи, музыки, но и у жизни, природы; наблюдать, накапливать знания и уметь применить их тогда, когда наметилась соответствующая тема. Зубайдулло Батыров за творческую карьеру с одинаковым успехом оформлял оперные и балетные спектакли, несмотря на некоторые различия в требованиях к декорациям каждого жанра. Жанры высокого искусства имеют некое сходство – так, если в драматическом театре музыка выполняет служебную функцию, в балете и опере музыка является основой всего происходящего на сцене. Также литературной основой и балета, и оперы является либретто, чаще всего основанное на литературном произведении. Намного больше между этими видами искусств отличий. Конечно, самое очевидное заключается в том, что в опере художественный замысел автора воплощается посредством пения, а в балете – с помощью танца. Если обратиться к истории, можно увидеть что опера зародилась раньше балета: опера в XV веке, балет – в XVI. Также различия видны в том, что основным оперным языком является итальянский, а большинство терминов в балете – французские. Различается и терминология: например, "массовка" в опере называется хором, а в балете – кордебалетом. Сольное выступление в опере – это ария, а в балете – вариация. Также различны и требования к оформлению оперных и балетных спектаклей. Подход декоратора к балету во многом зависит от характера музыки и либретто. Однако существует одна принципиальная основа, на которой должен решаться и балетный номер, и целая постановка. Для балета нужны свобода сцены, отсутствие громоздких строенных декораций, легкость и простота фона, на котором четко и остро рисовался бы каждый силуэт, каждый штрих в движении актера. Здесь основная цель художника организовать пространство для движения и ритма. В июне 2017 года ожидается премьера еще одного классического произведения, балета "Франческа Да Римини" на музыку Чайковского по сюжету великого Данте Алигьери, в постановке А. Муминова. Восстановил балет, поставленный в Самаркандском театре оперы и балета в 1969, заслуженный артист Узбекистана Шавкат Турсунов. Художником-постановщиком стал заслуженный работник культуры Узбекистана Зубайдулло Батыров. Впервые балет на музыку П. И. Чайковского был поставлен М. М. Фокиным 28 ноября 1915 года для благотворительного концерта на сцене Мариинского театра, в один вечер с ним был показан балет "Эрос" на музыку Серенады для струнного оркестра П. И. Чайковского. Легко было бы сказать, что балет "Франческа да Римини" - исполненный огромных философских обобщений, поучительный сюжет о греховности и расплате за преступное счастье, что он - некое нравоучительное предупреждение и глубокомысленный пример для человечества навсегда, если бы он стал просто музыкальной и хореографической интерпретацией литературного шедевра. Но здесь все от гениального творения поэта XIV века Данте Алигьери "Божественная комедия", настоящей средневековой энциклопедии научных, политических, философских, моральных и богословских знаний, признаваемой величайшим памятником итальянской и мировой литературы. Ташкентских зрителей ожидает встреча с мудростью общечеловеческого звучания, отличающей подлинное хореографическое искусство как средоточие эстетики и нравственности.
Мила Гашева
|
|