Book Cafe – известное в столице книжное кафе, которое с самого начала деятельности облюбовали молодёжь и представители творческой интеллигенции. Оно расположено в самом центре города, и именно здесь состоялся новый показ фильма, уже завоевавшего широкую известность. Это было сделано по многочисленным просьбам зрителей, которые не смогли быть на его недавней презентации в Национальной библиотеке Узбекистана имени Алишера Навои. Просмотр фильма, снятого на ташкентской студии «Фаввора-фильм», последующие выступления у меня и у всех, кто находился в зале, также как и при первом показе, вызвали такой эффект, который можно объяснить только генетической памятью. Все, что показано в фильме, те слова, что говорят за кадром, – било по сердцу, вызывая слёзы, а в зале стояла такая тишина, которая бывает только тогда, когда говорится о самом важном, о самом главном в жизни людей.
Студия «Фаввора-фильм», автор сценария известный журналист Борис Бабаев, режиссёр Хаджимурат Валиев, оператор Абдулла Туляганов посвятили картину 25-летию независимости Узбекистана. Это волнующий рассказ об истории спасения в городах республики в начале Второй мировой войны более полутора миллиона беженцев из оккупированных немцами районов бывшего СССР, среди которых было более 250 тысяч евреев, о том, каким был в ту пору Ташкент и каким стал за годы независимости, каких больших успехов добилась наша страна за эти четверть века.
Особо хочется отметить и работу Михаила Гарбузенко, голос которого столь проникновенно звучит за кадром от имени автора. Его, казалось бы, беспристрастный, негромкий и чуть хрипловатый голос усилил эффект от просмотренного фильма до тончайшей пронзительности, до предела натянутого нерва. Если помните рассказ Гарбузенко «Золотая пыль махали», его тоже невозможно читать без особого трепета. «Память вообще – это и лучшее и худшее, что дано человеку. Потому что память – это наша совесть», пишет там автор. И содержание фильма этому полностью соответствует. Выступая перед зрителями, он сказал, что среди множества стихотворных произведений, посвященных теме эвакуации, есть пронизывающие до глубины души строки известного актера и поэта Владимира Рецептера, повествующие об этом периоде истории Ташкента. Он в шестилетнем возрасте был эвакуирован в город спасения, вместе с родителями, где провел немало счастливых лет и прославился как выдающийся исполнитель роли Гамлета в пьесе Шекспира в Ташкентском русском драматическом театре. А если бы он не был эвакуирован в Ташкент, чтобы его ожидало? Стихотворение Рецептера о времени эвакуации, чувствах, пережитых им, было прочитано Михаилом Гарбузенко и произвело большое впечатление на зрителей.
Накануне войны, в 1941 году, в Узбекистане проживало 6,5 млн. человек, половина из них – старики и дети. На фронт было отправлено 1,5 млн. бойцов, практически половина населения, способного взять в руки оружие. С войны не вернулись 420 тысяч человек, 640 тысяч получили ранения. 120 тысяч воинов награждены боевыми орденами и медалями, 338 удостоены звания Героя Советского Союза, 53 стали кавалерами орденов "Славы". В те суровые дни в Узбекистан было эвакуировано множество промышленных предприятий, учебных заведений, научных и культурных учреждений. В Ташкенте нашли тогда свой второй дом такие деятели искусства и культуры, как Алексей Толстой, Анна Ахматова, Владимир Луговской, Фаина Раневская, Якуб Колас, академик Виктор Жирмунский, Корней Чуковский, Иосиф Уткин, Вячеслав Иванов, Николай Ушаков, Николай Погодин и другие. Находился в то время в Узбекистане и знаменитый еврейский театр Соломона Михоэлса. Знаменитое стихотворение Константина Симонова «Жди меня», написанное для его супруги, знаменитой актрисы Валентины Серовой, прозвучало по радио, когда она находилась в эвакуации в Ташкенте.
В те же годы в Ташкенте кинематографистами Москвы и Ленинграда были созданы известные картины «Александр Пархоменко», «Два бойца». Работали эвакуированные в Ташкент известные мастера кино: Михаил Ромм, Иосиф Хейфиц, Александр Зархи, Григорий Козинцев, Леонид Трауберг. Здесь снимались Фаина Раневская, Аркадий Райкин, Лев Свердлин, Леонид Броневой. В Узбекистан были эвакуированы Михаил Жванецкий, Генрих Боровик, Иосиф Кобзон и многие другие видные деятели современной русской культуры и искусства. Среди эвакуированных оказались более 250 тысяч детей-сирот. В фильме на основе ценнейших документальных кадров говорится о том, что ташкентцы забирали их прямо с привокзальной площади, каждый день через вокзальный эвакопункт проходили сотни таких детей.
Нужно помнить и о том, что в Узбекистане была создана сеть эвакогоспиталей для лечения раненых. Они были размещены в лучших зданиях Ташкента, Самарканда, Ферганы, Бухары. Через них только за 1941-1942 гг. прошло более 100 тыс. человек.
О событиях тех лет в фильме делятся своими воспоминаниями народный артист России Юрий Стоянов, известный узбекский скульптор, заслуженный деятель искусств Узбекистана Яков Шапиро, крупный специалист водного хозяйства Аркадий Нисневич, журналист Павел Шуф, дочь поэта Гафура Гуляма Олмаз Гулямова, телеведущая Галина Мельникова, профессор Акмаль Саидов. С чувством большого волнения о событиях тех лет в фильме рассказывает автор книги «На солнечной стороне улицы», писатель Дина Рубина, назвавшая себя и тех, чьи родители оказались в Узбекистане во время войны, «потомством эвакуированных». Высокую оценку подвигу узбекского народа, оказавшего неоценимую помощь тысячам эвакуированных и их детям, в фильме дают посол ФРГ в Узбекистане Найхарт Хефер Висинг, посол Государства Израиль в Узбекистане Кармела Шамир, глава представительства ЮНЕСКО в нашей республике Криста Пиккат и другие.
После демонстрации фильма многие зрители выражали благодарность его создателям. Один из участников картины, кинодраматург Джасур Исхаков, напомнил, что война затронула в той или иной степени все семьи в Узбекистане, в том числе и его семью. И подчеркнул, что такие темы, как «дети войны», «эвакуация» требуют особого бережного отношения, ибо до сих пор это незаживающая рана для тех, кому посчастливилось выжить. Одно он знает точно - нельзя снимать такие фильмы с холодным сердцем. И рассказывать об этом надо честно, без прикрас, что и удалось создателям этого крайне необходимого в наше время фильма.
Журналистка Ольга Гула сказала нам, что такие фильмы невозможно смотреть без слёз. Война тяжёлым катком прошлась по судьбам миллионов людей, и до сих пор раздаются отголоски тех трагических лет в уже мирное время. На одном из мероприятий она познакомилась с народным артистом Узбекистана Нормумином Султановым. Узнав, что Ольга приехала из Киева, он вдруг заговорил на украинском языке. Оказалось, что Нормумин закончил Киевскую Государственную консерваторию имени П.И. Чайковского и несколько лет был солистом киевского оперного театра. На вступительных экзаменах в консерваторию Нормумин очень переживал, что не сможет сдать экзамен по русскому языку. Уроженец Нукуса, он плохо разговаривал на нём. Принимающая экзамен преподавательница спросила, откуда он приехал. Нормумин ответил, что из Узбекистана. Она долго молчала, а потом сказала, что была в эвакуации в Ташкенте, и узбекская семья помогла выжить ей и её близким. То, что она помогла потом талантливому пареньку из Узбекистана поступить в консерваторию, было её долгом перед теми людьми, народом, с которым сообща делили все тяготы военного времени. В заключение Ольга Гула добавила, что «Большое сердце Ташкента» — нужный фильм, не дающий забывать о прошлом, и хотелось, чтобы как можно больше молодых людей посмотрело его.
С узбекистанской творческой группой работали операторы из США, Израиля, России, и что особенно ценно, в фильме использован богатейший архивный материал того времени — фотографии и документальные кадры, которые продемонстрировали добросердечие, гостеприимство по отношению к беженцам.
Поэт и писатель из наших, ташкентских, Санджар Янышев, однажды написал: «Есть города, в которых хорошо жить. Есть города, в которых нужно родиться, но которые нельзя не покинуть. Есть города, тайная миссия которых видна даже тем, кто в них никогда не бывал». И наверное, присутствующие на показе фильма разгадали эту тайну – Ташкент всегда готов протянуть соседям руку помощи в беде, дать им кров и пищу, быть «хлебным городом» в самом высоком значении этого слова.
Раиса Крапаней,
фото автора